Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:13, реферат
В современных условиях все более важную роль во всех сферах деятельности играет уровень развития информационных продуктов и услуг. Возникновение и совершенствование достижений в этой области связано с научно-техническим прогрессом, появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ), созданием персональных компьютеров (ПК), а также развитием средств телекоммуникации, сетей и новых методов передачи информации.
Введение………………………………………………………………………….3 1.Основные понятия автоматизированных информационных систем………...4
2. Структура системы…………………………………………………………......6
3.Классификация автоматизированных информационных систем……….…13
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованных источников………………………………………….18
Прикладные программные средства обеспечения деятельности предприятий классифицируются следующим образом:
- системы подготовки текстовых документов;
- системы обработки финансово-экономической информации;
- системы управления базами данных;
- личные информационные системы;
- системы управления проектами;
- прочие системы.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Методическое и
В методическое и организационное обеспечение АИС входят различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы (предпроектного обследования, технического задания, разработки проектных решений, выбора автоматизируемых задач, типовых проектных решений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы).
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
- разработку управленческих решений по составу и структуре организации, а также методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления;
- разработку документации, содержащей различные эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, набор способов их реализации для обеспечения высокой эффективности работы персонала;
- обучение и сертификацию персонала — учебно-методическая документация и набор требований к уровню подготовки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала.
Лингвистическое обеспечение АИС — совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, математическим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в информационной системе.
Лингвистическое обеспечение включает:
- информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;
- языки управления и манипулирования данными;
- языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;
- систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы, и т. п.
Правовое обеспечение
АИС — совокупность правовых норм,
регламентирующих создание, юридический
статус и эксплуатацию информационных
систем. В первую очередь, с помощью
правового обеспечения
В состав правового обеспечения
входят законы, указы, постановления
государственных органов
На стадии разработки информационной системы в качестве правового обеспечения выступают нормативные акты, правовое регулирование различных отклонений процесса разработки информационной системы, обеспечения процесса разработки различными видами ресурсов. На этапе функционирования выступают: определение статуса и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления, права и обязанности персонала, процедуры и порядок сбора и обработки информации, порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную, относящуюся к конкретной системе.
Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет:
- статус информационной системы;
- права, обязанности и ответственность персонала;
- правовые положения отдельных видов процесса управления;
- порядок создания и использования информации и др.
3. Классификация автоматизированных информационных систем
Предлагается использовать следующую классификацию систем и подсистем КИС. В зависимости от уровня обслуживания производственных процессов на предприятии сама КИС или его составная часть (подсистемы) могут быть отнесены к различным классам:
Класс A: системы (подсистемы) управления технологическими объектами и/или процессами.
Класс B: системы (подсистемы) подготовки и учета производственной деятельности предприятия.
Класс C: системы (подсистемы) планирования и анализа производственной деятельности предприятия.
Системы (подсистемы) класса A - системы (подсистемы) контроля и управления технологическими объектами и/или процессами. Эти системы, как правило, характеризуются следующими свойствами:
- достаточно высоким уровнем автоматизации выполняемых функций;
- наличием явно выраженной функции контроля за текущим состоянием объекта управления;
- наличием контура обратной связи;
- объектами контроля и управления такой системы выступают:
а) технологическое оборудования;
б) датчики;
г) исполнительные устройства и механизмы.
- малым временным интервалом обработки данных (т.е. интервалом времени между получением данных о текущем состоянии объекта управления и выдачей управляющего воздействия на него);
- слабой (несущественной) временной зависимостью (корреляцией) между динамически изменяющимися состояниями объектов управления и системы (подсистемы) управления.
В качестве классических примеров систем класса A можно считать:
1) SCADA - Supervisory Control And Data Acquisition (диспетчерский контроль и накопление данных);
2) DCS - Distributed Control Systems (распределенные системы управления);
3) Batch Control - системы последовательного управления;
4) АСУ ТП - Автоматизированные Системы Управления Технологическими Процессами.
Системы класса B - это системы
(подсистемы) подготовки и учета
производственной деятельности предприятия.
Системы класса B предназначены для
выполнения класса задач, требующих
непосредственного участия
В некотором смысле к таким системам принято относить те, которые находятся на уровне технологического процесса, но с технологией напрямую не связаны.
В перечень основных функций систем (подсистем) данного класса можно включить:
- выполнение учетных задач, возникающих в деятельности предприятия;
- сбор, предварительную подготовку данных, поступающих в КИС из систем класса A, и их передачу в системы класса C;
- подготовку данных и заданий для автоматического исполнения задач системами класса A.
С учетом прикладных функций этот список можно продолжить следующими пунктами:
- управление производственными и человеческими ресурсами в рамках принятого технологического процесса;
- планирование и контроль последовательности операций единого технологического процесса;
- управление качеством продукции;
- управление техническим обслуживанием и ремонтом.
Классическими примерами систем класса B можно считать:
1) MES - Manufacturing Execution Systems (системы управления производством);
2) MRP - Material Requirements Planning (системы планирования потребностей в материалах);
3) CAM - Computing Aided Manufacturing (автоматизированные системы поддержки производства);
4) SRM - Customer Relationship Management (системы управления взаимоотношениями с клиентами);
5) всевозможные учетные системы и т.п.
Одна из причин возникновения подобных систем - необходимость выделить отдельные задачи управления на уровне технологического подразделения предприятия.
Системы класса C - это системы (подсистемы) планирования и анализа производственной деятельности предприятия. Системы класса C предназначены для выполнения класса задач, требующих непосредственного участия человека для принятия стратегических решений, оказывающих влияние на деятельность предприятия в целом.
В круг задач решаемых системами (подсистемами) данного класса можно включить:
- анализ деятельности предприятия на основе данных и информации, поступающей из систем класса B;
- планирование деятельности предприятия;
- планирование и распределение ресурсов предприятия;
- подготовку производственных заданий и контроль их исполнения;
- наличие взаимодействия с управляющим субъектом (персоналом), при выполнении стоящих перед ними задач;
- интерактивность обработки информации;
- повышенной длительностью обработки данных, колеблющейся от нескольких минут до несколько часов или суток;
- длительным периодом принятия управляющего решения;
- наличием существенных временной и параметрической зависимостей (корреляций) между обрабатываемыми данными;
- система оказывает влияние на деятельность предприятия в целом;
- наличием непосредственного сопряжения с системами класса B.
Классическими названиями системы класса C можно считать:
1) ERP - Enterprise Resource Planning (Планирование Ресурсов Предприятия);
2) IRP - Intelligent Resource Planning (системами интеллектуального планирования);
3) АСУП;
4) EIS.
Заключение
На данном этапе информационные технологии становятся неотъемлемой частью любой формы общественных отношений — общество переходит от традиционных форм производства к производству знаний, информационных средств. Для успешного осуществления такого перехода необходимо непрерывное развитие и совершенствование взаимодействия пользователя (человека) и «машины» — информационной системы. Конечной целью такого развития должно стать создание системы коммуникаций и единого всемирного информационного пространства, охватывающего все области деятельности человека. Это же развитие может быть «спроецировано» в масштабе отдельного предприятия. Создание единой корпоративной информационной системы, объединяющей все информационные службы и системы, должно сопровождаться изменениями, охватывающими все аспекты деятельности как информационных систем, так и структурных подразделений организации. Работник предприятия должен совершенствовать свои навыки, быть в курсе новейших разработок и тенденций в развитии информационных технологий. Аналогичным образом должно вести себя и предприятие, желающее иметь устойчивые преимущества перед конкурентами, ведь ни для кого не секрет, что в современных условиях организация, активно изучающая, внедряющая и грамотно использующая новейшие информационные технологии, находится в заведомо более выгодном положении на рынке, чем конкурирующие фирмы, не уделяющие информационным технологиям должного внимания. Руководство предприятия должно способствовать как развитию материально-технологической базы предприятия, так и обучению и тренингам персонала. В этом случае затраты на внедрение информационных технологий и систем и тренинг персонала не только будут окупаться в кратчайшие сроки, но и приносить существенную прибыль.
Список использованных источников
1 Румянцева Е. Л., Слюсарь В. В., Информационные технологии. М.: Форум, Инфра-М, 2007. — 256 с.
2 Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер. - К:"Диалектика", 1996.
3 Дейт К. Введение в системы баз данных. - К:"Диалектика", 1998.
4 Использованы также материалы Internet и периодических изданий за 1998-2001 годы:
1. Hard'n'Soft
2. Computer Weekly
Информация о работе Структура автоматизированных информационных систем