Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, курсовая работа
Цель работы – анализ стилей управления.
Задачи - изучить следующие разделы:
1) стиль руководства и его основы;
2) инструментальный стиль и стиль, ориентированный на подчиненных
3) “многомерные” стили управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ОСНОВЫ 4
1.1 Авторитарный стиль 5
1.2 Либеральный стиль 6
1.3 Демократический стиль 7
1.4 Характеристика стилей руководства 8
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СТИЛЬ И СТИЛЬ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ПОДЧИНЕННЫХ 10
3. “МНОГОМЕРНЫЕ” СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский
государственный университет» (НИУ)
Филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в. г. Сатка
Кафедра гуманитарных и социально-экономических
наук
СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Менеджмент»
ЮУрГУ – 09-254-2069.ПЗ КР
Нормоконтрелер: к.и.н. доцент __________С.М. Жеребцов ______________________2012г. |
Руководитель: к.и.н. доцент ______________С.М. Жеребцов. ____________________2012г. |
Автор работы (проекта) Студент группы СтЭЗ-382 ___________ Н.А. Козионова _____________________2012г. | |
Работа защищена: с оценкой (прописью, цифрой) __________________________ _____________________2012г. __________________________ |
Сатка
2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
Филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Сатка
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
Специальность «Экономика и управление на предприятии (строительство)
Утверждаю
Заведующий кафедрой
______________________________
______________М. С. Овчинникова
________________________ 2012 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу студента
Козионовой Надежды Александровны
Группа СтЭЗ – 382
1 Дисциплина «Менеджмент»
2 Тема работы «Стили управления»
3 Срок сдачи студентом законченной работы ___________________2012г.
4 Перечень вопросов, подлежащих разработке:
1) стиль управления и его основы;
2) инструментальный стиль;
3) стиль ориентированный на подчиненных;
4) “многомерные” стили управления.
5 Календарный план
Наименование разделов курсовой работы (проекта) |
Срок выполнения разделов работы |
Отметка о выполнении руководителя |
Введение |
18 марта |
|
Стиль управления и его основы |
18 марта |
|
Инструментальный стиль и стиль, ориентированный на подчиненных |
18 марта |
|
“Многомерные” стили управления |
18 марта |
|
Заключение |
18 марта |
|
Библиографический список |
18 марта |
Руководитель работы С.М. Жеребцов
(подпись)
Студент Н.А. Козионова
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ОСНОВЫ 4
1.1 Авторитарный стиль 5
1.2 Либеральный стиль 6
1.3 Демократический стиль 7
1.4 Характеристика стилей руководства 8
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СТИЛЬ И СТИЛЬ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ПОДЧИНЕННЫХ 10
3. “МНОГОМЕРНЫЕ” СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
ВВЕДЕНИЕ
На практике власть реализуется в процессе руководства, то есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации. Поэтому в данной главе освещаются подходы к руководству персоналом и основные разновидности стиля руководства, а также основные взгляды современных западных специалистов на эту проблему.
Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.
Успешное руководство
требует учета постоянно
Объект исследования – менеджмент.
Предмет исследования – стили управления.
Цель работы – анализ стилей управления.
Задачи - изучить следующие разделы:
1) стиль руководства и его основы;
2) инструментальный стиль и стиль, ориентированный на подчиненных
3) “многомерные” стили управления.
1. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ОСНОВЫ
Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и т.д.
1.1 Авторитарный стиль
Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить. Но ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.
Авторитаризм характеризуется чрезмерной централизацией полномочий ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, несамокритичностью руководителя и усиливается преувеличением его представления о своих возможностях, избыточным влечением к внешним атрибутам власти, особенностями личности.
Авторитарный стиль управления более всего характерен для харизматических творческих личностей. Использование его увеличивает единоличную власть руководителя и возможность влияния на подчиненных, обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных условиях, обеспечивает работу вновь создаваемых коллективов и даже при неумелом его использовании позволяет выполнить задания, особенно когда не хватает времени, если компетентность руководителей значительно выше, чем у подчиненных, или работники не могут прийти к согласию.
Однако порождает многие проблемы в будущем: снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу, ухудшает социально-психологический климат, повышает текучесть, не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.
Применение авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.
1.2 Демократический стиль
Во многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства, который апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом, демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.
Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать псе лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях.
В этих условиях работники
легче соглашаются с
Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на столько же ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический – сложными, где на первом месте выступает качество.
1.3 Либеральный стиль
Там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу.
Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно принимают решения на основе обсуждения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя полномочий и ответственности.
Руководитель же обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности, поощрение, обучение, а также сохраняет за собой право окончательного решения.
Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и проч. Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к самостоятельности, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.
В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, строгий контроль – доверию, подчинение – сотрудничеству, кооперации. Для них характерны коллективное управление, открытость новым идеям, благоприятный морально-психологический климат. Подобное “мягкое управление”, нацеленное на создание “управляемой автономии” отдельных структурных единиц, облегчает естественное применение новых методов руководства, что особенно важно при распространении нововведений.
В то же время такой
стиль легко может
1.4 Характеристика стилей руководства
Для оценки эффективности каждого из стилей управления американский ученый Р. Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение определяемых на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Иными словами, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения.
В заключение приведем сводную
таблицу характеристик
Таблица 1 – Характеристика стилей руководства
Объект сравнения |
Стили управления | ||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный | |
Способ принятия решений |
Единоличный |
На основе консультаций с подчиненными |
На основе указаний сверху или мнения группы |
Способ доведения решений до исполнителя |
Приказ |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителей |
Отношение к инициативе подчиненных |
Допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере |
|
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчиненных |
Безразличное |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительное, идет на контакты |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет четкой ориентации |