Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент - это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы.

Содержание

Введение. ….....................................................................................................
1 Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента. …
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности
менеджмента. …..............................................................................................
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления. …...........
1.3 Пути повышения эффективности управления. …...........................
Заключение…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

  где ВП - выпуск валовой продукции за год,

  РПП - среднегодовая  численность промышленно-производственного  персонала.

  Чем ниже величины ЭУ1 и Э'У1, тем выше эффективность  управления. Однако этот показатель сам  по себе еще не дает конкретной характеристики эффективности менеджмента. Картина становится более ясной, если его сопоставить с аналогичным показателем других, особенно передовых предприятий, а также представить его по предприятию в динамике за ряд лет. Если динамика отражает последовательное снижение величин ЭУ1 и Э'У1, то можно говорить о повышении эффективности управления. 6

  В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). В эти затраты входят:

  · основная и дополнительная заработная плата  аппарата управления предприятием и  его подразделениями с начислениями;

  · амортизация  основных фондов управления (зданий и  помещений, технических средств  управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);

  · затраты  всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений  управления;

  · затраты  на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);

  · затраты  на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.

  Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и  ее динамика. 7

  Важными показателями при оценке эффективности  менеджмента являются прибыль и  рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Формула расчета эффективности менеджмента с учетом прибыли может быть представлена следующим образом:

  ЭУ2 = ПБ1 / РУ1, (1.2.3)

  а показатель ее роста - индекс:

  IЭ= (ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО),(1.2.4)

  где ПБ1 и  ПБО - балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и  других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,

  РУ1,РУО - среднегодовая численность управленческого  персонала в текущем и предыдущем году.

  Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и IЭ, тем  более эффективно управление.

  При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

  Эффективность управленческой деятельности применительно  к субъекту управления может характеризоваться  количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность). 8

  Количественные  показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере  управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

  Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

  То есть результативность данных показателей  может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д.

  Свести  эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна. 9

  Если в  результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации  системы управления и достигается  экономический эффект.

  Совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, что также требует оценки управления данными проектами.

  При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

  Основу  оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.

  При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента  сравнения, так как денежные поступления  и затраты в различные временные  периоды неравнозначны.

  Развиваются и другие подходы к оценке эффективности  менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный  подход к оценке эффективности системы  управления. В нем абсолютная эффективность  управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.

  Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности  менеджмента:

1. Действенность - степень достижения целей организации.

2. Экономичность  - соотношение необходимого и  фактического расхода ресурсов.

3. Качество - соответствие  характеристик продукции (услуг)  стандартам и требованиям потребителей.

4. Прибыльность - соотношение между доходами и суммарными издержками.

  5. Продуктивность - соотношение объема продукции  (услуг) за определенный период  в натуральных, стоимостных и  других показателях и затрат  ресурсов, соответствующих данному  объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

  6. Качество  трудовой жизни - условия труда  работников

  7. Инновационная  активность - внедрение новшеств  в различных функциональных областях  деятельности организации. 10

  Анализ  категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования.

  Каждому варианту системы управления соответствует  определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в  том, чтобы найти такой вариант  управления, при котором соответствующий  критерий принимает наивыгоднейшее значение.

  1.3 Пути повышения  эффективности управления

  Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия.

  В настоящее  время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

  Работа  над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.

  Рассмотрим  наиболее общие пути повышения эффективности  управления:

  1. Совершенствование  структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.

  2. Выработка  стратегии развития организации  на основе анализа ее сильных  и слабых сторон, разработка философии  и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.

  3. Разработка  информационной системы организации,  обеспечивающей эффективную коммуникационную  связь между сотрудниками и  подразделениями.

  4. Разработка  системы принятия решений, правил  и процедур управления, системы стимулирования.

  5. Система  постоянного повышения квалификации  работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

  6. Разработка  системы подбора, обучения, оценки  и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.

  7. Применение  наиболее эффективных методов  подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого  состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.

  8. Работа  по созданию культуры организации,  выработке совместных ценностей,  признаваемых и одобряемых сотрудниками. 11

  Рассмотрим  более детально некоторые из путей  повышения эффективности менеджмента.

  В современных  рыночных условиях для эффективности  управленческого процесса необходимо, чтобы любой менеджер не только имел глубокие и разносторонние знания, но и отличался оперативностью и  деловитостью, обладал чувством нового, постоянно проявлял инициативу.

  На развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в  сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного  роста руководящего работника и  развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательному периодическому рассмотрению. Однако это продвижение будет зависеть во многом от того, как он повышает деловую квалификацию, насколько активен в работе.

  Продвижение менеджеров может осуществляться в  форме:

  1) перемещения  в рамках той же должностной  категории и размеров заработной  платы, но с расширением выполняемых  функций;

  2) повышения  заработной платы без повышения  в должности;

  3) продвижения  его по ступеням должностной лестницы. 12

  Росту эффективности  менеджмента способствует система  повышения квалификации с отрывом  и без отрыва от производства. Повышение  квалификации направлено на совершенствование  и углубление знаний, умений и навыков  работника в конкретном виде деятельности.

  Стимулирующая роль в повышении эффективности  труда руководящих работников выполняет  их периодическая аттестация. Основная цель аттестации - выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности перед предстоящей аттестацией побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде.

  Одним из наиболее важных путей повышения  эффективности управления считается активная поддержка новаторства в организации. Создание и поддержка атмосферы творческого поиска - прямая задача руководителей компании. 13

  Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы  при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства; ведение дискуссий по обмену идеями; поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между работниками.

  Одним из наиболее действенных путей повышения  эффективности управления является мотивация. 14

  Мотивация - стимулирование к деятельности, процесс  побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента