Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 10:54, курсовая работа
Долгое время господствовала точка зрения, что для нашего общества формами собственности должны быть государственная и кооперативно-колхозная, причём первая выполняет ведущую роль. Эволюция этих форм собственности виделась в слиянии и установлении единой общенародной собственности. В этих условиях роль личной собственности принижалась, а частная собственность отвергалась вообще. Однако жизнь опровергла эту точку зрения и доказала, что для прогресса обществу необходимо многообразие форм собственности. И сейчас в России идут реформы, в том числе и реформирование государственной собственности.
Введение
I. Сущность государственной собственности
II. Проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике
III. Тенденции и перспективы развития государственной собственности
Заключение
Список использованной литературы
Понятно, что демонополизация
производства, основанного на государственной
собственности, - это долгий и сложный
процесс. Отчасти преодоление
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.
В преодолении монополизма
может играть положительную роль
использование опыта стран
В ряде стран Запада действуют
административные запреты на высокую
степень монополизма. В США при
монополизации одной фирмой 90% рынка
предусмотрен принудительный раздел этой
фирмы, при 60% и выше монополист ставится
под контроль государства. В ФРГ
один предприниматель может владеть
не более чем 30% рынка выпускаемой
продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%,
4-5 - не более 70%. Верхняя планка для
одной фирмы в Великобритании
установлена на уровне 20%
III. Тенденции и перспективы развития государственной собственности.
Любое государство структурирует
отношения собственности, исходя из
соображений экономической
Какова возможная сфера
распространения
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Прежде всего, государственная
собственность наиболее адекватна
для использования неделимых, уникальных
или всеобщих ресурсов, принадлежащих
действительно народу. Примером могут
служить невоспроизводимые
Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.
В рекомендациях различных авторов (Нуреев В. М., Портной М. А.) доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.
Абсолютно очевидным и
не подвергающимся сомнению является
то, что наука, искусство, образование
и т.п. требуют не огосударствления,
а государственной поддержки
этих сфер, при развитии государственной
формы собственности лишь в масштабах,
гарантирующих работнику
Что касается развития государственной
собственности, то здесь, безусловно, широкие
возможности оставляют
В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.
Так, принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.
В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.
Для устойчивости нашего экономического
развития необходим мощный государственно-корпоративный
сектор. Для этого требуются
В итоге можно сказать,
что необходимо устранение не столько
государственной собственности, сколько
ее монополии. Госсобственность должна
сохранить в перспективе
Еще одним направлением развития
государственной собственности, является
приватизация крупных предприятий,
которая уже назрела и в
ближайшее время будет
Будем надеяться, что в ближайшее время наконец-то начнется свободная продажа (естественно при соблюдении всех условий) земельных участков, а также зданий, сооружений.
Назревает и соответствующие изменения в земельном и ином законодательстве.
Заключение.
Можно констатировать, что
в России сложился новый общественно-
В России переход к многообразию
форм собственности начался
Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.
Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.
Список использованной литературы.
1. А. Радыгин, С. Архипов. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность. // Вопросы экономики – 2000 –№11- 114 с.
2. В. Корняков. Государственно-корпоративное направление развитой экономики // Экономист – 2000 - №5 – 74 с.
3. Гильфердинг Р. Финансовый капитал / Пер. с нем. М., 1959.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
5. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1975. Гл.XIII.
6. Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000. – 384с.
7. Камаев В. Д. / Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «Владос», 1994. – 384 с.: ил.
8. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина. Киров, 1996.
9. Л. Резников. Нужно ли развивать отношения частноземельной собственности? // Российский экономический журнал – 2000 - №5 – 42с.
10. Маркс К. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 12.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. Т. 23. Гл. 1-3.
12. Миль Дж. С. Основы политической экономии / Пер. с англ. М., 1980. Т.1 Кн.II, Гл. I.
13. «Преобразование государственной собственности в период экономических реформ». Под ред. В. Шупыро. М., 1997.
14. «Проблемы, успехи и трудности переходной экономики». Под ред. М. А. Портного. М., 2000.
15. «Трансформация экономических институтов в постсоветской России». Под ред. В. М. Нуреева. М., 2000.
16. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997.
17. Уголовные кодекс Российской Федерации. М., 1996.
18. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: Изд. – БЕК, 1995. – 632 с.
19. Экономикс. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. М., 1994.
20. Экономическая теория. Под ред. Е. Ф. Борисова. М., 1996.
Информация о работе Тенденции и перспективы развития государственной собственности