Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:31, контрольная работа
Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.
Введение
Стили принятия решений
Базовые стили принятия управленческих решений.
Индивидуальные стили
Стили соответствующие уровням принятия решений
Экспертные методы прогнозирования
Заключение.
Список использованной литературы.
Импульсивный стиль (А >> К) характеризуется тем, что стадия генерации альтернатив существенно «превосходит» фазу их критического анализа и контроля. В этом случае лицо принимающее решение очень легко и быстро придумывает новые идеи, генерирует всевозможные варианты решения, однако не утруждает себя необходимым анализом альтернатив, который может вообще отсутствовать. Оценки и суждения излишне категоричны и резки. Принимаемые решения в высшей степени рискованны, наименее обоснованы и часто приводят к необратимым последствиям. Подобный стиль выработки решений характерен для людей с очень слабой рефлексивностью, высокой самооценкой, низкими аналитическими способностями и самоконтролем.
2.3 Стили, соответствующие уровням организации решений.
Кроме указанных
выше существует большое число других
оснований для классификации
стилей принятия решений. Это объясняется
чрезвычайной сложностью и разнообразием
управленческих решений. Однако специалистов
в области менеджмента и
На основе данного
критерия можно выделить пять стилей,
которые однозначно соответствуют
уровням организации
Диктаторский
стиль характерен для руководителей,
предпочитающих принимать решения
на автократическом уровне. Этот стиль
присущ в высшей мере авторитарным
руководителям и
Реализаторский стиль характерен для руководителей, предпочитающих принимать решения на автономном уровне, особенно в тех случаях, когда для принятия решения наиболее подходит не индивидуальная, а коллективная форма. В таком стиле работают руководители, которые «все берут на себя» и полагают, что никто другой не справится с проблемой лучше, чем они. Хотя подобная установка оправдана в отдельных ситуациях, но в целом она приводит к перегрузке руководителя решением второстепенных задач в ущерб выполнению его основных функций.
Организаторский стиль характерен для руководителей, предпочитающих принимать решения на локально-коллегиальном уровне. На данном уровне роль руководителя в процессе принятия решений существенно изменяется. Она состоит уже не в самостоятельном принятии решения, а в организации процесса коллективного принятия решения. Подобная установка также закрепляется в соответствующем стиле поведения руководителя.
Координаторский стиль характерен для руководителей, предпочитающих принимать решения на интегративно-коллегиальном уровне. Этот стиль преобладает в деятельности руководителей в случае ослабления их роли в организации. При этом руководитель почти полностью отказывается от самостоятельного решения проблем и все большее число решений «перекладывает» на группу. Поэтому при использования такого стиля фактически все решения в организации принимаются коллегиально. «Власть подчиненных» становится настолько весомой, что она сравнивается или даже начинает превосходить «власть руководителя».
Маргинальный стиль характерен для руководителей, предпочитающих принимать решения на метаколлегиальном уровне. Его отличительная особенность заключается в том, что руководитель в своих решениях использует установку только на подчинение «командам сверху». В этом случае он редко принимает решение самостоятельно или даже с помощью подчиненных, а стремится получить указания свыше по максимальному числу возникающих проблем, в том числе тех, которые находятся только в его компетенции. Эта установка приводит к тому, что подавляющее большинство управленческих решений «переносится» на вышестоящий уровень организации.
Метод прогнозирования
– математический метод, с помощью
которого реализуется предварительно
разработанная модель прогнозирования.
Совокупность правил, приемов и методов
составляет методику прогнозирования.
Единого
универсального метода прогнозирования
не существует. Огромное разнообразие
прогнозируемых ситуаций приводит к необходимости
столь же большого разнообразия методов
прогнозирования. В настоящее время насчитывается
свыше 150 методов прогнозирования, но наиболее
широко используются около 20 методов.
Для всех без исключения методов прогнозирования
характерно использование статистических
данных. Только одни методы ориентированы
на непосредственную обработку рядов
динамики, а другие - на косвенное использование
статистических данных.14
В
настоящее время наряду со значительным
числом опубликованных методов прогнозирования
известны многочисленные способы их классификации.
Тем не менее, считать этот вопрос удовлетворительно
решенным нельзя, так как единой, полезной
и полной классификации сейчас еще не
создано. Итак, каковы же цели классификации
методов? Можно указать две такие основные
цели. Это, во-первых, обеспечение процесса
изучения и анализа методов и, во-вторых,
обслуживание процесса выбора метода
при разработке прогнозов.
Существуют
два основных типа классификации: последовательная
и параллельная. Последовательная классификация
предполагает вычленение частных объемов
из более общих. Параллельная классификация
предполагает сложное информационное
основание, состоящее не из одного, а из
целого ряда признаков. Основной принцип
такой классификации - независимость выбранных
признаков, каждый из которых существен,
все вместе одновременно присущи предмету,
и только их совокупность дает исчерпывающее
представление о каждом классе.
Последовательная
классификация имеет наглядную интерпретацию
в виде некоторого генеалогического дерева,
охватывает всю рассматриваемую область
в целом и определяет место и взаимосвязи
каждого класса в общей системе. Поэтому
она является более приемлемой для целей
изучения, позволяет методически более
стройно представлять классифицируемую
область знаний.
Каждый уровень классификации характеризуется
своим классификационным признаком. Элементы
каждого уровня представляют собой наименования
принадлежащих им подмножеств элементов
ближайшего нижнего уровня, причем подмножеств
непересекающихся.
Элементы нижнего уровня представляют
собой наименование узких групп конкретных
методов прогнозирования (иногда из одного
элемента), которые являются модификациями
или разновидностями какого-либо одного,
наиболее общего из них.
На первом уровне все методы делятся на
три класса по признаку "информационное
основание метода". Фактографические
методы базируются на фактически имеющемся
информационном материале об объекте
прогнозирования и его прошлом развитии.
Экспертные методы базируются на информации,
которую поставляют специалисты-эксперты
в процессе систематизированных процедур
выявления и обобщения этого мнения. Комбинированные
методы выделены в отдельный класс, чтобы
можно было относить к нему методы со смешанной
информационной основой, в которых в качестве
первичной информации используются фактографическая
и экспертная.
Не следует относить к комбинированным
методам те методы прогнозирования, которые
к экспертной исходной информации применяют
математические методы обработки или
исходную фактографическую информацию
оценивают экспертным путем. В большинстве
случаев они достаточно хорошо укладываются
в первый или второй из перечисленных
выше классов.
Эти
классы разделяются далее на подклассы
по принципам обработки информации. Статистические
методы объединяют совокупность методов
обработки количественной информации
об объекте прогнозирования по принципу
выявления содержащихся в ней математических
закономерностей развития и математических
взаимосвязей характеристик с целью получения
прогнозных моделей. Методы аналогий направлены
на то, чтобы выявлять сходство в закономерностях
развития различных процессов и на этом
основании производить прогнозы. Опережающие
методы прогнозирования строятся на определенных
принципах специальной обработки научно-технической
информации, реализующих в прогнозе ее
свойство опережать развитие научно-технического
прогресса.
Экспертные методы разделяются на два
подкласса. Прямые экспертные оценки строятся
по принципу получения и обработки независимого
обобщенного мнения коллектива экспертов
(или одного из них) при отсутствии воздействий
на мнение каждого эксперта мнения другого
эксперта и мнения коллектива. Экспертные
оценки с обратной связью в том или ином
виде воплощают принцип обратной связи
путем воздействия на оценку экспертной
группы (одного эксперта) мнением, полученным
ранее от этой группы или от одного из
ее экспертов.
Третий уровень классификации разделяет
методы прогнозирования на виды по классификационному
признаку "аппарат методов". Каждый
вид объединяет в своем составе методы,
имеющие в качестве основы одинаковый
аппарат их реализации. Так, статистические
методы по видам делятся на методы экстраполяции
и интерполяции; методы, использующие
аппарат регрессионного и корреляционного
анализа; методы, использующие факторный
анализ.
Класс методов аналогий подразделяется
на методы математических и исторических
аналогий.
Прямые экспертные оценки по признаку
аппарата реализации делятся на виды экспертного
опроса и экспертного анализа. В первом
случае используются специальные процедуры
формирования вопросов, организации получения
на них ответов, обработки полученных
ответов и формирования окончательного
результата. Во втором - основным аппаратом
исследования является целенаправленный
анализ объекта прогнозирования со стороны
эксперта или коллектива экспертов, которые
сами ставят и решают вопросы, ведущие
к поставленной цели.
Экспертные оценки с обратной связью в
своём аппарате имеют три вида методов:
экспертный опрос; генерацию идей; игровое
моделирование. Первый вид характеризуется
процедурами регламентированного неконтактного
опроса экспертов перемежающимися обратными
связями в рассмотренном выше смысле.
Второй - построен на процедурах непосредственного
общения экспертов в процессе обмена мнениями
по поставленной проблеме. Он характеризуется
отсутствием вопросов и ответов и направлен
на взаимное стимулирование творческой
деятельности экспертов. Третий вид использует
аппарат теории игр и ее прикладных разделов.
Как правило, реализуется на сочетании
динамического взаимодействия коллективов
экспертов и вычислительной машины, имитирующих
объект прогнозирования в возможных будущих
ситуациях.
Наконец, последний, четвертый, уровень
классификации подразделяет виды методов
третьего уровня на отдельные методы и
группы методов по некоторым локальным
для каждого вида совокупностям классификационных
признаков, из которых указать один общий
для всего уровня в целом невозможно.Конструктивная
классификация позволяет наглядно изобразить
совокупность методов прогнозирования
в виде иерархического дерева и охарактеризовать
каждый уровень своим классификационным
признаком.
^
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фактографические
(количественные) методы прогнозирования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|