Сущность и классификация управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:28, контрольная работа

Краткое описание

Однако дело обстоит совсем по-другому. Большинство работ по различным аспектам управленческого решения были написаны вне деловых организаций или касались лиц, которые не являлись лицами, принимающими практические управленческие решения. Такой неорганизованный подход приводит к общему непониманию сущности управленческого решения. Более конкретно можно сказать, что не существует общепринятого понимания того, что представляют собой управленческие решения, кто их принимает и где они осуществляются. В данной статье делается попытка исправить такое непонимание или недопонимание посредством краткого изложения ряда теорий и концепций, которые воплощают в себе сущность управленческого решения. Усвоение предлагаемых точек зрения должно способствовать лучшему пониманию сущности управленческого решения и привести к более высокому уровню успеха относительно принимаемых решений в организациях всех типов [6].

Содержание

Сущность и классификация управленческих решений 1
Понятие, структура и виды конфликтов 2
Список литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента.docx

— 58.66 Кб (Скачать файл)

Бесконфликтность (безразличие  ко всему), как и очень высокая  конфликтность, обусловливает снижение эффективности деятельности организации. Бесконфликтность - это индикатор  того, что в организации отсутствуют  новые идеи, инициатива и т. п., что  в современных условиях развития конкуренции также губительно для  предприятия, как и разрушительные конфликты [12].

Итак, проанализируем структуру конфликта в менеджменте.

Любой конфликт характеризуется  конфликтующими сторонами, а также  предметом противоборства. Структура  конфликта также включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества. Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства. О зрелости конфликта можно судить по степени формирования субъектов. Чем более развит конфликт, тем выше зрелость субъектов. Динамика конфликта прямо связана с развитием его субъектов, и наоборот. Если конфликт перерастает в иное качественное состояние, соответственно качественно изменяются противоборствующие стороны [6].

Маскировка подлинного субъекта конфликта – частое  явление  во внутригрупповых столкновениях. Например, провоцирующий напряженность в трудовом коллективе или в каком-то подразделении госуправления стремится скрыться за действиями других, недовольных поведением управляющего лица, официального лидера. Проблема субъекта конфликта имеет еще один аспект. Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем, это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфронтацию, зачастую оказывается не ведущей, не определяющей, а ведомой, определяемой стороной. Изменение соотношения противоборствующих сил – одна из закономерностей конфликта, в особенности классового, да и международного. Для военных конфликтов – это правило, хотя в истории было немало войн без победителей [11].

Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени. Предмет конфликта – его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Предмет конфликта - поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое  состояние общественного сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращения их в мотивацию активности.

Для того чтобы понять, как  управлять конфликтом, нужно изучить  процесс возникновения и протекания конфликта и возможные точки  воздействия (элементы процесса).

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая противоположные позиции, цели объекта и субъекта и т. п., что и является источником конфликтной ситуации. Объективно конфликтная ситуация существует всегда (потенциальный конфликт), но его нарастание происходит только при наличии инцидента [3].

Инициаторами инцидента  могут быть как участники конфликта, так и другие лица и обстоятельства, когда начинает действовать так  называемый закон третьей стороны. И конфликтная ситуация, и инцидент могут создаваться оппонентами (сознательно  или без определенной цели) либо возникают независимо от их воли и  желания.

Основные причины конфликтов можно рассматривать по двум группам  факторов.

1. Организационные  факторы:

  • ограниченность ресурсов, неправильное или несправедливое их распределение;
  • несогласованность или противоречивость целей;
  • нечеткое распределение прав и обязанностей;
  • противоречие между функциями и фактически осуществляемой деятельностью;
  • взаимозависимость задач;
  • неблагоприятные условия труда.

2. Личностные  факторы:

  • различия в ценностях, манерах поведения, жизненном опыте;
  • личная неприязнь;
  • психологический феномен;
  • неопределенность перспектив роста;
  • недостаточный уровень профессионализма;
  • стиль управления [9].

По различным источникам до 15% рабочего времени расходуется  на конфликты и ностконфликтные состояния (переживания, самоутверждение в своей правоте и т. п.). Если время, растраченное на конфликт, принять за 100%, то:

  • по вине руководителя - 52% (табл. 24);
  • из-за психологической несовместимости - 33%;
  • по причине неправильной расстановке кадров - 15%.

Итак, изучим основные виды конфликтов и пути их преодоления.

Менеджеры выделяют четыре основных вида конфликтов.

 

•   Внутриличностный конфликт возникает в силу того,  что требования  организации не  совпадают с личными потребностями,  или когда к личности  предъявляются  противоречивые требования.

•   Межличностный — самый распространенный тип конфликтов, это психологическое столкновение людей с разными взглядами, темпераментом, ценностями. В свою очередь межличностные конфликты делятся на горизонтальные (конфликты между сотрудниками одного уровня) и вертикальные — между руководителем и подчиненным.

•   Конфликт  между личностью  и  группой возникает чаще всего тогда, когда личность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы [12].

•   Межгрупповые конфликты. Каждая организация состоит из множества групп (формальных и неформальных),  поэтому это, прежде всего конфликты между формальными группами, между организацией и неформальными группами

По скорости протекания конфликты  делятся на быстротечные и затяжные. Быстротечные в свою очередь могут быть остродинамичными (опасными для жизни) и динамичными (опасными для здоровья). Затяжные конфликты делятся на остростатичные (опасные для психологического состояния) и статичные (снижающие активность личности) [11].

Теория и практика менеджмента предлагает множество способов разрешения конфликтов. В любом конфликте необходимо четко выделять стратегию и тактику разрешения конфликтов. Стратегия определяется содержанием самого конфликта и его восприятием.

В стратегии разрешения конфликтов можно выделить следующие моменты:

• уклонение  от конфликта. Уклонение желательно, если цель не очень важная;

• доминирование — когда цель важна, первостепенна;

 

•   капитулянство — когда отношения в коллективе важнее целей соперников.

В тактике разрешения конфликтов выделяют следующие способы:

•   поддержание статуса-кво — такая тактика может приме­няться для выигрыша времени, это тактика союзников, тактика накапливания информации;

•   доминирование — такая тактика может применяться при необходимости быстрого реагирования, когда нет времени для дискуссий, когда руководитель  уверен, что ничего  дельного предложить уже не могут, когда руководитель свою точку зрения считает единственно правильной;

•   компромисс может применяться в случаях, когда обе стороны убеждены, что сближение возможно. Компромисс, может быть, достигнут путем: взаимных уступок (когда обе стороны ощущают свою выгоду), уступок по незначительным вопросам, сотрудничества (когда конфликтующие стороны желают мирного исхода) [2].

В заключение составим и  изучим пути преодоления конфликтов.

Методы и способы разрешения конфликтов разнообразны — от бесед, просьб, убеждений, разъяснений до силового разрешения (подавление, перевод, разъединение, приказ, решение суда и т.д.).

Главная задача менеджера  в том, чтобы уметь «войти»  в конфликт и разрешить его, используя разные методы.

Существуют несколько  эффективных способов управления конфликтной  ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Руководителям не следует  считать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно — лишь одни из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта:

Итак, представим вниманию такие  методы разрешения конфликтов, как:

Четыре структурных  метода разрешения конфликта — это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к  работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации [1].

Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться [11].

В управлении конфликтной  ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организаций, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.

Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей — еще один структурный метод управления конфликтной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Структура системы  вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием [12]

Таким образом, в жизни  работников, организации могут возникать конфликты: производственные, политические, национальные, социальные, семейные и т.д. Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых интересов. Конфликт — это элемент человеческой деятельности и существования.

Причины конфликтов бывают объективные и субъективные: различия в целях, ограниченность ресурсов; различия в восприятии ценностей; разные уровни образования, стили поведения; плохая коммуникативность и т. д.

В мире бизнеса конфликты  проявляются очень ярко. Существуют конфликты между фирмами, организациями, ассоциациями, в рамках одной организации. Эти конфликты называют организационными, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия.

Конфликты выполняют не только отрицательную, но и положительную роль. Они «встряхивают» коллектив, спасают организацию от «загнивания».

Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити-Дана, 2010- С120-122
  2. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели менеджмента. - М.: Изд-во ГРИФ УМО РФ, 2011 – С 36.
  3. Галькович Р.С., Набоков В.И. Менеджмент и менеджер. - Пермь: Дело, 2012-С185
  4. Джордж М. Искусство релаксации: снятие напряжения, преодоление стресса, самопомощь. - М.: АСТ, 2012-С811
  5. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. - М.: Экономика, 2009 – С 411-414
  6. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. - СПб.: Питер, 2008-С 762
  7. Съедин С.И. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2013 –C 191
  8. Чернышев В.Н. Человек и персонал в менеджменте. - СПб.: Энергоатомиздат, 1997.Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 343 с.
  9. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.:ФБК-ПРЕСС, 2010-C 501-505
  10. Менеджмент организации: Учебное пособие. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. – М.:ИНФРА-М,2013-C 84-85

Информация о работе Сущность и классификация управленческих решений