Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент - это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы.

Содержание

Введение. ….....................................................................................................
1 Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента. …
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности
менеджмента. …..............................................................................................
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления. …...........
1.3 Пути повышения эффективности управления. …...........................
Заключение…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

  Существует  определенная система мотивов к  труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

  Одной из основных задач менеджера для  повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

  Важную  роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое  означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

  - высвобождение  руководителя для выполнения наиболее важных работ;

  - расширение  объема выполняемых организацией  заданий;

  - развитие  у подчиненных инициативности, умения  и навыков, профессиональной компетенции;

  - расширение  уровня принятия решений.

  Менеджеру следует помнить о том, что  делегирование заданий и полномочий не освобождает его от ответственности. Делегирование - это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. 15

  Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента на предприятии.

  Для повышения  эффективности управления предприятию  можно внести какие-либо изменения  в уже существующую структуру  управления или полностью изменить ее.

  Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого штата и т.д. Процесс деления организации на отдельные блоки, связанные с организационным выделением и обособлением групп сложных работ называют департаментизацией.

  В настоящее  время существуют следующие виды организационных структур управления:

  1. Линейная  департаментизация - характеризуется  простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и  возможностью самоуправления; эффективна  при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)

  2. Функциональная  департаментизация - процесс деления  организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.

  3. Департаментизация  по продукту (продуктовая) - выделяются  блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.

  По такому же принципу строится департаментизация  по потребителю и по рынку: группирование  работ осуществляется вокруг конечного  потребителя или в отношении  географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные отделения крупной компании).

  4. Традиционная  департаментизация основана на  комбинации линейной и функциональной  департаментизации. Основой этой  структуры являются линейные  подразделения, осуществляющие в  организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.

  5. Девизиональная  организация - сочетание централизованного  планирования наверху и децентрализованной  деятельности производственных  отделений; эффективна в условиях  много продуктового производства или многонациональных компаниях с большой территориальной разобщенностью.

  6. Матричная  организация комбинация функционального  и продуктового подходов, где  функциональная часть матрицы  ответственна за обеспечение  работы спецификациями, техническим руководством и т.д., а продуктовая - отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение целей.

  Матричные организации создаются, когда выбранная  стратегия делает упор на получение  высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий.

  Выбор оптимальной  организационной структуры (в зависимости  от особенностей и специфики деятельности предприятия) может в значительной степени повысить эффективность  менеджмента и результаты деятельности в целом. 16

  Важную  роль в деятельности предприятия  играют информационные системы, которые  обеспечивают коммуникационные связи  между сотрудниками и подразделениями.

  Существует  большое количество по обеспечению  эффективности коммуникаций на предприятии, например:

  - создание  единой компьютерной сети на  предприятии;

  - возможность  доступа сотрудников к информационным  базам данных, отчетам и иным  материалам, связанным с деятельностью  фирмы в различных областях, в  том числе и инновационной;

  - регулярная  организация специальных конференций  для персонала разных уровней;

  - визиты  специалистов компании в передовые  подразделения для обмена опытом  и т.д.

  Для создания эффективной информационной системы  на предприятии можно использовать различные способы, но важно понимать, что только системный подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой фирмы. 17

  Таким образом, существует большое количество путей  и методов повышения эффективности  менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия.

  Повысить  эффективность управления можно  также, применяя различные методы непосредственно  к менеджеру, например, увеличить  уровень его квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.

  Каждое  предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения эффективности менеджмента в зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся системы управления.

  Однако  любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Таким образом, эффективность управления - сложная  экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.

  В общем  виде эффективность менеджмента  предполагает результативность управленческой деятельности (сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами). Но определение результатов управленческой деятельности - одна из основных проблем, которые возникают при оценке управления.

  В результате исследования критериев и методов  оценки эффективности управления было выяснено, что пока не существует единой системы такой оценки. Эффективность менеджмента можно анализировать, используя экономические и социальные критерии, общие и частные показатели эффективности. Важно при этом учитывать состав затрат на управление и показатели прибыли и рентабельности предприятия. Более достоверная оценка эффективности менеджмента может быть получена только совокупностью различных показателей, учитывающих влияние различных факторов и рассчитанных за несколько лет работы организации для анализа их динамики. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе методов оценки эффективности управленческой деятельности.

  Были рассмотрены  различные пути повышения эффективности  менеджмента с учетом всех элементов  деятельности предприятия. Они, направлены в основном на усовершенствование профессионализма, уровня квалификации, личных и деловых  качеств самого руководителя или  на изменение стратегии предприятия, ее организационной структуры, технологий производства, условий труда и отдыха, коммуникационные процессы и т.д. Предприятие также самостоятельно выбирает пути и методы повышения эффективности менеджмента, исходя из специфики своей деятельности, сложившейся организационной структуры управления, экономических и социальных результатов деятельности, финансовых ресурсов и многого другого.

  Предложение по изменению организационной структуры  управления является эффективным для  предприятия, так как оно сотрудничает с разными географическими рынками потребителей. Построение по региональному принципу повысит концентрацию внимания руководителей на каждом регионе, что будет способствовать повышению эффективности реализации и продвижения продукции, а также общей результативности деятельности предприятия.

  Таким образом, эффективное управление влияет на все  аспекты деятельности организации. Поэтому каждому предприятию  необходимо периодически проводить  оценку эффективности менеджмента, а также разрабатывать различные мероприятия по ее повышению. Это будет способствовать увеличению эффективности и результативности деятельности предприятия в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы

  1. Менеджмент. Учебник/  Григорян А. Ф. - М.: ПБОЮЛ, 2002.

  2. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник - Спб.: Изд-во  Михайлова В.А., 2002.

  3. Мескян М.Х., Альбер  М., Хедоури Ф. Основы  менеджмента: Пер.  с англ. - М.: Дело, 2004.

  4. Менеджмент: Конспект  лекций/Авт.- сост. В.М.  Гавриленко. - М.: Приор.-издат., 2004.

  5. Курс менеджмента. Учебник для вузов/ Уткин Э.А. - М.: Изд-во «Зеркало», 2001.

  6. Часть 2. Социально-психологические  аспекты менеджмента:  учебное пособие/  В.А. Кузнецова,  О.В. Магомедалиева. - Орел: Орел ГТУ, 2008.

  7. Менеджмент: Учеб. пособие  для вузов / Авт. кол.: Э.М. Коротков, А.А. Беляев, М.Б. Жернакова и др.: ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА - М.,2003.

  8. Общий и специальный  менеджмент: Учебник/  Общ. ред. А.Л.  Гапоненко, А.П.  Панкрухин. - М.: Изд-во  РАГС, 2000.

  9. http://www.inventech.ru/lib/managemеt/

  10. http://www.ecsocman.edu.ru/

  11. http://www.aup.ru/


Информация о работе Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента