Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:19, доклад
Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать комплекс вопросов менеджмента. Изменяются и требования к работнику. Главным становятся признание высокой социальной ответственности сотрудников организации и в первую очередь управляющих. Современный подход в менеджменте — это адекватная реакция на перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды с учетом человеческих ценностей.
Основные задачи кадрового планирования:
- разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами;
- увязка кадрового планирования с планированием организации в целом;
- организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации;
- проведение в жизнь
решений, способствующих
- содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании;
- улучшение обмена информацией
по персоналу между всеми
Кадровое планирование включает в себя:
- прогнозирование перспективных
потребностей организации в
- изучение рынка труда
(рынка квалифицированной
- анализ системы рабочих мест организации;
- разработка программ и мероприятий по развитию персонала.
При осуществлении кадрового планирования организация преследует следующие цели:
- получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве;
- наилучшим образом
- быть способной предвидеть
проблемы, возникающие из-за возможного
избытка или нехватки
Процесс кадрового планирования
Процесс кадрового планирования состоит из четырех базисных шагов:
1. Определение воздействия
организационных целей на
2. Определение будущих
потребностей (необходимых квалификаций
будущего персонала и общего
числа служащих, которые требуются
для достижения данной
Эти методы предоставляют реальную возможность учесть мнение непосредственного исполнителя работы, но с другой стороны на оценку содержания работы могут повлиять субъективное восприятие реципиента, стереотипность его представлений о трудовом процессе. Последний шаг в этой фазе - перевести квалификационные требования и способности в типы и количество служащих.
3. Определение дополнительной
потребности в персонале при
учете имеющихся кадров
- оценка, анализ состояния
наличных ресурсов (их количество,
текучесть, качество, результативность
труда, заслуги,
- оценка внешних источников.
К ним относятся работники
других предприятий,
- оценка потенциала указанных источников (качественные резервы развития ресурсов).
В соответствии с эволюцией
кадровой политики (от функции снабжения
готовой рабочей силой к
4. Разработка конкретного плана действия по ликвидации потребностей в персонале.
Как только требования к
персоналу определились, должны разрабатываться
планы действия для достижения желаемых
результатов. Если требования сети указывают
потребность для добавлений, планы
должны набирать, выбирать, ориентировать,
и подготавливать определенные количества
и типы необходимого персонала. Если
уменьшение в трудовом составе необходимо,
планы должны делаться так, чтобы
реализовать необходимые
3.проф отбор при приеме на работу
Профессиональный
Цель ППО – отобрать такого сотрудника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.
Основными задачами профессионального психологического отбора персонала при приеме на работу являются:
-определение социальной, профессиональной, социально-психологической и психофизиологической пригодности кандидатов при приёме на работу, к подготовке по требуемым специальностям на курсах и обучению в высших учебных заведениях;
-выявление мотивов поступления на работу и пресечение лиц с корыстной мотивацией, склонных к нарушению трудовой (корпоративной) дисциплины, употреблению наркосодержащих препаратов и злоупотреблению алкоголем;
-разработка рекомендаций по рациональному распределению (перераспределению) кандидатов по профилям подготовки, специальностям и должностям.
Сам процесс ППО представляет собой тестирование кандидата по определенно заданному сценарию (тестовой батарее). Для каждой специальности (должности) разрабатывается индивидуальная тестовая батарея, в рамках которой дается оценка степени выраженности профессионально важных качеств (ПВК) в соответствие с установленными группами профессиональной пригодности (рекомендуется в первую очередь, рекомендуется, рекомендуется условно, не рекомендуется).
Результатом такой оценки служит источник информации, который дает сведения о профессиональных способностях и умениях кандидата. Данная информация предоставляется в виде текстовой интерпретации с описанием ПВК. На основании полученных результатов формируется мнение о способностях кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности и т.д.
4. Высвобождение и увольнение работников
Потребности организации в сотрудниках меняются с течением времени под воздействием ряда внешних и внутренних для организации факторов. Подобные изменения не всегда означают увеличение или сохранение спроса на рабочую силу на постоянном уровне. Внедрение новых технологий, прекращение выпуска определенных видов продукции, падение спроса на оказываемые организацией услуги могут привести к сокращению спроса, как на отдельные категории работников, так и на рабочую силу в целом. Возникает проблема высвобождения персонала, которая рассматривается в работах многих отечественных ученых, занимающихся проблемами управления персоналом.
Следует различать понятия
«высвобождение» и «увольнение»
Высвобождение персонала представляет собой увольнение или отстранение
от работы на длительный срок одного или
большего числа работников по причине
экономического, структурного или технологического
характера с целью уменьшения количества
занятых либо изменения их профессионально-
Под высвобождением персонала
понимается комплекс
Высвобождение персонала — вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.
Проблемы, возникающие при высвобождении
персонала, возникают из
Увольнение — прекращение трудового договора (контракта) между администрацией (работодателем) и сотрудником.
Увольнение персонала
На практике используют
- прекращение найма на работу;
- перемещение на другие
- сокращение продолжительности рабочего времени;
- введение укороченной рабочей недели.
Виды увольнений
Планирование работы с
= увольнение по инициативе работника (в отечественной терминологии — по собственному желанию);