Стратегическое планирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучить и узнать сущность стратегического планирования.
Задачи:
1)раскрыть понятие «стратегическое планирование»;
2)рассмотреть структуру планирования;
3)рассмотреть принципы, задачи стратегического планирования;
4)узнать какие виды и методы существуют в стратегическом планировании;
5)узнать о преимуществах и недостатках стратегического планирования.

Содержание

Введение....................................................................................................3;
Сущность стратегического планирования............................................4-6;
Система стратегического планирования..............................................7-11;
Стратегическое планирование и его принципы................................11-12;
Задачи стратегического планирования....................................................12;
Виды стратегического планирования.................................................12-13;
Методы планирования.........................................................................14-15;
Преимущества и недостатки стратегического планирования............15-17;
Заключение.................................................................................................18;
10)Список литературы..................................................................................19.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования 

Поволжская государственная  социально – гуманитарная академия

 

 

 

                                                                                   кафедра экономических наук

 

 

 

 

Реферат по курсу  «Менеджмент»

на тему: «Стратегическое  планирование в  менеджменте»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса,

31 группы сэо, 

экономического  факультета  

Таирова Ирина  Алексеевна

Проверил: Рязанов  Владимир Григорьевич

 

 

                                               Самара 2012

 

                                              Содержание

  1. Введение....................................................................................................3;
  2. Сущность стратегического планирования............................................4-6;
  3. Система стратегического планирования..............................................7-11;
  4. Стратегическое планирование и его принципы................................11-12;
  5. Задачи стратегического планирования....................................................12;
  6. Виды стратегического планирования.................................................12-13;
  7. Методы планирования.........................................................................14-15;
  8. Преимущества и недостатки стратегического планирования............15-17;
  9. Заключение.................................................................................................18;

10)Список литературы..................................................................................19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение.

При обсуждении вопросов, связанных  с успехом или неудачей предприятия  на

рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность, то есть, обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим большое внимание уделяется стратегическому планированию.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что на современном этапе руководителям предприятий и организаций необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Необходимо построить корпоративную культуру, соответствующую структуре и целям организации и полностью сформировать мировоззрение всех сотрудников, ориентированные на стратегическое развитие.

Цель  реферата: изучить и узнать сущность стратегического планирования.

Задачи:

1)раскрыть понятие «стратегическое планирование»;

2)рассмотреть структуру планирования;

3)рассмотреть принципы, задачи стратегического планирования;

4)узнать какие виды и методы существуют в стратегическом планировании;

5)узнать о преимуществах и недостатках стратегического планирования.

      

 

                   Сущность стратегического планирования

Каждая фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции  как залог постоянной прибыли. Для  этого она разрабатывает долгосрочную программу действий, адекватную: а) конъюнктуре рынка; б) конкуренции; в) собственным ресурсным возможностям. Такая программа отражает стратегию  фирмы. Стратегия — это обобщающая модель длительных действий, необходимых  фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Применительно к экономической  организации стратегия — это  совокупность ее главных целей и  основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности.

Понятие «стратегия» вошло в  число управленческих терминов в 50-е  годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».( термин "стратегия" в переводе с греческого означает "stratos" — войско и "ago" — веду.)

Современное понимание стратегии  исходит из необходимости сохранения максимальной эластичности фирмы. Стратегия  касается лишь формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей  и компонентов. Она не увязывается  жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, так как неизбежны  изменения. Организационным воплощением  стратегии является стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это документальное подтверждение  выбранной стратегии развития фирмы. Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.[3] Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, в ответ на вызов со стороны окружения, осуществляет гибкое реагирование и проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.1[1]

Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями. Оно:

  • включает многообразие видов плановой деятельности фирмы: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности — долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий, а также разных функций — маркетинговый, производства, персонала и др.;
  • является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений, прежде всего таких, как: а) организационное долгосрочное предвидение, б) адаптация к внешней среде посредством внутренней координации, в) распределение и перераспределение ресурсов;
  • является функцией направлений, а не времени;
  • отражает инновационный характер плана;
  • содержит совокупность глобальных идей развития фирмы;
  • предусматривает перспективное направление развития;
  • диагностирует "узкие места" бизнеса;
  • определяет основные виды деятельности и политики фирмы;
  • для каждого подразделения фирмы устанавливает цели, согласованные с общей стратегией развития фирмы;
  • служит основой для любого другого вида планирования, так как является основополагающим плановым документом в фирме;
  • предусматривает единую систему маркетинговой, производственной, финансовой и иной деятельности;
  • координирует усилия, предпринимаемые фирмой, и предполагает внутрифирменное согласование действий создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов фирмы;
  • предусматривает альтернативные действия на долгосрочный период;
  • содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
  • предусматривает разработку процедур и операций, необходимых для достижения будущего;
  • устанавливает контрольные параметры этапов деятельности для последующего мониторинга.

Итак, стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят: а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.[4]

 

 

 

 

Система стратегического  планирования

Стратегическое планирование можно  рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных  управленческих процессов2, логически вытекающих один из другого.[1,2,5]

  1. Анализ внутренней и внешней среды;

Каждая организация вовлечена  в три процесса:

1) получение ресурсов из внешней  среды (вход);

2) превращение ресурсов в продукт  (преобразование);

3) передача продукта во внешнюю  среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный  рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение  в том, что в структуре стратегического  управления первым блоком является блок анализа среды. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Он предполагает изучение трех частей среды:1)анализ макроокружения (изучение состояния экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы и др.); 2) анализ непосредственного окружения (анализируется по следующим основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы);3) анализ внутренней среды (раскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения поставленных целей,  также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели для организации).

Анализ внутренней среды позволяет  также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления  деятельности фирмы. Анализ внешней  среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут  ее ждать, если она не сумеет вовремя  отвратить негативные выпады, которые  может преподнести ей окружение.

  1. Определение миссии и целей.

Рассматривается как один из процессов  стратегического планирования, состоит  из трех подпроцессов. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая выражает смысл существования  фирмы, ее предназначение. Далее идет процесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть  подпроцессом определения краткосрочных  целей.

  1. Анализ и выбор стратегии.

Этот процесс считается сердцевиной  стратегического планирования.

  1. Выполнение стратегии.

Этот процесс является критический  процесс, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей.

  1. Оценка и контроль выполнения стратегий.

Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как  идет процесс достижения поставленных целей, и тем, на достижение каких  результатов нацелена деятельность.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью  системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление»3 формулирует следующие принципы стратегического контроля4[4]:

  1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект, может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
  2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

 

 

 

Также выделяют восемь этапов в процессе планирования.5

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это – самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и  оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня  необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей ?

Этап 4. Составление программы  работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой ?

Информация о работе Стратегическое планирование в менеджменте