Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:13, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение, анализ, сравнение японского и американского стилей управления персоналом.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть основные характеристики японской модели управления;
2. охарактеризовать особенности американской модели менеджмента;
3. выявить сходства, различия японской и американской моделей менеджмента, проанализировать их.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА…………………….4
Становление американского менеджмента………………………………….4
Характерные черты американской модели менеджмента………………….5
1.3. Стратегическое управление в американских фирмах………………………...6
1.4. Партисипативное управление в американской модели менеджмента………8
ГЛАВА 2. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………..12
2.1. Становление японского менеджмента………………………………………..12
2.2. Характерные черты японской модели менеджмента………………………..14
2.3. Система «пожизненного найма» в японских фирмах……………………….16
2.4. Условия карьерного роста в японской модели менеджмента………………19
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОГО И ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….26
Глоссарий…………………………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………………………....29
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Современный менеджмент»
на тему
«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОГО И ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
Выполнила: студентка 3 курса
специальности « Связи с общественностью»
заочной формы обучения
филологического факультета
срок обучения 4 года
Калягина Г.А.
Проверил: Ботя Н.И.
Омск-2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА…………………….4
1.3. Стратегическое управление в американских фирмах………………………...6
ВВЕДЕНИЕ
Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Многовариантность, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторяемость действий, их зависимость от определенной ситуации составляют основные особенности современного управления. Сегодня уже никто не сомневается в необходимости изучения зарубежного опыта менеджмента. Однако не существует “патентованных” рецептов того, как за короткое время с минимальными расходами обеспечить решение проблем, которые стоят перед предприятиями, как должны меняться конкретные формы и методы управления в условиях существующих факторов внешней среды. Для выявления правильных ответов на многие вопросы, которые закономерно возникают при формировании новой стратегии развития и переориентации систем управления на рыночные условия, необходимо изучить управленческие модели, стратегические направления передовых компаний руководящих стран мира.
Теория и практика менеджмента
демонстрирует два четко
Целью данной работы является рассмотрение, анализ, сравнение японского и американского стилей управления персоналом.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть основные характеристики японской модели управления;
2. охарактеризовать особенности американской модели менеджмента;
3. выявить сходства, различия японской и американской моделей менеджмента, проанализировать их.
ГЛАВА 1. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Американский экономист
Роберт Хейлбронер указал на три основных
исторически сложившихся
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.
Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.
По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.
Содержание стратегического
управления заключается, во-первых, в разработке
долгосрочной стратегии, необходимой
для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых,
в осуществлении управления в реальном
масштабе времени. Разработанная стратегия
корпораций, впоследствии превращается
в текущие производственно-хозяйственные
планы, подлежащие реализации на практике.
Концепция стратегического
управления основана на системном и
ситуационном подходах к управлению.
Предприятие рассматривается
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
В 60-е гг. XX в. все настойчивее
стали требования работников корпораций
по улучшению их социально-экономического
положения. Параллельно с этим многие
теоретики менеджмента пришли к убеждению,
что целый ряд организаций не достигает
своих целей по причине игнорирования
противоречий быстро меняющейся социальной
среды. Следствием сложившегося положения
было появление доктрины «производственной
демократии» («демократии на рабочих местах»),
связанной с вовлечением в управление
непрофессионалов, как самого предприятия,
так и потребителей товаров и услуг, посредник
ков и т.д., т.е. Внешней по отношению к предприятию
среды.
Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.
Первая революция,
по их мнению, связана с отделением
управления от производства и
с выделением его в особый
вид управленческой
Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности.
Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.
Партисипативное управление предполагает
расширение привлечения работников к
управлению по следующим направлениям:
• предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
• привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
• предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
• участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
• предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.
2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
3. Разработка систем участия в прибыли.
4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях.
Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией — советах директоров — на Практике встречается крайне редко.
Информация о работе Сравнительный анализ американского и японского менеджмента