Сущность и классификация инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Инновационная деятельность – это практическое использование инновационно - научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Результатом инновационной деятельности являются инновации.

Содержание

Сущность и классификация инноваций ..…………………………3
Значение инновационной деятельности ………………………….6
Содержание и принципы инновационного менеджмента ……...9

Вложенные файлы: 1 файл

инновац. менеджмент.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

-  как аппарат управления инновациями. 

       Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, по которому у нас в стране есть уже определенный практический опыт и теоретические достижения. 

        Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую схему управления нововведениями в компании. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности или функций менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности. Выполнение каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее часто повторяющийся и ответственный  элемент менеджмента составляет суть деятельности менеджера в инновационной сфере. Все решения должны быть обоснованы. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за конкретными исполнителями – руководителями разного уровня.

        Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы осуществляются определенными группами людей, которые координируют свою деятельность для достижения определенных целей. Такие группы в менеджменте принято называть организацией. Инновационная компания – это такая организация, которая достигает своих целей посредством инноваций. Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями включает, во-первых, систему управления инновациями, состоящую из специализированных органов управления, и

во-вторых, институт менеджеров – руководителей  различных уровней, наделенных полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих ответственностью за результаты функционирования компании.

        Менеджеры – это специалисты, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью в конкретной области. 

        Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность и наделен полномочиями принимать управленческие решения. Менеджерами можно назвать руководителей творческих групп и начальников лабораторий, отделов и функциональных служб, руководителей производственных отделений, администраторов различного уровня, руководителей фирмы в целом.

        Труд менеджера носит высоко творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение ими пользоваться.

         В целом можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера инновационной фирмы:

- знания  в области теории и навыки в сфере практики управления;

- коммуникабельность и умение работать с людьми;

- компетентность в области специализации инновационной фирмы.

        Таким образом, менеджер должен, во-первых, иметь специальную подготовку в области теории управления, микро- и макроэкономики, общей теории принятия управленческих решений, экономико-математических методов, владеть навыками работы на персональном компьютере.  Во-вторых, он должен уметь работать с людьми, поскольку менеджер – это связующее звено в системе коммуникаций в компании. Коммуникабельность в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому часто используется в системах тестирования на профпригодность и уровень квалификации менеджера. В-третьих, он должен иметь специальные знания в вопросах технологии, теоретических и практических аспектов осуществляемых инноваций. 

        Характер деятельности конкретного менеджера в компании определяется имеющимися у него полномочиями в принятии управленческих решений. Полномочия устанавливаются в соответствии с принятой в компании системой разделения труда и специализацией управленческих кадров. В структуре любой инновационной фирмы можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

        Горизонтальное связано с закреплением за менеджером одной или нескольких предметных функций. Это означает создание на фирме специальных служб стратегического управления, плановых, контрольно-диспетчерских и т.д. Вертикальное разделение труда менеджеров выражается в наличии нескольких уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. Объем и значимость последствий принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастают по мере перехода от низшего к высшему уровню.

        Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования инновационной компании на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции. Критериями такой эффективности выступают экономические параметры, которые позволяют соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции.

        Как уже отмечалось, управление нововведениями представляет собой сочетание различных функций (формирование целей, планирование, организация, контроль).  Каждая из них направлена на решение специфических и разнообразных вопросов взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого спектра конкретных мероприятий.

        Формирование целей инновационной деятельности.  Цель в инновационном менеджменте – это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выражаемое совокупностью характеристик. Цель организации или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры их развития на заданные периоды времени.  Таким образом, цель организации, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны, выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий.

        Процесс формирования целей – это одна из важнейших процедур инновационного менеджмента. Он является составной частью и исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере.

        Планирование инноваций. Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствиями с целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынке. Планирование обеспечивает уточнение целей компании и доведение их до отдельных ее структурных звеньев и исполнителей, позволяет определить набор реализуемых проектов, распределить задания среди участников, определить состав необходимых ресурсов, согласовать очередность сроков выполнения отдельных этапов и обеспечит выполнение заданий в срок.

        Необходимость планирования инноваций связана с расширением масштабов и ростом сложности инновационных проектов, большим риском и неопределенностью,  развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере, расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организаций за результаты инновационной деятельности.

         Структура и методы планирования должны учитывать особенности деятельности в инновационной сфере. А реализация плановых заданий требует создания определенных организационных структур.

         Организация инноваций. Сущность функции организации состоит в обеспечении выполнения плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития компании. Это одна из важнейших функций руководителей всех уровней в инновационном менеджменте.

        Она обеспечивает рациональное сочетание во времени и в пространстве всех элементов инновационного процесса для наиболее эффективного выполнения плановых решений.

        В зависимости от задачи различают организацию инновационных процессов в пространстве (где? кто?) и организацию инноваций во времени (когда?). Организация инновационных процессов в пространстве означает формирование организационной структуры фирмы, соответствующей характеру и масштабам реализуемых проектов.  Элементами структуры выступают отдельные руководители и работники, службы и подразделения фирмы. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных частей: структуры управления инновациями и научно-производственной структуры компании.

        Структура управления инновациями – это форма распределения и координации управленческой деятельности в инновационной сфере. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.. При формировании структуры управления инновационными процессами выбирается тип структуры (горизонтальная или иерархическая) , определяется состав и функции органов управления, процедуры и методы обоснования управленческих решений, порядок их согласования и организации исполнения, информационное обеспечение органов управления. Большинство структур управления носит в инновационной сфере иерархический характер.

        Научно-производственная структура инновационной фирмы определяется составом основных научных и производственных подразделений компании и характером их взаимосвязей. Состав подразделений зависит в основном от особенностей осуществляемых инновационных процессов и масштабов деятельности фирмы. Характер взаимосвязи подразделений определяется исходя из принятого принципа их специализации. В практике используется три типа специализации: целевая, функциональная и смешанная. При целевой специализации за подразделениями закрепляются целевые задания, связанные с производством конечного продукта, выполнением отдельных проектов или развитием инновационного направления. При функциональной специализации подразделения фирмы выполняют определенные функции, части инновационного процесса или виды технологических операций.

        При организации инновационной деятельности сначала, как правило, формируется научно-производственная структура фирмы, а затем, как производная от нее, строится структура управления инновациями.

        В инновационном менеджменте используются различные формы организации инноваций, которые, по сути,  представляют собой различные способы разделения труда при осуществлении инновационных проектов.

        К основным принципам инновационного  менеджмента можно отнести:

1. Создание  атмосферы, стимулирующей поиск  и освоение новшеств. Сюда также входит материальное и иное стимулирование специалистов, постановка долгосрочных целей и задач, отвечающих не только критериям востребованности предприятием на данный момент, но и интересных для исполнителей. 

2. Нацеленность  всей инновационной деятельности  на потребителя. Инновационная деятельность не должна быть вне политики фирмы и организационной культуры, основными пунктами которых является получение прибыли и улучшение качества жизни потребителя, что оптимально должно обеспечиваться адресностью предпринимаемых мер по достижению целей.

3. Определение  приоритетных направлений инновационной  деятельности исходя из целей  и задач фирмы. Данный принцип определяется последовательностью и соблюдением иерархии целей и задач, так как максимальная концентрация в определённый момент даёт лучший результат и является наиболее целесообразной, чем одновременная работа в нескольких направлениях исход которой зависит от каждой конкретной работы.

4. Уменьшение  числа уровней управления с  целью ускорения процессов исследования, производства и сбыта. Сроки не должны быть раздуты, оптимальность сроков зависит от числа уровней отделяющих задачу от исполнителя, также в этих целях должны быть оптимизированы стандартные процедуры.

5. Максимальное  снижение сроков разработки и  внедрения нововведений, организационных  работ не по эстафетному принципу, а на основе параллельного  решения задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Практическое  задание

       Определить, что из перечисленного ниже относится  к инновационной деятельности, а что – к интеллектуальному продукту:

       а) создание и использование интеллектуального  продукта;

       б) продукты культуры;

      в) продукция информации (программные  продукты, радио- и телепрограммы);

      г) научно-техническая продукция (открытия, гипотезы, концепции, модели и т.д.);

      д) доведение оригинальных идей до реализации на рынке в виде готового товара;

Информация о работе Сущность и классификация инноваций