Сущность корпоративного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Корпоративное управление — это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями.
Выделяя корпоративное управление в особый тип, особенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения».

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 71.55 Кб (Скачать файл)

                 

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал       МЭСИ

 

 

                                                           Индивидуальное задание

                          По дисциплине   Менеджмент финансово-промышленных групп

Тема   

Сущность корпоративного управления

 
 
 
 

 

 

 

 

Студент               

Гончаронок С.В. Гр.71-мо

     

14. 10. 2013.

   

Ф.И.О.,№ зачетки, группы

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

Доцент Турбан Г.В.

       
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

 

 

 

Минск  2013  г.


   

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Понятие корпоративного управления

Корпоративное управление — это  управление организационно-правовым оформлением  бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями.

Выделяя корпоративное управление в особый тип, особенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения».

Главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации финансовые ресурсы.

Проблема корпоративного управления затрагивалась многими исследователями. Однако пороговыми по выделению ее в отдельную область исследования стали разработки А. Берли и Г. Минза. В своей книге «Современная корпорация и частная собственность» (1931 г.) они впервые детально изучили проблему отделения контроля от собственности в т.н. квазипубличных корпорациях.

Необходимо отметить, что корпоративное  управление стало возможным только тогда, когда произошло четкое отделение  собственности от управления.

Вообще, исследования по корпоративному управлению отражали эволюцию крупных структур, что и обусловило пристальное внимание экономистов к данной проблеме в 80-е годы — годы массовых слияний и поглощений, тенденций к социально ориентированным нормам в правовых системах.

Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием  корпоративного управления.

В настоящее время западными  учеными предлагается цикл управления фирмой, состоящий из четырех этапов (рис.1).

 

 

 

1


Планирование

4

Контроль

2

Организация

3

Мотивация


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Цикл управления фирмой

 

В частности, такую схему  предлагают Мескон, Альберт и Хедоури. Однако, такое представление является слишком урезанным и для такого крупного объединения как корпорация не подходит. Для управления корпорацией используется расширенный цикл управления, содержащий семь этапов (рис.2).

Для осуществления цикла управления, представленного на рис.2, управляющая  компания должна определить и согласовать  с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.

 

1


7

2

6

3

5

4

Анализ  возможностей

Планирование

Организация

Диспетчирование

Мотивация

Контроль

Регулирование


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Цикл управления корпорацией

 

Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий направления деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.

 

                         

 

 

 

Цели корпоративных отношений

Все участники корпоративных отношений имеют общие цели:

    • создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией;
    • увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов;
    • получение доступа к внешнему финансированию (рынкам капитала);
    • получение доступа к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);
    • увеличение рабочих мест и общий рост экономики.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система корпоративного управления

Вместе с тем, каждый участник корпоративных  отношений имеет свои интересы, и  различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное  управление содействует предотвращению конфликтов, а при  возникновении   - их разрешению посредством предусмотренных процессов и структур. Такими процессами и структурами являются формирование и функционирование различных органов управления, регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии должными стандартами и пр.

Рис. 4 Система корпоративного управления

 Корпоративное управление имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект сфокусирован на отношениях компании с социально-экономической средой: государством, регулирующими органами, кредиторами, участниками рынка ценных бумаг, местными общинами и другими заинтересованными лицами. Внутренний аспект сосредоточен на взаимоотношениях внутри компании: между акционерами, членами наблюдательных, исполнительных и контрольно-ревизионных органов.                                                                        Корпоративное управление является очагом развития и рыночной экономики, и демократического общества, а не просто вопросом защиты акционеров, контроля за управлением. Оно является основополагающей признаком рыночного направления конкурентоспособного предпринимательства. Корпоративное управление зависит от сотрудничества общественного и частного секторов с целью создания конкурентоспособной рыночной системы и развития демократического общества на законодательной основе. 
Ключевые аспекты корпоративного управления сводятся к простой модели: акционеры избирают директоров, которые представляют их; директора голосуют по ключевым вопросам и принимает решение большинством голосов на началах прозрачности с тем, чтобы была обеспечена подотчетность руководителей перед акционерами и другими заинтересованными сторонами. Компания принимает стандарты бухгалтерского учета для получения информации, необходимой для принятия решений директорами, инвесторами, а также другими лицами. Политика и практическая деятельность компании должны согласовываться с государственным и местным законодательством.

Корпоративное управление происходит от ряда институтов (законы, регулирующие акты, соглашения и нормы), которые  создают механизм самоуправления компаний как центральную составляющую конкурентоспособной  рыночной экономики. Ключевым моментом является то, что общественный и  частный секторы должны сотрудничать ради создания комплекса правил, которые  все совмещают, связывают и определяют методы внутреннего управления компаниями. 
Построение рыночной экономики требует реального пересмотра законодательных норм не столько для определения сфер разрешенной деятельности, сколько для введения инноваций и создания возможностей для проявления инициативы. Поэтому корпоративное управление должно рассматриваться как механизм создания самоуправляющихся организаций. Рыночная экономика — это не только отсутствие вмешательства правительства, которое играет существенную роль в установлении ее рамок.     Корпоративное управление — это возможность создания структуры, обеспечивающей значительную свободу в рамках верховенства права.          Первым шагом на пути создания или реформирования системы корпоративного управления является рассмотрение принципов, выдвинутых Организацией европейского сотрудничества и развития (ОЭСР) и принятых правительствами стран-членов ОЭСР, среди которых: соблюдение прав акционеров, справедливое отношение к ним — защита прав меньшинства путем разработки схем, удерживающие директоров и менеджеров от злоупотреблений; определение роли других заинтересованных лиц (например, сотрудников) в корпоративном управлении; предоставление полной и прозрачной информации; ответственность совета правления. 
Крепкая система корпоративного управления может стать основным преимуществом для общества, поскольку принятие стандартов прозрачности в отношениях с инвесторами и кредиторами позволяет предотвращать системным банковским кризисам, а принятие процедуры банкротства помогает убедиться в существовании методов избегания ошибок в бизнесе. 
           Корпоративное управление также имеет непосредственное отношение к другому вопросу, важному для всех стран — борьбы с коррупцией. Оно является достаточно сложным из-за политической уязвимости и потенциальных правовых действий. Попытки улучшения корпоративного управления, особенно учитывая корпоративные сделки, становятся широкомасштабными, однако начинать надо с укрепления стандартов корпоративного управления и совершенствование законодательной базы. Пока компании не удосужатся создать управленческие механизмы, способные привлекать капитал и технологии, до этого они рискуют превратиться в простых торговцев и поставщиков мировых транснациональных корпораций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Корпоративное управление можно рассматривать  как сложный комплекс связанных  между собой механизмов различной  природы: организационно-правовых, экономических, мотивационных, социально-психологических, каждый из которых х имеет специфический  набор рычагов, мероприятий, форм воздействия  на деятельность корпорации, которые делают ее уникальным явлением. Реальное корпоративное управление является сложным процессом, что само по себе уже является определенным барьером в применении и освоении без необходимой подготовки объекта и субъекта управления.

Эффективное корпоративное управление не ограничивается исключительно отношениями  между инвесторами и менеджерами, а предполагает также учет законных интересов и активное сотрудничество с заинтересованными лицами, имеющие  легитимный интерес в деятельности корпораций (работниками, потребителями, кредиторами, государством, общественностью  и т.д.) Это связано с тем, что  предприятие корпоративного типа не может существовать независимо от общества, в котором оно функционирует, и конечный успех его деятельности зависит от вклада всех заинтересованных особ.

Однако, в отношениях между всеми заинтересованными лицами всегда есть место для потенциального конфликта интересов. Соответственно, сущностью корпоративного управления является система отношений между инвесторами (владельцами) корпорации, его менеджерами, а также другими заинтересованными лицами для обеспечения его эффективной деятельности, равновесия влияния и баланса интересов участников корпоративных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Иванов, И.Н. Менеджмент корпорации: учебник/ И.Н.Иванов.-М.: ИНФРА-М, 2004.-368 c.
  2. Корпоративный менеджмент: учебное пособие для студентов / под общ. ред. И.И.Мазура и В.Д.Шапиро – 3-е изд., М.: Издательство «Омега-А», 2010.- 784 c.
  3. Гончаров В.И. Менеджмент предприятия в 2-х ч., ч.1. – Мн.: МИУ, 2004.
  4. Гончаров В.И. Менеджмент предприятия в 2-х ч., ч.2. - Мн.: МИУ, 2003.
  5. Теория системного менеджмента /Под общ ред В.Г. Янчевского, Р.С. Седегова,  В.А. Кривцова. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2001.
  6. Дементьев В. ФПГ в российской экономике // РЭЖ. 1999. № 2.

Информация о работе Сущность корпоративного управления