Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:13, контрольная работа
Инновационная деятельность – это практическое использование инновационно - научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Результатом инновационной деятельности являются инновации.
Сущность и классификация инноваций ..…………………………3
Значение инновационной деятельности ………………………….6
Содержание и принципы инновационного менеджмента ……...9
Содержание.
Сущность и классификация инноваций.
Инновационная деятельность – это практическое использование инновационно - научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Результатом инновационной деятельности являются инновации.
Термин
«инновация» был введён в оборот
в начале двадцатого века американским
экономистом Йозефом
Понятие «инновации» применяется ко всем новшествам в производственной, а также в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сфере.
В
настоящее время в научной
литературе нет общепринятого определения
инновации (нововведений). Поскольку
она может быть как материальна
(предмет, вещь), так и нематериальна
(процесс, идея), наиболее абстрактное,
но точное определение инновации
– это нечто совершенно – качественно
новое применительно к
Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента.
- инновация – это новое явление для людей;
- инновация – осознанное людьми новое явление;
-
инновация – такое новое
Таким образом, инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно – технического или другого вида эффекта.
Инновация представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве товара на рынке.
Таким
образом, инновации – это
Инновационная
деятельность предприятия направлена
на использование результатов
Субъектами
инновационной деятельности являются:
инновационные предприятия
Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий – дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются так называемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации как научный инструментарий, инновации – процессы и инновации – продукты. Выделяются также и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.
Классификация инноваций по степени новизны – распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.
Классификация инноваций по степени новизны осуществляется и по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на:
а) продуктовые – применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
б) процессные – новая технология производства,
более высокий уровень автоматизации,
новые методы организации производства
(применительно к новым технологиям). По
типу новизны для рынка в составе инноваций
выделяются: новые для отрасли в мире,
новые для отрасли в стране, новые для
данного ИП (группы ИП).
Значение инновационной деятельности.
В современных условиях вывода экономики из кризиса особое значение имеют инновации и эффективные механизмы их внедрения на основе стратегического подхода.
На современном этапе развития российской экономики требуются масштабные инновации, охватывающие все без исключения отрасли и носящие системный, регулярный характер. Например, это могут быть следующие нововведения: инновационные решения в области создания и использования электронных ресурсов (Интернет-порталы, электронные библиотеки и др.; стандартизация, сертификация, регистрация информационных ресурсов, программных сред); дистанционное обучение и его организационное, нормативное, технологическое, учебно-методическое обеспечение; IT-инновации в управлении различными организациями; обеспечение защиты информации и информационной безопасности, регламентация прав и обязанностей как пользователями Интернета; разработка организационных и технологических аспектов информатизации; анализ и принятие решений в области развития единой информационной среды; использование информационных технологий в управлении качеством в условиях перехода к экономике знаний.
Т.к. цель создания капиталистического предприятия – прибыль, то её получению может мешать конкуренция. При этом: “Инновации имеют важное значение для фирмы, поскольку укрепляют её конкурентные позиции по сравнению с другими производителями на данном рынке… снижают производственные затраты и повышают качество изделий”.
Укрепление
конкурентных позиций можно рассматривать
как обеспечение получения
Наиболее желательное для общества и, поэтому, широко обсуждаемое в экономической теории, проявление конкуренции – это опережение конкурентов в динамике за счет создания новых технологий, товаров и т.п., т.е. фактически – инновации. Именно поэтому Шумпетер считал погоню предпринимателей за прибылью “двигателем” экономического и технического прогресса.
Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).
Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.
Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
- фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
- инжиниринговая : фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
-
узкоспециализированный
-
производитель традиционных
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.
Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.
Содержание и принципы инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент – это самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности. Она направлена на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент – это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента. Его непосредственным объектом выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.
Инновационные процессы – это достаточно специфичный, сложный, масштабный и разнообразный по своему содержанию объект управления. Он требует использования специальных форм и методов воздействия для эффективного развития. В условиях реформирования страны, когда нововведения стали неотъемлемым элементом всех структур – начиная от государственных органов управления до малых предприятий, использование инновационного менеджмента становится важным фактором выживания и коммерческого успеха любой компании.
Содержание понятия "инновационный менеджмент" можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах:
- как науку и искусство управления инновациями;
- как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;