Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:06, реферат
Управление как деятельность - это сложное социально-экономическое явление, отражающееся практически на всех сторонах общественной жизни. Существует большое количество работ по теории организации и управления. В центре концепции управления, обеспечивающей высокую эффективность производства, должен находиться человек, как наивысшая ценность учреждения, организации, объединения, фирмы.
Введение …………………………………………………………….3
1. Сущность и значение управления.
Управление и менеджмент ………………………………………….4
2. Основные категории менеджмента …………………………………7
3. Модель управления …………………………………………………..15
4. Природа управления. Цели и задачи менеджмента ………………17
Заключение …………………………………………………………...20
Список использованной литературы ………………………………21
Классификация функций управления представлена в таблице 1.
Критерий классификации | Состав функций управления |
Прогнозирование и планирование | |
1 Содержание | Организация |
управленческой | Активизация (мотивация, стимулирование) |
деятельности | Контроль |
Координация | |
Регулирование | |
Исследование | |
2 Организационная роль | Функции интеграции (объединения) |
функции | Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации) |
3 Направление | Интрафункции |
деятельности | Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) |
4 Сферы развития | Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) |
объекта управления | Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) |
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др. | |
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) | |
5 Этапы | Управление подготовкой производства |
производственного | Управление процессом производства |
процесса | Управление обеспечением производства |
Управление процессами реализации продукции | |
6 Тип производства | Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства |
7 Масштаб времени | Стратегическое управление |
Текущее (тактическое) управление | |
Оперативное управление | |
8 Этапность процесса | Целеполагание |
управления | Определение ситуации |
Определение проблемы | |
Решение | |
9 Основные факторы | Управление продуктом |
производственного | Управление персоналом |
процесса | Управление информацией |
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
- закон специализации управления;
- закон интеграции управления;
- закон экономии времени;
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
Эти
законы затрагивают те стороны управления,
для которых характерно взаимовлияние:
когда изменение формы и
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
закон единства и целостности системы управления;
закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
закон
совместимости технических
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
Все
закономерности управления можно разделить
на две группы. К первой относятся
закономерности, присущие управлению
вообще как целенаправленному
К закономерностям управления относятся:
единство
системы управления производством
(устойчивость внутренних связей системы
при изменении состояния
пропорциональность
производства и управления (определенная
соотносительность развития основного
и вспомогательного производства, как
одно из условий высокой
централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).
Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.
Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.
Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Автором первых принципов управления был А.Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Принципы управления по А.Файолю
Принцип | Содержание принципа |
1 Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
2 Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
3 Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
4 Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5 Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6 Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
7 Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
8 Централизация | Достижение
лучших результатов при правильном
соотношении между |
9 Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") |
10 Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
11 Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12 Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
13 Инициатива | Поощрение работающих
к выработке независимых |
14 Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила") |
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:
а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";
в)
принцип пространственно-
г)
принцип историчности или этапности,
можно сказать, цикличности существования
и развития системы. Этот принцип
требует учета тенденций
д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;
е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;
ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;
и)
принцип коммуникативности
Принципы
системного подхода должны занимать
центральное место в
3.
Модель управления
Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).
В
зависимости от критериев, политических
и экономических пристрастий, установок
и задач, которыми руководствуется
автор (создатель), модель управления и
экономические модели также могут
совершенно отличаться друг от друга,
более или менее
Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.