Текущие вопросы планирования кадровой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:43, реферат

Краткое описание

Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих,
промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное
значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не
сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми
ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных
организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников
отделов кадров. Для того, чтобы такие специалисты могли активно содействовать
реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей
конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего
звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики
управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то
они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков.
Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы
управления людьми.

Содержание

Введение.........................3
1. Содержание кадрового планирования..............3
2. Текущие планы по работе с персоналом.............6
3. Нормирование и учет численности персонала.........9
4. Повышение качества трудовой жизни.............9
5. Совершенствование организации труда............10
6. Определение потребности в персонале.............11
7. Планирование карьеры..................14
Заключение.........................15
Список использованной литературы.............

Вложенные файлы: 1 файл

набросок курсово работы на тему планирование кадровой работы.docx

— 500.11 Кб (Скачать файл)

 

Предмет исследования: направления кадрового планирования в организации

 

Объект исследования: кадровое планирование в организации

 

Цель исследования: выявить и проанализировать направления кадрового планирования

 

Задачи исследования:

 

1. Раскрыть сущность кадрового  планирования в организации.

 

2. Дать характеристику  направлениям кадрового планирования.

 

3. Выявить мероприятия, необходимые  для эффективной реализации программы  кадрового планирования

 

Структура работы: курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, двух приложений, списка литературы.

 

 

1. Основы кадрового планирования

 

 

 

1.1 Сущность и содержание  кадрового планирования

 

Кадровое планирование – целенаправленная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями, является составной частью стратегического управления организацией, помогает определить стратегию, цели и задачи кадровой политики и способствует их достижению через систему соответствующих мероприятий. Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее работников[1]. Для организации важно располагать работниками, (имеющими соответствующие способности и квалификацию), необходимыми для решения ее целей и задач. Кадровое планирование должно создавать условия для привлечения работников в организацию, поэтому одной из задач является учет интересов всех работников организации. Кадровое планирование должно ответить на следующие вопросы:

 

Сколько работников необходимо организации, какой квалификации, когда и где?

 

Каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?

 

Как лучше использовать каждого работника в соответствии с его способностями?

 

Каким образом обеспечить развитие потенциала сотрудников для выполнения новых квалификационных работ и поддержания их знаний в соответствии с запросами производства?

 

Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?

 

Кадровое планирование осуществляет отдел кадров организации по информации, поступающей от структурных подразделений. Цели планирования должны формулироваться систематически, необходимым требованием является учет правовых норм и принципов политики организации. На содержание кадрового планирования оказывают существенное влияние колебания товарного рынка, изменения структуры спроса на производимые товары и услуги. Планирование, в свою очередь должно опережать изменения в жизненном цикле производимой продукции и воздействовать на техническое развитие производства. Для этого проводятся мероприятия по планированию трудового потенциала предприятия, они охватывают стратегическое развитие кадров и системы стимулирования, усиление участия сотрудников в управлении, целенаправленный отбор кадров, имеющих знания и способности, необходимые для выполнения будущих задач[2].

 

Структура кадрового планирования представлена уровнями: стратегическое планирование ориентировано на выявление и решение проблем, связанных с будущим организации и зависит от экономического, технологического и социального развития, его срок от 3 до 10 лет. Под тактическим планированием можно понимать среднеориентированный перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом (сроком от 1 года до 3 лет), задачи и планируемые мероприятия представлены более детально и дифференцированно. Оперативное планирование – краткосрочное планирование (сроком до 1 года), ориентированное на достижение отдельных оперативных целей, содержание планируемых мероприятий отражено в оперативном плане. Оперативный план работы с персоналом – детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.

 

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных анкет получить данные:

 

о постоянном составе сотрудников (паспортные данные, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);

 

о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, рабочих, служащих);

 

о текучести кадров;

 

о потере времени из-за простоев, по болезни;

 

о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену, продолжительность отпусков);

 

о заработной плате рабочих и служащих (структура заработной платы, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);

 

об услугах социального характера, предоставляемых государством и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно)[3].

 

Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, специально обрабатываемых для кадрового планирования.

 

При кадровом планировании важную роль играет планирование расходов на персонал, определяющее качество и глубину мероприятий кадрового планирования. При планировании расходов на персонал, в первую очередь следует иметь в виду следующие статьи затрат: основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, расходы на командировки и служебные разъезды; расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; расходы, связанные с доплатами на общественное питание, жилищно-бытовым обслуживанием, культурой и физическим воспитанием, здравоохранением и отдыхом, обеспечением детскими учреждениями, приобретением спецодежды. Следует также планировать расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики), здорового психологического климата в организации, расходы на создание новых рабочих мест.

 

Если текучесть кадров большая, то появляются дополнительные расходы, связанные с поисками новой рабочей силы, ее инструктажем и освоением работ. Расходы на персонал являются основой для разработки производственных и социальных показателей организации. Доля расходов на персонал в себестоимости продукции имеет тенденцию к росту, что обусловлено:

 

отсутствием прямой зависимости между производительностью труда и затратами на персонал;

 

внедрением новых технологий, предъявляющих более высокие требования к квалификации персонала, стоимость которого растет;

 

изменением законодательства в области трудового права, появлением новых тарифов, повышением цен на товары первой необходимости[4].

 

1.2 Кадровый контроллинг

 

 

 

Кадровое планирование не может быть успешным без контроля. При этом контроль нельзя путать с надзором над людьми в организации. Контроль как функция руководства всегда направлен на конкретные задачи и является составной частью целенаправленного процесса принятия кадровых решений. Первой задачей контроля показателей является фиксация результатов кадрового планирования. За сопоставлением запланированного и полученного результатов обычно следуют анализ отклонений и разработка мероприятий по корректировке планов. Наряду с задачей информационной поддержки кадрового планирования кадровый контроль в рамках общего организационного контроля направлен на оптимизацию использования персонала в организации. Контроль дает информацию для отчетности и позволяет документировать соблюдение трудовых и социально-правовых норм. Контроль может касаться, с одной стороны, самих кадровых процессов, а с другой их результатов, тем самым возникает кадровый контроллинг, координирующий процессы планирования, контроля и информации. В качестве целей кадрового контроллинга рассматривают:

 

поддержку кадрового планирования;

 

обеспечение координации в рамках функциональных подсистем системы управления персоналом, а также по отношению к другим функциональным подсистемам организации;

 

повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков в кадровой работе.

 

К задачам кадрового контроллинга относят создание кадровой информационной системы, а также анализ имеющейся информации с точки зрения ее значимости для кадровой службы. Кроме того, часто передается координационная функция, как между различными кадровыми подсистемами, так и по согласованию их с другими подсистемами организации. На практике для наглядности кадрового контроллинга используются детализованные перечни задач, один из них представлен в Приложении 1.

 

Таким образом, можно отметить:

 

1. Кадровое планирование  – целенаправленная деятельность  организации, имеющая целью предоставление  рабочих мест в нужный момент  времени и в необходимом количестве  в соответствии со способностями  работников и предъявляемыми  требованиями, является составной  частью стратегического управления  организацией и способствует  достижению организационных целей  через систему соответствующих  мероприятий.

 

2. Структура кадрового  планирования представлена уровнями: стратегическое планирование (от 3 до 10 лет); тактическое (от 1 года до 3 лет); оперативное (до 1 года).

 

3. Основным документом  по проведению текущей кадровой  политики является оперативный  план.

 

4. Кадровое планирование  не может быть успешным без  контроля, предназначенного для  сопоставления действительных результатов  с запланированными и последующей  корректировки в случае необходимости.

 

 

2. Направления кадрового  планирования

 

 

 

2.1 Планирование потребности  в персонале

 

Важнейшей задачей кадрового планирования является обеспечение полной и эффективной занятости всех категорий работников на каждом предприятии. Полная занятость означает достижение сбалансированности между количеством рабочих мест и численностью трудовых ресурсов по всем категориям работников[5].

 

Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер. Количественная оценка потребности в персонале, призванная ответить на вопрос «сколько?», основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий. Качественная оценка потребности в персонале – попытка ответить на вопрос «кого?». Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо учесть, как минимум, возможности персонала «определять рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей». Важный момент в оценке персонала – разработка организационного и финансового планов укомплектования, включающих:

 

·          разработку программы мероприятий по привлечению персонала;

 

·          разработку или адаптацию методов оценки кандидатов;

 

·          расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала;

 

·          реализацию оценочных мероприятий;

 

·          разработку программ развития персонала;

 

·          оценку затрат на осуществление программ развития персонала[6].

 

Текущая потребность предприятия в основных рабочих определяется по нормам трудоемкости продукции. В общем виде годовую потребность в рабочих, можно рассчитать как отношение трудоемкости годовой производственной программы соответствующих работ к эффективному фонду времени одного рабочего по следующей формуле:

 

Рр = Тг/Фэ (1).

 

Где Рр – потребность в рабочих, человек; Тг – общая (годовая) трудоемкость работ, часов; Фэ - годовой эффективный фонд рабочего времени, человеко-часы.

 

В процессе планирования потребности в производственных рабочих определяется их явочный и списочный состав. В явочный состав входят те рабочие, которые должны являться на работу ежедневно для обеспечения нормального хода производства. В списочный включаются все рабочие, состоящие в группе промышленно-производственного персонала предприятия, в том числе и находящиеся в отпусках, отсутствующие по болезни и др. Списочный состав рабочих в течение года изменяется вследствие текучести кадров. Именно поэтому необходимо различать среднесписочное количество рабочих предприятия, представляющее собой их среднеарифметическую годовую численность.

 

Количественное соотношение между явочными и списочными рабочими или их структуру можно представить как отношение эффективного фонда рабочего времени к номинальному, соответствующие значения которых примерно равны 225 и 250 рабочим дням. Из этого соотношения (225:250 = 0,9) следует, что списочное количество рабочих больше явочного примерно на 10%, что видно из формулы количества списочного состава рабочих:

 

Рсп = 1,1Ря (2).

 

Где Рсп - списочная численность работников, Ря - явочная численность работников.

 

Планирование численности различных категорий персонала на отечественных предприятиях осуществляется, как правило, с помощью укрупненных методов или экономико-математических зависимостей. На основе разработанных моделей и формул можно вести расчет потребности в управленческом персонале по всем функциям, осуществляемым на производстве специалистами различных категорий:

 

n

 

Ч = (S miti /T * Кнрв) + (tp/T * Кнрв / Кфрв) (3).

 

i=1

 

Где Ч – численность административно-управленческого персонала определенной профессии; n – количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку данной категории специалистов; mi – среднее количество определенных действий (расчетов, переговоров и т.д.) в рамках i-го организационно-управленческого вида работ за установленный промежуток времени; ti - время, необходимое для выполнения единицы mi в рамках i-го организационно-управленческого вида работ; T – рабочее время специалиста согласно контракту (трудовому договору) за соответствующий промежуток календарного времени; Кнрв – коэффициент необходимого распределения времени; Кфрв - коэффициент фактического времени; tp – время на различные работы, которые невозможно учесть в плановых расчетах[7].

Информация о работе Текущие вопросы планирования кадровой работы