Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:54, контрольная работа
Стресс обычно возникает при наличии препятствий и неосуществленных желаний. Например, получение высокой оценки по итогам аттестации может способствовать продвижению по службе и повышению заработной платы, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения и даже основанием для увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности.
Введение
Стресс — это динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов.
Стресс обычно возникает при наличии препятствий и неосуществленных желаний. Например, получение высокой оценки по итогам аттестации может способствовать продвижению по службе и повышению заработной платы, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения и даже основанием для увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности.
Таким образом, необходимы два условия, чтобы потенциальный стресс стал реальным: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата, и особая важность для него получения этого результата. Так, если продвижение в данной организации не представляет для работника существенного интереса, то он вряд ли будет испытывать стресс в случае неудовлетворительной оценки результатов его работы в организации.
Стресс обычно принято характеризовать как исключительно негативное явление, однако в ряде случаев он может оказывать позитивное воздействие на производительность труда и его результаты.
Цель данной работы – рассмотреть источники стресса, последствия и стратегию управления стрессом.
1. Потенциальные источники стресса
Источники стресса могут быть условно разделены на три группы: внешние факторы; факторы, зависящие от организации; факторы, зависящие от самого работника.
Внешние факторы — это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, безработица.
Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая, в свою очередь, может быть разделена на следующие подгруппы: характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.); нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт); отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением); организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей); стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).
Факторы, зависящие от самого работника, — это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.
Кроме того, к числу факторов, способствующих или препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены: опыт работы; восприятие; поддержка коллег, друзей и родственников; активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения; степень агрессивности.
Опыт работы. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе.
Восприятие. Работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, какова она в реальности, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой — оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело. Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении. Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию. Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе достаточно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «последней каплей», после которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.
2. Последствия стресса
Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы: физиологические; психологические; поведенческие.
Физиологические симптомы стресса — это повышение артериального давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли и т.д. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, безусловно, его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека является гораздо более сильным, чем было принято считать раньше.
Психологические симптомы стресса — это чувство неудовлетворенности, которое может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе.
Поведенческие симптомы — это: снижение производительности труда;
неявки на работу; текучесть кадров; злоупотребление алкоголем и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы. Следует отметить, что в пределах допустимого уровня стресса работники нередко выполняют работу лучше, чем при отсутствии стресса: улучшается реакция, повышается скорость движений, увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным при необходимости, например, эффектного публичного выступления. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии резко ухудшают показатели работы. Кроме того, по мере нарастания стресса заметно возрастает количество неявок на работу — прежде всего в связи с заболеваемостью работников (в результате ухудшения физического состояния, снижения иммунитета, обострения многих хронических заболеваний и т.д.), а также из-за прогулов, особенно когда состояние стресса сопровождается злоупотреблением алкоголем и наркотическими веществами.
3. Стратегия управления стрессом
Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника. Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям: подбор и расстановка кадров; постановка конкретных и выполнимых задач; проектирование работ; взаимодействие и групповое принятие решений; программы оздоровления работников.
Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии не возникло негативных экономических и социальных явлений.
Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает возможность стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).
Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику. Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают содержательную творческую работу, позволяющую им принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных, рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.
Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.
Программы оздоровления работников — это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).
Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, — простые, но достаточно надежные средства, способствующие его предупреждению. Как известно, предупредить то или иное негативное явление всегда легче, чем бороться с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса
являются: умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени); занятия спортом и физическими упражнениями; овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.
Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это в первую очередь налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе. При этом каждому не помешало бы овладеть искусством общения и управления конфликтом.
Заключение
Итак, мы можем сказать, что стресс это динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов.
Источниками стресса могут быть следующие факторы: внешние факторы; факторы, зависящие от организации; факторы, зависящие от самого работника. А так же: опыт работы; восприятие; поддержка коллег, друзей и родственников; активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения; степень агрессивности.
Стресс может проявлять себя по-разному. Его симптомы следующие: физиологические; психологические; поведенческие.
Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника. Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям: подбор и расстановка кадров; постановка конкретных и выполнимых задач; проектирование работ; взаимодействие и групповое принятие решений; программы оздоровления работников.
Предупредить то или иное негативное явление всегда легче, чем бороться с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса
являются: умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени); занятия спортом и физическими упражнениями; овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.
Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса.
Список использованной литературы
Информация о работе Стресс и развитие способностей управлять им