Сущность и содержание мотивационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

В литературе имеется множество определений мотивации, раскрывающих ее сущность с различных сторон. Мотивация в общем понимании — это совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий [13]; в зависимости от поведения человека — это процесс сознательного выбора им того или иного типа действий, определяемых комплексным воздействием внешних и внутренних факторов (соответственно стимулов и мотивов); в управлении — это функция руководства, которая состоит в формировании у работников стимулов к труду (побудить их работать с полной отдачей), а также в долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала [64].

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивационный менеджмент -лекции.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Рис. 2.2. Модель мотивации поведения через потребности

Степень удовлетворения поставленной цели влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах. Люди стремятся повторить поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать поведения, которое ассоциируется у них с недостаточным удовлетворением.

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, при которых бы люди ощущали, что могут удовлетворить потребности с помощью поведения, приводящего к достижению целей организации.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность, они являются источником активности личности. Субъективно осознавая цель как потребность, человек убеждается, что удовлетворить последнюю можно лишь посредством достижения цели.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности.

Мотив — преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей.

Влечение — преходящее психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность человека.

Желание — отражающая потребность мысль о возможности обладать чем-либо или осуществить что-либо. Желание как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути удовлетворения.

Потребности как внутренние психические состояния  регулируют поведение человека, определяют направленность его мышления, чувств и воли. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые порождают и новые потребности.

Не только мышление, но и воля активизируется потребностями. Благодаря волевому усилию, целенаправленности, настойчивости, упорству человек преодолевает трудности и препятствия, появляющиеся на пути удовлетворения потребностей.

Потребности могут быть основными причинами  определенных психических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояние напряжения или спокойствия, радость или горе, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности.

Важная  характеристика потребностей человека состоит также в том, что любая из них приобретает конкретное содержание в зависимости от условий и способов ее удовлетворения. Внутреннее состояние потребности организма в чем-то сигнализирует лишь о необходимости изменить это состояние, т. е. удовлетворить организм. Что же касается конкретной потребности, то она формируется под воздействием внешних условий, т. е. факторов, которые обусловливают необходимость изменить состояние организма. Поскольку потребности человека характеризуются предметным содержанием, определяемым условиями жизни, то любая потребность является прежде всего особой формой отражения условий жизни: экономического состояния, воспитания личности, традиций и т. п.

В поведении  человека та или иная потребность  может проявляться ситуативно, т. е. только в конкретный момент, не отражая тем самым какую-то устойчивую структуру потребностей. Например, поведение выпускника школы, испытывающего потребность в информации о высших учебных заведениях, характеризуется резким повышением активности в общении с теми, кто может дать ему такую информацию. После того как эта информация получена, т. е. потребность удовлетворена, активность в подобных контактах снижается.

Таким образом, как система потребностей, так  и ситуативные потребности, становясь источником активности личности, регулируют поведение человека. Обладая некоторой устойчивостью, стабильностью, система потребностей человека одновременно пластична: она может меняться под воздействием социальных условий или целенаправленного воздействия — воспитания.

2.3.  Классификация потребностей



Рис. 2.3. Классификация потребностей



Потребности людей классифицируют по различным признакам (рис. 2.3).

 

По происхождению потребности бывают естественными и культурными.

. В естественных потребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть. Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.

Культурные потребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.

К объектам культурных потребностей относятся предметы, которые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.

В зависимости  от уровня экономического развития, воспитания и усвоения принятых обычаев и традиций человек приобретает различные культурные потребности.

По природе различают потребности первичные и вторичные.

Первичные потребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе).

Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

Различают такие вторичные потребности, которые  проявляются в той или иной степени у большинства людей:

  • доминантность — стремление контролировать, влиять, направлять поведение словом или приказом, стремление отвергать попытки сближения;
  • агрессия — стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, унизить;
  • поиск дружественных связей — стремление к дружбе, любви, симпатия к другим, желание сблизить людей;
  • автономия — бегство от всяческих ограничений, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации;
  • пассивное повиновение — стремление к пассивному подчинению силе, ожидание совета, помощи;
  • потребность в уважении со стороны других;
  • потребность в достижении — желание преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше, достичь высшего уровня в каком-либо деле;
  • потребность быть в центре внимания — желание завоевать 
    внимание других, удивлять их личными достижениями и качествами;
  • потребность в игре — стремление к развлечениям, предпочтение игры другой деятельности;
  • эгоизм — стремление ставить свои интересы превыше всего, быть довольным собой; чувствительность к унижениям;
  • социальность — игнорирование собственных интересов во имя интересов группы, благородство, уступчивость;
  • потребность в самозащите — стремление к отстаиванию своих прав, защите имиджа;
  • потребность в порядке — тенденция к упорядочиванию, аккуратности, точности;
  • потребность избегания опасности — желание исключить опасность, стремление к осторожности, уклонению от борьбы;
  • потребность в преодолении поражений — желание компенсировать прошлые неудачи, потери.

По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.

В материальных потребностях проявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных — от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).

Человек испытывает потребности поделиться с другими  мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и т. д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении.

Духовные  и материальные потребности неразрывно связаны.

По степени осознания человеком потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чуввствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того,, как ее можно удовлетворить.

По степени важности для человека различают потребности доминирующие и второстепенные. Первые могут подавлять все остальные и в этой связи определять основные направления поведения и деятельности.

По отнесенности потребностей ко внутренней или внешней сфере развития их классифицируют на индивидуальные, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).

Несмотря  на разнообразие потребности имеют  общие свойства:

  • они всегда предметны, т. е. направлены на нечто конкретное;
  • им присуще многообразие и способность к развитию;
  • большинство из них цикличны, т. е. периодически возникают снова (очень трудно назвать потребность, которую можно удовлетворить раз и навсегда);
  • большинство своих потребностей удовлетворяют только с помощью определенных предметов.

2.4.  Понятие о мотивах деятельности

Для успешного руководства людьми менеджер должен хотя бы в общих чертах знать желания подчиненных, основные мотивы их поведения, взаимоотношения, рычаги воздействия и возможные результаты. В литературе существует несколько значений понятия "мотив" (от лат. movere — приводить в движение, толкать):

  • это преимущественно осознанные внутренние побуждения личности к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей;
  • совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека и определяющих ее направленность;
  • осознаваемые причины выбора действий и поступков человека.

 

Мотивы и потребности

Мотивы  возникают, развиваются и формируются  на основе потребностей, однако они относительно самостоятельны, так как потребности точно не определяют совокупность мотивов, их силу и устойчивость. При одной и той же потребности у разных людей могут возникать различные мотивы (например, естественная потребность в пище присуща всем, но люди покупают разные продукты).

Если  потребности составляют сущность, "механизм" всех видов человеческой активности, то мотивы являются конкретными проявлениями этой сущности.

Потребность человека — это испытываемая им нужда в чем-либо, мотивы, т. е. его побуждения в связи с этой нуждой. Мотивы появляются почти одновременно с потребностями и проходят определенные стадии, аналогичные стадиям формирования потребностей.

Связь потребностей и мотивов проявляется  также в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности посредством мотивов.

Мотив порождается определенной потребностью, являющейся конечной причиной человеческих действий. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или в поведение. В этом случае происходит борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.

Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека (например, потребность в учебе человек реализует в учебной деятельности, которую выбирает под влиянием сформировавшихся мотивов). В процессе возникновения и формирования они оказывают взаимное влияние. Развиваясь и укрепляясь, мотивы способствуют укреплению потребности. В свою очередь, развитие потребностей способствует более эффективному формированию мотивации, возникновению и развитию новых мотивов.

Мотивы  и направленность личности

Мотивы  связаны также с направленностью  личности, т. е., по существу, с совокупностью ее


Информация о работе Сущность и содержание мотивационного менеджмента