Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа
Основной целью исследования является определение стиля руководства на данный момент в организации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретико-методологических аспектов проблемы стилей управленич предприятии...
2. Определение стиля руководства на предприятии ....
3. Выяснив стиль руководства на основании подобранных методик, предложить рекомендации по улучшение руководства в системе менеджмента организации.
1.2.2. Концепция Д. Мак Гретори
Широкую известность получила «Теория X» и «Теория У» Д. Макгрегора, разработанная им в 1957 г.
«Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.
«Теория У» характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении.
Основные положения теории «X»:
1. Жесткое руководство и контроль являются основными методами управления;
2. Человек стремится избегать работы;
3. Для достижения целей организации надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;
4. Сотрудники не очень честолюбивы, боятся ответственности и желают, чтобы ими руководили;
5. В поведении сотрудников преобладает стремление к безопасности.
В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация, основанная на страхе наказания.
Теория «Y» является дополнением теории «X» и основывается на противоположных принципах.
Основные положения теории «Y»:
1. При благоприятном, удачном прошлом опыте сотрудники хотят брать на себя ответственность;
2. При существовании соответствующих условий сотрудники формируют в себе самодисциплину и самоконтроль;
3. Лучшие средства достижения целей организации - вознаграждение и личностное развитие;
4. Нежелание работать - это не врожденное качество сотрудника, а следствие плохих условий труда, которые сдерживают прирожденную любовь к труду;
5. Трудовой потенциал работников выше, чем обычно считают.
Основная мысль теории «Y»: необходимо предоставлять сотрудникам больше свободы для осуществления самостоятельности и творчества.
«XY-теорию» необходимо применять, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Руководитель должен стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y» или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному».
1.2.3. Концепция Р. Лайкерта
Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства.
Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда
В противоположность этому, первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредоточивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений: делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда.
На основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека.
Четыре системы Лайкерта
Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (таблица 1).
Таблица 1. Четыре системы Лайкерта
№ стстемы |
Система 1
|
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Характери-стика системы |
Эксплуататорско-авторитарная |
Благосклонно-авторитарная |
Консультативно-демократичная |
Основана на участии |
Лайкерт описывает руководителей, относящихся к системе 1, как эксплуататорско-авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа. Ñèñòåìà 2 íàçûâàåòñÿ áëàãîñêëîííî-àâòîðèòàðíîé. Ýòè ðóêîâîäèòåëè ìîãóò ïîääåðæèâàòü àâòîðèòàðíûå îòíîøåíèÿ ñ ïîä÷èíåííûìè, íî îíè ðàçðåøàþò ïîä÷èíåííûì, õîòÿ è îãðàíè÷åííî, ó÷àñòâîâàòü â ïðèíÿòèè ðåøåíèé. Ðóêîâîäèòåëè ñèñòåìû 3, íàçûâàåìîé êîíñóëüòàòèâíîé, ïðîÿâëÿþò çíà÷èòåëüíîå, íî íå ïîëíîå äîâåðèå ê ïîä÷èíåííûì. Èìååòñÿ äâóñòîðîííåå îáùåíèå è íåêîòîðàÿ ñòåïåíü äîâåðèÿ ìåæäó ðóêîâîäèòåëÿìè è ïîä÷èíåííûìè. Ñèñòåìà 4 ïîäðàçóìåâàåò ãðóïïîâûå ðåøåíèÿ è ó÷àñòèå ðàáîòíèêîâ â ïðèíÿòèè ðåøåíèé. Ïî ìíåíèþ Ëàéêåðòà, îíà - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. | |
1.2.4. Концепция Ф. Фидлера, В. Йеттона и других.
В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить свой стиль, как правило, не способен, поэтому нужно, с учетом ситуации и стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными, четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций, варианты которых приведены на схеме.
Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, а также в противоположном случае, когда наоборот -- все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.
В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания -- далеко не одно и то же; первое люди могут воспринять с пониманием, а против второй возмутятся и откажутся работать.
Стиль руководства, ориентированный на поддержание человеческих отношений наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремится к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагается четыре стиля управления.
Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен «стиль поддержки», аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности лучше, как считают авторы, использовать «инструментальный» стиль.
Объясняется это тем, что подчиненные, особенно, когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.
Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель перед ними ставит посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремится по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
В неоднозначных ситуациях используется «инструментальный» стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Блан-шара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.
В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.
При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления.
A) Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б) Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
B) Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
Г) Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.
Д) Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
・ наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
・ уровень требований, предъявляемых к решению;
・ четкость и структурированность проблемы;
・ степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
・ вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
・ заинтересованность исполнителей в достижении целей;
・ степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных выше стилей управления, алгоритм выбора которых отражен на схеме.