Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:29, реферат

Краткое описание

Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей
развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в
долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение
намеченных целей.

Содержание

1. Стратегический менеджмент и его функции..........3
1.1 Функции стратегического менеджмента.........3
1.2 Основные принципы и тенденции
стратегического управления..............3
2. Этапы стратегического менеджмента............8
3. Стратегия в зонах хозяйствования..............12
4. Перспективное планирование...............16
4.1 Определение перспективного планирования....... 16
4.2 Структурат перспективного (5 летнего) плана........17
4.3 Этапы перспективного планирования на
предприятии.....................19
Список используемой литературы................21

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 61.97 Кб (Скачать файл)

нефтепродуктами, в 1992-1994 гг. занялось переработкой сельскохозяйственной

продукции  и  ее доставкой в районы Сибири, нефтехимией,  строительством и

т.д. Эта оборонительная стратегия должна учитывать прогнозы развития

общехозяйственной  конъюнктуры, изменения  в структуре рынка, качества, цен и

спроса на различные товары, модель маркетингового поведения конкурента.

3. Уход с неперспективных рынков  на основе специализации на  выпуске

рентабельной  и  пользующейся  устойчивым спросом продукции. К такому

упорядоченному отступлению вынуждает конкуренция  производителей (в связи с

проникновением зарубежных  фирм  на российский  рынок), потребителей

(оказывают предпочтение  товарам  других фирм  или вообще сокращают  спрос),

поставщиков (переориентируются на другие рынки сбыта) и технологий

(принципиальные  нововведения  обесценивают уже вложенный  капитал),  а  также

трудности освоения новых рынков (высокие цены и нехватка сырья,  патентные и

таможенные барьеры).

Сокращение ассортимента  продукции,  закрытие нерентабельных участков требует

увольнения части персонала. Многие  крупные  НИИ  в Санкт-Петербурге оставили

в постоянном штате лишь 30-40 % сотрудников (вычислительный и информационный

центр, опытно-экспериментальная база, бухгалтерия, руководство проектами,

служба эксплуатации зданий и сооружений). выделив специализированные отделы в

самостоятельные малые предприятия, использующие базу головного института на

договорных или арендных началах.

Стратегическое управление предприятиями в переходный период может быть только

многоцелевым. Так, Люберецкий ковровый комбинат избрал четыре основные цели:

обновление производства, диверсификацию ассортимента продукции, организацию

прямых связей с поставщиками и потребителями, сохранение социальной

инфраструктуры.

Курс на обновление характеризует соотношение доли валового дохода,

направляемой на совершенствование производства и оплату труда. На комбинате

оно составило 6:1 (в среднем по промышленности России 1:1). Были выделены

средства на договоры с НИИ по разработке новых технологий, материалов и

красителей. Совместно с машиностроительными заводами им.  1 мая в Москве и

"Техмаш" в Орле создана  машина для скручивания ткацкой  и трикотажной пряжи,

а затем - акционерное общество по ее производству (доля комбината .- 15 %).

Поставка ковров коллективам, добывающим нефть и газ позволила согласно

договору использовать их валюту для закупки зарубежного оборудования.

Финансовую устойчивость комбинату после введения акцизного налога (20-45%) и

таможенной пошлины (15%) на ковры обеспечивает производство пряжи для ручного

вязания, трикотажа, ватина, а в перспективе - швейных, меховых изделий,

переработка сельскохозяйственного сырья. Опыт ведущих зарубежных фирм

подтверждает, что в кризисные периоды нельзя ограничиваться узкой предметной

специализацией.

Комбинат отказался от услуг многих посредников, организовав 40 фирменных

магазинов в странах СНГ, прямую поставку продукции 1400 клиентам, прямые

закупки сырья через свой торговый дом, центр маркетинга и постоянную выставку

продукции. Международный сертификат качества позволил получить постоянное

место на крупнейшей в мире ярмарке в Ганновере.

Комбинат - закрытое акционерное общество - дал право своим 3500 работникам

приобрести акции за половину номинала. На оплату труда расходуется лишь 10%

валового дохода (в 3-5 раз меньше, чем за рубежом). Однако еще более ЗО%

направляется в фонд социального развития, за счет

которого содержатся детские учреждения, спорткомплекс, профилакторий,

строится жилье, выплачиваются надбавки к пенсиям и т.д. Поэтому текучесть

кадров минимальная.

Стратегия управления в разных зонах хозяйствования одной и той же фирмы может

существенно отличаться. При нехватке капитала следует уйти из зон

неприемлимых по уровню риска, требуемым  инвестициям  или  срокам

окупаемости, используя высвобождающиеся средства в других сегментах. Однако

при этом следует учесть обесценивание уже сделанных в данной зоне

капиталовложений, а также постоянные затраты (на содержание зданий и

сооружений, исполнение долгосрочных контрактов и т.д.), которые придется

финансировать, даже прекратив производство.

Риск хозяйствования можно уменьшить, используя:

а) страхование риска неплатежей, экспроприации, неблагоприятных изменений

цен, валютных курсов и т. д.; б) гибкие организационные структуры,

позволяющие оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро

перебрасывать ресурсы внутри фирмы из одной зоны в другую; в) ликвидные

(быстро обращаемые в деньги) резервы для компенсации временных  убытков (их

максимально допустимый размер рассчитывается заранее); г) гибкие технические

системы, допускающие быструю переналадку и одновременный выпуск нескольких

модификаций изделия; д) диверсификаций хозяйственной деятельности -

рассредоточение средств между сегментами, различающимися по стадии жизненного

цикла профилирующих изделий и степени коммерческого риска.

Специфика зоны хозяйствования определяет общую концепцию управления. Если

ситуация стабильна, цель определена, а успех зависит от одного главного

фактора, полномочий, ресурсы и ответственность целесообразно передать на

места. В сложных многоцелевых зонах следует

сохранить стратегическое управление в центре. При развитии техники в рамках

одного поколения (базовой технологии) можно ограничиться ассортимента

продукции, при переходе к новому укладу требуется централизованное  изменение

всей структуры управления, форм и методов менеджмента. Руководство фирмы

согласует стратегию в различных .зонах хозяйствования, поддерживая в общих

интересах наступательный порыв одних за счет резервов, созданных другими.

                         4. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.                        

4.1 Определение перспективного  планирования.

Основа стратегического  управления  предприятием перспективное планирование.

Рыночная экономика отличается от административно-командной не отменой

планирования, а коренным изменением его роли, содержания, форм и методов.

Планирование - процесс обоснования и выбора целей развития, соответствующего

распределения ресурсов, разработки и реализации программ достижения избранных

целей, включая выдачу заданий исполнителям и контроль за их выполнением.

При переходе к рыночной экономике прежде всего меняется субъект планирования.

Принимать план может только собственник или уполномоченный им работающий по

контракту и ответственный за результаты хозяйственной деятельности

предприниматель. Кто платит, тот и заказывает музыку. Это значит, что

государство может планировать лишь то, что оплачено бюджетными инвестициями

(ввод в действие основных  фондов на ограниченном числе  важнейших объектов),

федеральными, региональными и муниципальными программами и контрактами

(поставки продукции особой значимости  или для государственных нужд), либо

выполняется бюджетными организациями. Для большинства предприятий в

государственном плане содержатся лишь прогнозы и ориентиры, указывающие

наиболее целесообразные и стимулируемые с помощью налоговых и иных льгот

направления развития.

В 70-90-х гг. большинство ведунах фирм пошли по пути децентрализации

управления и внутрихозяйственного планирования. Так, в США 97% фирм (в Японии

– 86%) передали своим структурным единицам (отделениям, филиалам, научно-

производственным комплексам) планирование производства, а 91-95% - сбыта

продукции, 90% (в Японии – 83%) - маркетинг. 62% (75%) - управление

прикладными исследованиями, 77% (53%) -закупками сырья и материалов. В США

82% - 84% фирм передали своим  подразделениям  управление персоналом и

контроль за исполнением решений (в Японии на это пошли лишь  38-40%

компаний). В  ведении руководства корпораций осталось лишь планирование

научно-технической (фундаментальные  исследования разработка новых поколений

техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции,  кредиты,

выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значительных

размерах).  Эти функции стратегического управления централизует в США 62-80%,

а в Японии - 72-88% фирм.

Таким образом,  объект прогнозирования и планирования, который до 90-х годов

был практически единым снизу доверху, при переходе к рынку принципиально

различается на макро-, микро- и первичном уровне.  В первом случае

прогнозируются структурные сдвиги и основные пропорции в экономике страны или

крупного региона,  во  втором  -  научно-технический уровень  производства и

конкурентоспособность фирмы в целом,  ее инвестиции и их  окупаемость,

прибыль  и  ее распределение, в третьем - процесс производства конкретных

товаров от  закупки  сырья  до  сбыта  готовых  изделий  и услуг. Существенно

меняется и роль планирования в управлении предприятием.  Выполнение  плана -

не самоцель, а средство эффективной организации работы фирмы. План может и

должен корректироваться с учетом ситуации на рынке.  Работа цехов и участков

оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а

по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100

изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек

производства и прибыли (по внутри-фирменным расчетным ценам на детали,

полуфабрикаты, услуги и т.д.).

По содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно

включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обоснованное вероятностное

предположение об изменениях в структуре и запросах рынка,  технике и

технологии производства и их  социально-экономических  последствиях), план

развития на 3-5  лет с разбивкой по годам и целевые программы решения

важнейших проблем.

4.2 Структура перспективного планирования.

Во многих зарубежных фирмах принята следующая структура перспективного (5-

летнего) плана:

1. Цели развития фирмы (базовые, по отдельным группам товаров, по сегментам

рынка).

2. Инвестиции и обновление производства (ассортимента продукции, технологии,

оборудования, используемых материалов).

3. Улучшение использования ресурсов - снижение трудоемкости, материало- и

энергоемкости, фондоемкости (капиталоемкости) товаров, издержек производства

и обращения.

4. Совершенствование управления (организационная  структура, кадровая и

техническая база стиль работы, социальное развитие и климат в коллективе).

5. Проблемы повышения конкурентоспособности  предприятия и пути (целевые

программы) их решения.

6. Распределение ресурсов между  структурными единицами фирмы  и

стратегическими проектами (программами).

7. Перспективные ориентиры фирмы  и задания ее структурным еди-ницам  по

эффективности производства (производительность труда, себестоимость,

фондоотдача, рентабельность продукции, активов, акционерного капитала).

Отдел стратегического планирования акционерного общества "Тулачермет"

прогнозирует спрос и цены на различных сегментах рынка, конкурентоспособность

зон хозяйствования, объем реализации продукции, а на этой основе выдает

структурным единицам ключевые ориентиры по обновлению продукции и технологии,

базовую информацию о необходимом качестве и ассортименте продукции. Цель

такого планирования – согласование различных направлений развития фирмы,

структурные изменения, расширение эффективных и свертывание нерентабельных

производств.

Как показал анализ, снижение металлоемкости производства ограничит спрос на

основную продукцию – чугун, стальные отливки и т.д. Поэтому "Тулачермет" взял

курс на "двухэтажную экономику", учредив в дополнение к металлургическим

цехам свыше 100 дочерних фирм, производящих видеомагнитофоны, пылесосы,

водогрейные колонки, cинтетические алмазы, мясопродукты и т.д. Некоторые из

них используют отходы металлургии (производство шлакоблоков, улавливание,

очистка и продажа инертных газов и т.д.),  другие  созданы совместно с

зарубежными  фирмами под гарантию или за счет кредитов "Тулачермет".  В

результате в 1986-1994 гг.  доля потребительских товаров в общем объеме

реализации увеличивается с 1 до 50%. Две тысячи учредителей малых фирм (всего

в  обществе  15 тыс. акционеров)  получили  большую прибыль, часть которой

инвестирована в стратегические  программы. Под влиянием предпринимателей

активизировались рабочие основных производств.  В подрядных коллективах

рабочие сами  принимают заказы и рассчитываются за материал из выручки.

На основе  стратегического плана разрабатываются функциональные (по

ресурсосбережению, компьютеризации управления и  т.д.) и рыночно-продуктовые

программы,  назначаются их руководители,  оцениваются затраты по каждой

программе, общая потребность в ресурсах.  Затем программы ранжируются по

эффективности,  исходя из возможностей компании отбираются наиболее выгодные

из них. После этого распределяются инвестиции между программами и

Информация о работе Стратегический менеджмент