Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:40, реферат
Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.
Исходя из подхода «управленческой
решетки ГРИД», из всей совокупности
типов руководства можно
Таблица 3
Наименование |
Характеристика типа руководства в решетки ГРИД |
9.1 |
Максимальная забота об эффективности
производства (9 баллов) сочетается с
минимальной заботой о |
1.9 |
Минимальная забота о производстве (1 балл) и максимальная забота о людях (9 балов). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей. |
1.1 |
Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации. |
5.5 |
Это теория руководителя с философией “золотой середины”. В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных. |
9.9 |
Высокий уровень заботы о
производстве синтезирован с высоким
уровнем заботы о людях. В действиях
руководителя преобладают демократические
приемы и способы решения |
В дальнейшем эти типы могут быть сведены к трем обобщенным типам управления. Эти дополнительные типы рассматривают как сочетание описанных пяти “чистых” типов (Табл. 4).
Таблица 4
Тип управления |
Характеристика типа управления |
Патернализм |
Сочетание высокого уровня заботы о производстве и людях. Он носит не интеграционный характер, а дополняющий. Приоритет отдается исполнительности. |
Оппортунизм |
Сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или дать ему определенные личные преимущества, из любой ситуации ищет выгоду. |
Фасадизм |
Руководитель создает себе новое фальшивое лицо («любитель показухи»), а настоящее лицо прячет. |
Данная концепция опирается
на теорию атрибуции, объясняющую причинно-
В рамках данного подхода
лидер главным образом
Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства.
В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного, степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлений данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих.
Исследования свидетельствуют, что руководителям свойственно приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.
Приводимые ниже результаты исследований по данной модели представляют большой практический интерес:
Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.
Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных.
Харизматическим считается
тот лидер, который в силу своих
личностных качеств способен оказывать
глубокое воздействие на последователей.
Лидеры этого типа испытывают высокую
потребность во власти, имеют сильную
потребность в деятельности и
убеждены в моральной правоте
того, во что они верят. Потребность
во власти мотивирует их в стремлении
стать лидерами. Их вера в свою правоту
деятельным передает людям чувство
того, что он способен быть лидером.
Эти качества развивают такие
черты харизматического поведения,
как моделирование роли, создание
образа, упрощение целей «фокуса
простые и драматического характера
цели», упор на большие ожидания, проявление
доверительности у
Модели харизматического
лидерства различаются
Следующий шаг связан со
способностью лидера передать значение
своего видения посредством
Понятие преобразующего или
реформаторского лидерства
Модель имеет ряд
Дальнейшее изучение процесса
эффективного лидерства привело
к созданию системной модели. Она
в значительной степени впитала
в себя в идеи рассмотренные выше
и существенно расширила взгляд
на лидерство. В конце 1995 г в США
на основании проведенных
Модель «Основы эффективного лидерства» разрабатывалась в рамках единой государственной программы в течение пяти лет специальной комиссией под руководством вице-президента Горна. Перед программой ставились следующие задачи:
Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (Табл. 5). Приведенное здесь определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание.
Модель «Основы эффективного лидерства»
Табл. 5
Руководители |
Деловые качества |
Определение качества |
Высший уровень компетентности |
Общее видение ситуации Осведомленность о внешней обстановке |
Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных изменений; Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов; широкое использование информации при принятии решений. |
Средний уровень компетентности |
Творческое мышление Планирование и оценка результатов
Ориентация на потребителей
Управленческий контроль и интеграция Финансовое управление Управление технологиями |
Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение инновационной активности у других; Определение политики, основных направлений развития, панов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий с другими; оценка прогресса и результатов деятельности; повышение эффективности организации; Активное изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов; Обеспечение интеграции организационных процессов, содействие эффективной работе;
Подготовка и утверждение бюджета, контроль расходов, управление договорами и заявками; Содействие персоналу в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение персонала; |
Нижний уровень компетентности |
Управление многообразной рабочей силой Управление конфликтами Влияние и ведение переговоров
Формирование команды |
Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей силы; Предупреждение или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере; П олучение информации об отдельных сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса; |
Основы компетенции |
Устные коммуникации Письменные коммуникации Решение проблем
Лидерство
Навыки межличностных отношений
Самоуправление
Гибкость
Решительность
Техническая компетентность |
Умение слушать других;
делать ясные и эффективные устные
сообщения для отдельных Эффективные коммуникации,
понимание и критическое Выявление и формулирование
проблем, анализ соответствующей информации,
поиск альтернатив и Демонстрация и поощрение высоких стандартов поведения, приспособление стиля управления к ситуации и людям, умение мотивировать и руководить ими; Понимание и соответствующее реагирование на потребности, чувства, способности и интересы других, обеспечение обратной связи и беспристрастная оценка людей; Реалистическая оценка собственных достоинств, слабостей, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность в своих силах; саморазвитие, эффективное управление собственным временем; Приспособление к изменениям в рабочей среде организации, эффективная борьба со стрессами; Активные действия и готовность к риску, когда это необходимо; принятие трудных решений в сложных ситуациях; Демонстрирование высокого умения и понимание его значения в сферах ответственности. |