Сущность принципов организации, их классификация, принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить роль законов и принципов в деятельности организаций.
Задачи курсовой работы: рассмотрение законов и принципов функционирования организации.
Организацию чаще всего рассматривают как процесс и как явление. Как процесс организация представляет собой совокупность действий ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Общее понятие о зависимостях, законах и
закономерностях …………………………………………………..4
1.1. Законы организации…………………………………………..6
2. Основополагающие законы организации……………………..8
2.1. Закон синергии…………………………………………………8
2.2. Закон самосохранения ………………………………………..9
2.3. Закон развития…………………………………………………11
2.4. Закон информативности ……………………………………..14
2.5. Закон единства и анализа……………………………………15
2.6. Закон композиции и пропорциональности…………………16
3. Сущность принципов организации, их классификация, принципы организации………………………………………….18
Заключение ………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Законы и принципы организации.docx

— 56.72 Кб (Скачать файл)

Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.)

2.3 Закон развития.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

- изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура  и др.)

- изменение внутренней  среды (перемещения работников, переход  на новые технологии и др.)

- потребности и интересы  человека и общества (потребность  в самовыражении человека, потребность  в прибавочном продукте общества  и др.)

- старение и износ материальных  элементов (оборудования, человека, технологии)

- изменение экологии

- технический прогресс

- глобальное состояние  мировой цивилизации

каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на принципы:

инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;

эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;

Стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества в стабильности;

Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие признаки:

- крайне централизованный  и разбухший аппарат управления;

- всеохватывающая система  специальных форм и процедур  для принятия повседневных решений;

- рост числа всякого  рода совещаний для выработки  таких решений;

- передача решений и  ответственности из одного отдела  в другой.

Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам.

Бизнес – план это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию.

2.4 Закон информированности-упорядоченности.

Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

Обычно информацию разделяют на 2 больших класса: объективную (овеществленную в товаре (например, о работнике – диплом об образовании, трудовая книжка)) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).

Информация обладает такими характеристиками, как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.

Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности.

Закон: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Следствие: информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.

Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации.

Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

2.5 Закон единства  анализа и синтеза.

Суть анализа - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Закон: каждая материал система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроится на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле:

 

 

Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней и внутренней среды.

Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

  1. предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя
  2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации
  3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития
  4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации

2.6 Закон композиции  и пропорциональности.

В окружающем нас мире все приспособлено для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии. Гармония – это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

Закон: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Этот закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

Реализация закона в организации требует обязательного использования набора принципов.

- Принцип планирования: Каждая  организация должна иметь обоснованный  план деятельности и развития.

- Принцип координации: Каждая  организация должна следить за  стратегическими, тактическими и  оперативными изменениями и вносить  соответствующие коррективы в  механизм выполнения.

- Принцип полноты: каждая  организация должна выполнять  весь набор функций производства  и управления на своем участке  деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных  организаций.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.

 

3.Сущность принципов, их классификация. Общие принципы организации.

Сама проблематика принципов организации весьма сложна, поскольку необходимо из многообразия организационных элементов и их взаимодействия выделить те, которые реально значимы для организации и предполагают свое действие в обеспечении ее функционирования и существования. К таким выделяемым явлениям, отношениям и процессам в организации, можно отнести лишь те, которые:

    1. отражают наиболее существенные, объективно необходимые свойства и стороны организации;
    2. имеют устойчивый и массовый характер, проявляются в огромном числе формальных организаций;
    3. связаны именно с организацией, постоянно осуществляются во взаимодействии людей независимо от того, какими конкретными видами деятельности они заняты и какие используют для этого технические средства.

Главное состоит в том, что принцип организации должен содержать в себе объективную основу организации и своим практическим действием придавать ей должную рациональность и эффективность, тем самым принцип организации представляет собой научное положение (оно может фиксироваться и в конституционно-правовой форме) отражающее объективно существующие организационные явления, отношения и процессы, необходимые для удержания и воспроизводства и организации как общественного явления.6

Эти явления, отношения и процессы находятся в самой организации, выражают взаимосвязи и взаимозависимости организации с другими общественными явлениями.

Для правильного понимания и использования принципов организации необходимо учитывать следующие обстоятельства:

Первое: организация всегда связана с управлением и соответственно в своей структуре (построении, взаиморасположении элементов) и функционировании (поведении и деятельности людей) зависит от субъектов управления – субъектов власти, которые реально владеют и распоряжаются ресурсами, в том числе и создаваемыми силой организации.

Второе: организация имеет два (условно введенных) среза статичный (структурный) и динамический (функциональный). Такие срезы взаимообусловлены, а принципы организации проявляют себя именно через и в процессе взаимодействия статичного и динамического срезов.

Третье: в жизнедеятельности общества отчетливо различаются: организации как определенное состояние взаимодействия людей как в обществе и формальная (управляемая) организация как взаимодействие определенной совокупности людей, преследующих те или иные локальные цели.

Среди принципов организации, отвечающих отмеченным обстоятельствам и требованиям, можно назвать шесть основополагающих:

1. Основной принцип: преобладание внутренних взаимодействий над внешними. Этот принцип актуален практически для уровней и видов организации. Противоречивость, несбалансированность, конфликтность внутреннего взаимодействия, не говоря уже о предательстве со стороны его отдельных лиц, закономерно ослабляет организацию, делают ее уязвимой по отношению к внешним взаимодействиям, подавляют внутренние источники сопротивления и, в конечном счете, ведут к ее разрушению. К тому же нужно постоянно иметь ввиду, что организация существует в мире конкуренции, состязательности, борьбы, в котором организации стремятся расшириться, укрепиться, овладеть большими ресурсами и «полем влияния».

Соблюдение принципа преобладания внутренних взаимодействий над внешними обязательно для каждой организационной структуры. Но оно достигается только благодаря управлению – напряжению и усилию со стороны его субъектов.

2. Принцип, гласящий, что  «потенциал организации напрямую  зависит от ее целостности», то есть только та организация в полной мере реализует свою сущность, в которой взаимодействие людей по различным направлениям (информационное, социально-экономическое, технологическое и т.д.) достигло возможной полноты и завершенности, порождает максимальную производительность организации.

Дело в том, что целостность организации обеспечивается посредством не только статики (структуры), но и главным образом динамики (функционирования). Прежде всего, фактором целостности выступает человек, его профессионализм и активность в выполнении своей социальной роли.

Информация о работе Сущность принципов организации, их классификация, принципы организации