Стили лидерства в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:40, реферат

Краткое описание

Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.95 Кб (Скачать файл)

Исходя из подхода «управленческой  решетки ГРИД», из всей совокупности типов руководства можно выбрать  пять, которые характеризуются индивидуальными  свойствами поведения руководителей (Табл. 3).

Таблица 3

Наименование

Характеристика  типа руководства в решетки ГРИД

9.1

Максимальная забота об эффективности  производства (9 баллов) сочетается с  минимальной заботой о подчиненных (1 балл). Руководитель типа 9.1 отдает приоритет  максимизации производственных результатов, диктует подчиненным, что и как  они должны делать.

1.9

Минимальная забота о производстве (1 балл) и максимальная забота о людях (9 балов). Основное внимание уделяется  сохранению дружеских отношений  между работниками, пусть даже и  за счет производственных показателей.

1.1

Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Руководитель данного типа принимает лишь минимальные  усилия, которые требуются для  того, чтобы сохранить свое место  в организации.

5.5

Это теория руководителя с  философией “золотой середины”. В  ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование  руководителя и подчиненных.

9.9

Высокий уровень заботы о  производстве синтезирован с высоким  уровнем заботы о людях. В действиях  руководителя преобладают демократические  приемы и способы решения производственных и личных задач.


 

В дальнейшем эти типы могут  быть сведены к трем обобщенным типам  управления. Эти дополнительные типы рассматривают как сочетание  описанных пяти “чистых” типов (Табл. 4).

Таблица 4

Тип управления

Характеристика  типа управления

Патернализм

Сочетание высокого уровня заботы о производстве и людях. Он носит не интеграционный характер, а дополняющий. Приоритет отдается исполнительности.

Оппортунизм

Сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или  дать ему определенные личные преимущества, из любой ситуации ищет выгоду.

Фасадизм 

Руководитель создает  себе новое фальшивое лицо («любитель  показухи»), а настоящее лицо прячет.


3. Современные  модели лидерства.

3.1. Концепция атрибутивного лидерства.

Данная концепция опирается  на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к  лидерству исходит из того, что  выводы лидера в равной мере, как  и поведение последователей, обусловлено  реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного.

В рамках данного подхода  лидер главным образом выполняет  работу информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Найденное  таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.

Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или  обстоятельства.

В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного, степень  отличия, последовательность и степень  уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между  поведением и работой с той  точки зрения, насколько данное поведение  можно приписать отличительным  особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный  последователен в проявлений данного  поведения или как часто  такое  поведение у него проявляется. И  наконец, лидер учитывает, насколько  другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих.

Исследования свидетельствуют, что руководителям свойственно  приписывать успех в работе у  женщин внешним причинам, а неудачи  внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.

Приводимые ниже результаты исследований по данной модели представляют большой практический интерес:

  • подчиненные склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители в подчиненных;
  • руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных;
  • плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации, скорее всего приведет к выявлению руководителем внутренних причин;
  • серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя скорее всего к выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;
  • уклонение «с объяснением» подчиненного от ответственности или его извинения за случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;
  • неизменный уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с причин, связанных со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение к количеству прилагаемых усилий.

Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие  лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером  и подчиненным, то есть подчиненный  своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее  поведение последнего.

3.2. Концепция харизматического лидерства.

Имеются две противоположные  позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние  лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской  харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния  на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание  лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма  относится к власти примера, связанной  со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние  на подчиненных.

Харизматическим  считается  тот лидер, который в силу своих  личностных качеств способен оказывать  глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую  потребность во власти, имеют сильную  потребность в деятельности и  убеждены в моральной правоте  того, во что они верят. Потребность  во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту  деятельным передает людям чувство  того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие  черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса  простые и драматического характера  цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

Модели харизматического лидерства различаются количеством  стадий развития самой харизмы и  отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить  чувствительность к обнаружению  проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем  необходимо развить в себе видение  идеализированных путей решения  этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может  немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной  коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким  образом, чтобы это произвело  на них сильное впечатление и  стимулировало к действиям. Далее  лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения  доверия с ними, проявляя такие  качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и  совершение неординарных действий или  поступков. На заключительном этапе  лидер обязан продемонстрировать способность  к реализации своего видения через  делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая  их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

3.3. Концепция преобразующего лидерства.

Понятие преобразующего или  реформаторского лидерства имеет  много общего с харизматическим  лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и  убеждения последователей в необходимости  саморазвития. Лидер-реформатор - это  преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к  обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через  развития.

Модель имеет ряд отличительных  моментов. Во-первых, признается необходимым  для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию  в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

3.4. «Основы эффективного лидерства».

Дальнейшее изучение процесса эффективного лидерства привело  к созданию системной модели. Она  в значительной степени впитала  в себя в идеи рассмотренные выше и существенно расширила взгляд на лидерство. В конце 1995 г в США  на основании проведенных исследований, широких опросов практиков, ученых разработала модель лидерства (Лобанов  В.,1996).

Модель  «Основы эффективного лидерства» разрабатывалась в рамках единой государственной программы  в течение пяти лет специальной  комиссией под руководством вице-президента Горна. Перед программой ставились  следующие задачи:

  • создание гибкой и надежной системы найма;
  • преобразование квалификационной системы;
  • улучшение системы исполнения решений;
  • совершенствование системы обучения и развития служащих;
  • обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников;
  • сокращение бумажных потоков;
  • формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.

Разработанная модель лидерства  является иерархической, ориентирована  на стратегический, оперативный и  тактический  уровни руководства. Кроме  того, она является ступенчатой, позволяет  последовательно развивать и  совершенствовать качества персонала (Табл. 5). Приведенное здесь определение  каждого из качеств, раскрывает его  основное содержание.

Модель «Основы эффективного лидерства»

Табл. 5

Руководители

Деловые качества

Определение качества

Высший уровень  компетентности

Общее видение ситуации

Осведомленность о внешней  обстановке

Развитие общего видения  в организации, обеспечение широкой  поддержки в проведении организационных  изменений;

Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных  интересах; понимание внешнего воздействия  отдельных лиц и документов; широкое  использование информации при принятии решений.

Средний уровень  компетентности

Творческое мышление

Планирование и оценка результатов

 

 

 

Ориентация на потребителей

 

 

Управленческий контроль и интеграция

Финансовое управление

Управление технологиями

Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение инновационной  активности у других;

Определение политики, основных направлений развития, панов и  приоритетов; изыскание необходимых  ресурсов; планирование и координация  действий с другими; оценка прогресса  и результатов деятельности; повышение  эффективности организации;

Активное изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов;

Обеспечение интеграции организационных  процессов, содействие эффективной  работе;

 

Подготовка и утверждение  бюджета, контроль расходов, управление договорами и заявками;

Содействие персоналу  в получении информации о новых  технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение персонала;

Нижний уровень  компетентности

Управление многообразной  рабочей силой

Управление конфликтами

Влияние и ведение переговоров

 

Формирование команды

Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых и  других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей силы;

Предупреждение или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере;

П

олучение информации об отдельных  сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование  переговоров, убеждений и власти для достижения целей

Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса;

Основы компетенции

Устные коммуникации

Письменные коммуникации

Решение проблем

 

 

 

Лидерство

 

Навыки межличностных  отношений

 

 

Самоуправление

 

 

 

Гибкость

 

Решительность

 

Техническая компетентность

Умение слушать других; делать ясные и эффективные устные сообщения для отдельных сотрудников  и групп;

Эффективные коммуникации, понимание и критическое восприятие письменных сообщений;

Выявление и формулирование проблем, анализ соответствующей информации, поиск альтернатив и планирование мер по решению проблем;

Демонстрация и поощрение  высоких стандартов поведения, приспособление стиля управления к ситуации и  людям, умение мотивировать и руководить ими;

Понимание и соответствующее  реагирование на потребности, чувства, способности и интересы других, обеспечение  обратной связи и беспристрастная  оценка людей;

Реалистическая оценка собственных  достоинств, слабостей, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность  в своих силах; саморазвитие, эффективное  управление собственным временем;

Приспособление к изменениям в рабочей среде организации, эффективная борьба со стрессами;

Активные действия и готовность к риску, когда это необходимо; принятие трудных решений в сложных  ситуациях;

Демонстрирование высокого умения и понимание его значения в сферах ответственности.

Информация о работе Стили лидерства в управлении