Сущность и роль управленческих решений, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 08:04, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе автор рассматривает сущность управленческих решений, характерные особенности управленческих решений, факторы, определяющие их качество и эффективность.

Содержание

1. Введение (3)
2. Управленческие решения в менеджменте (5)
3. Виды управленческих решений и их классификации (10)
4. Заключение (15)
5. Список литературы (16)
6. Приложение 1 (17)
7. Приложение 2 (20)

Вложенные файлы: 1 файл

НОУ ВПО 2.docx

— 74.41 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей экономики и права»  в г. Перми

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Направление 080200 «Менеджмент»

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине:                                                                            Теория менеджмента

Тема:                    Сущность и роль управленческих решений, их классификация

 

 

 

 

Студента 4 курса

     

      Преподаватель

      Научная степень, звание                                     

                                             

Пермь  2014

Содержание

  1. Введение                                                                                                   (3)
  2. Управленческие решения в менеджменте                                      (5)
  3. Виды управленческих решений и их классификации                    (10) 
  4. Заключение                                                                                               (15)
  5. Список литературы                                                                                  (16)
  6. Приложение 1                                                                                           (17)
  7. Приложение 2                                                                                           (20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

Введение

 

Управленческое решение - это выбор альтернативы, т.е. способа решения. Оно является существенной и неотъемлемой частью общей работы каждого руководителя.

Менеджмент - эта форма управленческой деятельности, которая должна обеспечивать упорядоченною работу соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Современный менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других и все это только для начала. Он должен знать своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе.

Очень важна такая черта менеджера, принимающего управленческие решения, как профессионализм. В обычной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решения – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки, знания техпроцесса, используемого в производстве, опыта. Совсем не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать управленческие решения.

В современный период, особенно в связи с работой в условиях рыночной экономики складываются объективные факторы, ведущие к усложнению задач принятия управленческих решении. Расширяются масштабы и разнообразие экономического и социально-культурного общения между странами всего мира. Более сложными и разветвленными становятся финансовые, экономические, социальные, технические, организационные связи. Ускоряется темп общественно-политических процессов, увеличивается объем информации, которую нужно переработать и использовать. Стремительно развивается наука и техника. В этих условиях необходимо учитывать ограниченность природных и трудовых ресурсов, усложнение объектов управления, повышение сложности решаемых задач.

Все это предъявляет повышенные требования к качеству управленческих решений и к оперативности их принятия и реализации. Современные методы кооперации труда и организации комбинированного производства и управления требуют исключительно высокой трудовой и производственной дисциплины, формирования сплоченного коллектива, большой творческой отдачи работников в процессе труда, системного подхода к решению проблем управления производством. В связи с этим возникает проблема развития демократических форм подготовки и принятия управленческих решений, рационального сочетания принципа единоначалия с коллегиальностью и коллективностью в выработке и принятии управленческих решений.

В данной работе я рассматриваю сущность управленческих решений, характерные особенности управленческих решений, факторы, определяющие их качество и эффективность. В этой работе я использовала научные труды таких авторов: Майкл Х. Мескон, В.Р. Веснина, О.С. Виханского, А.И. Наумова, журналы «Менеджмент в Росси и за рубежом», Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Управленческие решения  в менеджменте

Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия или воздержатся от них, связанные с достижением целей организации преодолением стоящих перед нею проблем. Любому поступку человека или всего коллектива предшествует принятие решения. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, не смотря на универсальность решений их приятием процессе управления организацией или предприятием существенно отличается от решений, принимаемых в обычной, частной жизни.

Что отличает управленческое решение, принимаемое менеджером от решения обычного человека? Менеджер принимает решения исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблемы конкретной организаций и его решения, последствие этих решений могут существенно повлиять на жизнь многих людей, сотрудников, клиентов, партнеров.

Менеджер готовит и принимает решения в рамках своей служебной деятельности. Такая деятельность характеризует его труд как руководителя, который лично принимает решения или организует работу сотрудников по подготовке, распределению решений по уровням системы управления (см. приложение № 3) и реализации различных управленческих решений. Поэтому ошибки в принятии управленческих решении могут привести к большим негативным последствиям. И в связи с этим закономерным является требование к повышению эффективности управленческого решения на основе научного подхода к их формированию, выбору, определению норма - правовых критериев (стандартов, правил, кодексов).

В теории принятия управленческих решении используются термин - «лицо, предпринимающее решения » (ЛПР)- это может быть один человек - индивидуальное ЛПР или группа людей - групповое ЛПР. Например, совет директоров, учредителей, акционеров словом группа людей, определяющая цели и пути развития организации или предприятия.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

Информация часто бывает избыточной или просто не нужной, следовательно, необходимо уметь выделять нужную информацию, она называется релевантная информация – информация, имеющая непосредственное отношение к проблеме. Подобная информация становится базовой при принятии управленческого решения, по этому должна быть максимально точной.

На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

В процессе принятия решения всегда найдутся множество разнообразных вариантов решения проблемы. Например, как в старинных русских сказаньях, про добрых молодцев ищущих счастья и стоящих на распутье около камня, на котором написано «направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь - голову потеряешь, прямо пойдешь - мечту свою найдешь», такое множество вариантов предлагаемых для решения проблем называется альтернативой .

Выбор альтернативы – это выбор наилучшего варианта решения. Причем варианты могут быть направлены как на изменения ситуации, таки на сохранения существующего положения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческое решение – это выбор альтернатив, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочии и компетентности и направленный на достижение целей организации. Если нет альтернатив то нет и выбора, а следовательно - нет решения. Например, «О подготовке к отопительному сезону» не является принятием решения, хотя иногда так и называется.

Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Решение называется оптимальным , если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора.

Решение называется рациональным (допустимым), если оно удовлетворяет определенным ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим. Это варианты действий, эффективность которых может удовлетворить ЛПР, которое всегда стремится найти оптимальный или хотя бы рациональный вариант.

Можно понятие «принятие решения» трактовать в узком и широком смысле:

В узком смысле – это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора , осуществляемый индивидуальным ЛПР или групповым ЛПР с помощью определенных правил.

В этой связи, например, говорят: «Руководитель принял решение». В узком плане решение можно также трактовать как результат выбора , тогда оно представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т.п.) осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов.

В широком смысле – это процесс,протекающий во времени, стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Существует ряд обстоятельств, которые снижают успешность решения проблем. К ним относятся:

- ориентация только на сиюминутный  экономический результат и недооценка  возможных последствий;

- неоправданное разделение субъектов, принимающих и реализующих решения (лучше, когда это делает одно  и то же лицо);

- отсутствие предварительно сформированной  психологической готовности исполнителей  к восприятию решения, порождающее  отторжение;

- неорганизованность, непоследовательность  процесса разработки решения; принятие  по одной и той же проблеме  нескольких решений, мало связанных  друг с другом, не учитывающих  имеющийся опыт; медлительность  из-за неуверенности в своих  силах или излишней самоуверенности;

- субъективизм разработчиков решения, ориентация их исключительно  на личный опыт, интуицию, вдохновение, симпатии или антипатии к кому-то  или чему-то, преследование, прежде  всего собственной выгоды, стремление  к неоправданному риску.

- Избыточность или недостаточность  информации о проблеме, наличии  вариантов решения, имеющихся ресурсов  и т. д.

К методам реализации решения предъявляется ряд требований:

1. практическую применимость , соответствие их содержанию и объективным условиям претворения решения в жизнь, а не желаниям и способностям исполнителей. Лучше вообще не начинать дела, нежели применять негодные, а то и недозволенные методы лишь на том основании, что они хорошо известны, удобны или кого-то устраивают.

2. экономичность , подразумевающую, что эффект, полученный при реализации принятого с помощью этих методов решения, будет связан с уменьшением затрат;

3. точность , обеспечивающую соответствие полученного результата тому, что ожидалось. Однако она требует повышенных затрат, нарастание которых происходит столь стремительно, что ею не следует злоупотреблять;

4. надежность , гарантирующую обусловленное количество сбоев и отсутствие ситуаций с повышенным риском;

5. простота , но стоит иметь в виду что сложные проблемы не решают простыми методами, например сменой руководства.

При принятии управленческого решения менеджер должен понимать, что на эффективность решения оказывают влияния следующие факторы:

1. Понятность проблемы и причинно  – следственных связей между  ней и ситуацией, в которой  принимается решение (определяет  разрыв между рациональным и  приемлемым решениями, которые не  всегда лучше).

2. Характер взаимоотношений внутри  организации.

3. Занимаемая должность автора.

4. Личностные моменты.

5. Наличие времени для принятия  и реализации управленческого  решения.

6. Четкое распределение подготовительной  работы и возложение персональной  ответственности на конкретных  лиц, вовремя и четко доводить  до исполнителей поставленную  перед ними задачу, цель или  план мероприятии.

Информация о работе Сущность и роль управленческих решений, их классификация