Сущность управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Формирование в России рыночных отношений, развитие экономических реформ, создание новых организационно - правовых форм предпринимательской деятельности обуславливает необходимость углубления знаний об управлении.
Чтобы успешно преодолеть негативную социально-экономическую ситуацию в стране, необходимо готовить молодые кадры на высоком профессиональном уровне, создать систему гарантированного воспроизводства менеджеров всех уровней управления. Такой подход является залогом успешного решения социально-экономических задач.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 1

Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:

Сущность управленческой деятельности.

Формирование в России рыночных отношений, развитие экономических реформ, создание новых организационно - правовых форм предпринимательской деятельности обуславливает необходимость углубления знаний об управлении.

Чтобы успешно преодолеть негативную социально-экономическую ситуацию в стране, необходимо готовить молодые кадры на высоком профессиональном уровне, создать систему гарантированного воспроизводства менеджеров всех уровней управления. Такой подход является залогом успешного решения социально-экономических задач.

В начале 20-го века управление выделяется в особую науку и продолжает развиваться в настоящее время, основное внимание уделяется тому, как руководитель должен руководить людьми. От грамотного руководства зависит успешная деятельность организации.

Дать полное определение управлению трудно, существует более 300 определений. Так Ли Якокка считает, что управление не что иное, как «настраивание людей на труд». Акио Марита пишет, что о качестве руководителя можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое.

Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.

Майкл Мескон считает, что управление- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.

Все приведенные выше определения имеют нечто общее- это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью.

Сущностью управленческой деятельности является организация деятельности других людей, другими словами « деятельность по организации деятельностей». По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.

Планирование - целенаправленная деятельность руководителя предприятия по наиболее рациональному и эффективному использованию ресурсов данного предприятия, осуществляемая посредством составления планов, целью которых является получение максимальных результатов деятельности.

Организация - вторая функция управления, задачей которой является формирование ее структуры, а так же обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, зданиями, материалами, оборудованием, денежными средствами.

Организовывать значит распределить обязанности, ответственности и полномочия между различными видами работ. Так же организация - это создание культуры внутри организации. Здесь главное работа с персоналом поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям, смело берущих на себя ответственность за решение проблем предприятия.

Мотивация - поощрительная деятельность руководителя предприятия, направленная на наиболее успешную работу предприятия для достижения целей его деятельности. Процесс мотивации включает:

- установление или оценку неудовлетворительных  потребностей;

- формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей;

- определение действий, необходимых  для удовлетворения потребностей.

Осуществляя, эту функцию руководитель должен постоянно воздействовать на факторы результативной работы персонала.

Контроль - деятельность руководителя задачей, которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Выделяется два основных направления:

- контроль над выполнением работ, намеченных планом;

-меры коррекции всех значительных  отклонений от плана.

Главными инструментами выполнения данной функции является наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Посредством контроля осуществляется корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

Координация - функция обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса. Главная задача - согласованность в работе всех звеньев организации. Для выполнения этой функции могут использоваться всевозможные документальные источники (отчеты, докладные).

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организованной системы. Организационная система разнородна по составу компонентов и включает в себя «технологическую» и «человеческую» составляющие.

Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта, связанных с обеспечением технологического процесса и организации межличностных отношений. Управленческая деятельность предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности.

Однако она при этом индивидуальна, поскольку требует реализации всех тех компонентов и средств, которые характерны для индивидуальной деятельности.

Управленческая деятельность имеет два плана характеристики внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности.

Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект должен мысленно или практически оперировать в процессе работы. Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда - система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психологической, регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

Управление как специфический вид общественного труда, его место и связь с другими видами человеческой деятельности.

Управление - это специфический вид человеческой деятельности.

Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников процесса производства для достижения общих целей организации. Она предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают специфические объекты - люди, личности. Руководитель имеет дело одновременно с разными людьми, между которыми сложились определенные социально- психологические отношения. Грамотный подбор персонала, создание, коллектива способного эффективно работать в команде, выполняя поставленные задачи, является неотъемлемой частью работы управления. Руководитель должен иметь соответствующее образование, быть лидером в коллективе и отличным стратегом, обладать производственным и творческим потенциалом.

Каждый человек занятый управленческой деятельностью практически постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность должны быть присущи каждому руководителю, если же подобные свойства характера отсутствуют, то влияние на деятельность, сознание, поведение подчиненных людей будет малоэффективным. Наконец управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, не регламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение экстремальных - стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся необходимость одновременно выполнения многих действий и решение многих задач; противоречивость нормативных предписаний их неопределенность, а зачастую и несформулированность в четком виде оценочных критериев эффективности деятельности. Множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны. Особенности поста руководителя состоят в следующем: руководитель организации - это единственный человек, имеющий двойную принадлежность.

Например, директор предприятия одновременно входит в состав органа управления высшего порядка и является членом организации - это единственный человек, на которого возложена ответственность за функционирование организации в целом.

 Понятие менеджмента.

По своей сути Менеджмент обозначает то же что и управление.

Термин Управление, по определению, применим к различным видам человеческой деятельности (мы можем управлять автомобилем, моторной лодкой и т.д.), к различным сферам деятельности (управление системой здравоохранения, управление в биологических системах), к органам управления (управление на предприятии, в подразделениях государственных организаций).

Менеджмент применяется только к управлению социально - экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Он охватывает деятельность различных предприятий и организаций, которые в результате своей работы получают экономическую прибыль не зависимо от видов деятельности и форм собственности, действующие на рынке как самостоятельные субъекты. К примеру, это могут быть банки, туристические агентства, промышленные предприятия, страховые общества.

Менеджмент - это самостоятельный вид деятельности направленный на достижения определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики и означает: постоянное стремление к повышению эффективности производства с целью получения максимальных результатов с наименьшими затратами.

Постоянную корректировку целей в зависимости от состояния рынка.

Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организации производства тех видов продукции, которые пользуются наибольшим спросом и соответственно принесут максимальную прибыль.

Необходимость использования современных информационных баз с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

Менеджмент как наука и практика управления. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах таких отечественных ученых, как Д.М. Гвишиани, Г.Х.Попов, А.В. Попов, А.Г. Аганбегян, Ю.П. Васильев, А.И. Анчишкин и в трудах таких зарубежных авторов, как А. Файоль, П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг, И. Ансофф и др.

В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:

- подход с точки зрения научного  управления - школа научного управления;

- административный подход - классическая (административная) школа в управлении;

- подход с точки зрения человеческих  отношений и науки о поведении - школа психологии человеческих отношений;

- подход с точки зрения количественных  методов - школа науки управления (количественная).

Указанные школы управления получили свое развитие в первой половине XX в. все они внесли значительный вклад в развитие науки управления. Рассмотрим концепции этих школ.

Школа научного управления- сторонники школы стремились доказать, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений факторов управленческого процесса и их обобщение. Этот метод впервые был применен к отдельному предприятию американским инженером Ф. Тейлором, которого считают основоположником научного управления производством. Суть теории Тейлора состояла в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Школа административного управления. Ее родоначальником считается французский горный инженер, выдающийся менеджер- практик А. Файоль. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы разрабатывали подходы к совершенствованию управления в целом. Суть сформулированных им «принципов управления» состоит в расчленении процесса управления на фазы, что можно признать первым самостоятельным результатом «науки администрирования», ориентированным, прежде всего на построение «формальных» организационных структур и систем.

Школа «человеческих отношений», в центре внимания находится человек. Основоположниками являлись американские ученые Э. Мейо, Ф. Ротлисберг, известные в области социологии производственных отношений. Теория человеческого поведения основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь оказывает обратное воздействие на них.

По мнению сторонников «Человеческих отношений», производство не сможет достичь значительной эффективности, если оно не будет совершенствовать социальную организацию предприятия. В целом школа рассматривает предприятие как замкнутую социальную систему и игнорирует производственные и технологические факторы и пренебрегает системным подходам к проблемам управления.

Информация о работе Сущность управленческой деятельности