Теоретические аспекты системы мотивации и стимулирования труда в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 05:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработка программы по совершенствованию системы стимулирования труда в организации на примере Филиала ГАУЗ «РКПД»-«Набережночелнинский противотуберкулезный диспансер».
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты процесса мотивации и стимулирования и в организации.
Проанализировать процесс мотивации и стимулирования персонала Филиала ГАУЗ «РКПД»-«Набережночелнинский противотуберкулезный диспансер».
Разработать проект программы по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда в Филиале ГАУЗ «РКПД»-«Набережночелнинский противотуберкулезный диспансер» и определить её эффективность.

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация и стимулирования тркда Противотубер диспансер.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, критериями оценки системы мотивации и стимулирования труда в организации являются:

1. Система мотивации: соответствие системы управления мотивацией ТК РФ; соответствие системы мотивации целям предприятия; соответствие издержек на управление мотивацией персонала политике предприятия; высокий мотивационный потенциал персонала. При оценке системы мотивации производится определение соответствия действующей системы мотивации стратегии организации в этой области; действующей системы мотивации целям организации;

2. Система стимулирования: ясность и конкретность; четкое определение круга должностных обязанностей и компетенций работника; наличие системы объективной оценки результатов труда; установление размера заработной платы в зависимости от сложности выполняемой работы и степени ответственности, с учетом предъявляемых квалификационных требований; установление соответствия заработной платы индивидуальным результатам работы сотрудника, снятие ограничений на повышение оплаты труда; учет значимости, приоритетности различных видов работ для предприятия при определении размеров заработной платы; равная оплата работ одинаковой сложности и ответственности в разных подразделениях предприятия (речь идет о базовой оплате без учета дополнительных выплат по результатам).

3. Система оплаты труда: измеряемость - наблюдаемость, прозрачность, предсказуемость (прогнозируемость) и планируемость – как для сотрудника, так и для его руководителей; справедливость - сотрудник должен быть согласен со справедливостью конкретной схемы оценки и оплаты его труда; работающая система оценки и оплаты труда – должна выполнять функцию регулятора; объективность и защищённость от человеческого фактора (волюнтаризма);

 

2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда в организации

2.1. Краткая характеристика предприятия

Филиал  ГАУЗ «РКПД»- «Набережночелнинский противотуберкулёзный диспансер» был основан в 1973 году, занимает 4-х этажное здание общей площадью 4148,9 м2, расположен в поселке Сидоровка ул. Александра Грина дом 7, вдали от жилых массивов. Противотуберкулёзный диспансер оказывает лечебно-профилактическую помощь населению города Набережные Челны и является межрегиональным диспансером для оказания консультативно - методической и лечебной медицинской помощи жителям Актанышского, Мензелинского, Мамадышского, Тукаевского районов.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим законодательством Российской Федерации,  Уставом.

Целью деятельности  диспансера является оказание специализированной и квалифицированной медицинской помощи. Основными задачами деятельности диспансера  являются: обеспечение бесперебойной работы в целях удовлетворения потребностей граждан; предоставление своевременной и квалифицированной помощи горожанам; обеспечение на обслуживаемой территории расширения сферы деятельности, совершенствование оказываемых и внедрение новых  медицинских услуг, в том числе платных; осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке и при чрезвычайных ситуациях. Исходя из задач, диспансер  осуществляет следующие функции: разрабатывает и реализует  мероприятия по повышению эффективности работы, совершенствованию методов организации лечебных производственных процессов и внедрению новых форм обслуживания и лечебно-диагностической техники; улучшению использования производственных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: круглосуточный стационар; дневной стационар;  оказание платных медицинских услуг населению в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению, утвержденными Постановлением Правительства РФ.

Подразделение включает в себя:

  • взрослое и детское диспансерные отделения на 102 посещения в смену, которые – обеспечивают консультации взрослых, детей и подростков с целью дифференциальной диагностики и раннего выявления туберкулеза;
  • два стационарных отделения, где проходят лечение больные туберкулезом;
  • стационарное отделение, где проходят лечение девушки и женщины с урогенитальным туберкулезом;
  • детское стационарное отделение, где проходят лечение дети до 14 лет;
  • дневной стационар;
  • клиническая и бактериологическая лаборатории;

кабинеты физиотерапии и функциональной диагностики.  

2.2. Анализ системы управления в  Филиале ГАУЗ «РКПД»-«Набережночелнинский  противотуберкулезный диспансер»

В учреждении действует линейно-функциональная структура управления. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом учреждения.  Руководителем учреждения является главный врач, назначаемый и освобождаемый от должности  Главой Администрации города. Он подотчетен в своей деятельности Управлению здравоохранения и трудовому коллективу в случаях прямо указанных в законодательстве РФ.  В состав руководства так же входят: заместитель главного врача по лечебной части, заместитель главного врача по экономическим вопросам, заместитель главного врача по административно-хозяйственной части,  начальник отдела кадров,  главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела.

Врачи подразделяются на врачей широкого профиля ( педиатр) и врачей узких специальностей (стоматолог, фтизиатр, рентгенолог).

Главный  врач выполняет следующие функции:

  • издает приказы и распоряжения обязательные для исполнения всеми работниками;
  • отвечает за всю лечебную, профилактическую, административную и финансовую деятельность;
  • принимает меры к рациональному использованию имущества и оборудования;
  • утверждает штатное расписание и должностные инструкции;
  • непосредственно руководит работой своих заместителей и заведующих отделениями;
  • организует и возглавляет работу медицинских и общественных Советов в Учреждении.

Вторым по значимости в учреждении здравоохранения является заместитель главного врача по лечебной работе. В его функции входит:

  • организация лечебного процесса;
  • организация взаимодействия и взаимопонимания между всеми участниками деятельности диспансера;
  • решение экспертных вопросов;
  • управление лечебным процессом диспансера по его результатам.

Заместитель главного врача по лечебной работе – это интегрирующее (объединяющее) начало диспансера в получении положительных результатов деятельности с постоянным их отслеживанием и корректированием деятельности учреждения по полученным результатам.

Заместитель главного врача по экономическим вопросам:

  • осуществляет руководство финансовой деятельностью диспансера;
  • обеспечивает рациональное использование материальных и финансовых ресурсов;
  • осуществляет перспективное и оперативное планирование;     
  • разрабатывает мероприятия по совершенствованию структуры учреждения;
  • отрабатывает организационно-управленческие и хозяйственные модели  функционирования диспансера  и его подразделений. 

В связи с внедрением приоритетного национального проекта «Здоровье» в диспансере в 2008г была оптимизирована система управления. Процесс широкого внедрения в деятельность диспансера новых экономических методов управления не ограничивается только временными рамками построения рыночной экономики, хотя принципиальные изменения произошли именно в этот период. Совершенствование процессов управления в здравоохранении до этого периода осуществлялось посредством экономических экспериментов, которые позволяли получить определенный социально-экономический эффект за счет изменения в механизмах управления. Внедрённые в 2008г механизмы управления представлены в таблице 2.1. При этом, согласно отчёту главного врача, внедрение новых прогрессивных методов управления сталкивается с трудностями, обусловленными спецификой медицинской деятельности:

  • имеет место нематериальное производство; здесь процесс производства и потребления услуги совпадает во времени и пространстве, обществу трудно вести учет вклада здравоохранения в рост национального богатства страны;
  • предметом труда здесь является человек; издержки на охрану здоровья часто превышают финансовые возможности пациента;
  • медицинская услуга выступает как живой труд, что затрудняет определение ее цены, а следовательно и доходы диспансера в условиях рынка;
  • объект присвоения – конкретная трудовая деятельность медицинского персонала, которая порой оплачивается не по законам рынка.

 

Таблица 2.1

 Управленческие механизмы, внедрённые в деятельность диспансера

Характеристика
Итог

Расширение прав руководителей диспансера к применению принципов экономического стимулирования.

Разрешено диспансеру использовать до 1,5% фонда заработной платы на премирование работников (за счет экономии фонда)

Бригадная форма организации и оплаты труда младшего медицинского персонала.

Улучшение качества ухода за больными, качества уборки помещений диспансера меньшим числом работников. Доплаты в размере 75% от должностного оклада.

Интенсификация использования коечного фонда

Сокращение длительности госпитального лечения. Доплаты к заработной плате в наиболее эффективно работающих отделениях.

Расширение прав главного врача в отношении использования ресурсов (самостоятельно устанавливаются: штатное расписание, надбавки, фонд заработной платы, премирование)

Улучшение качества медицинской помощи и повышение эффективности работы диспансера

Комплексная перестройка системы экономических отношений в диспансере, внедрение новых форм управления, планирования, финансирования. Децентрализация, применение экономических методов управления, изменение системы показателей деятельности диспансера и т.д.

Внедрение механизма экономической заинтересованности медицинских работников в улучшении здоровья населения.


*Источник – отчёт главного  врача диспансера за 2012г

Кроме того, данные таблицы характеризует то, что расширение полномочий главного врача позволяет использовать до 1,5% фонда заработной платы на премирование работников (за счет экономии фонда), проводить доплаты в размере до 75% от должностного оклада; проводить доплаты к заработной плате в наиболее эффективно работающих отделениях; внедрить механизм экономической заинтересованности медицинских работников в улучшении здоровья населения. Таким образом, повышение автономности диспансера, согласно проекту «Здоровье», позволяет руководству оптимизировать систему стимулирования труда.

В связи с этим проведение экономической оценки управления в диспансере требует учета особенностей управленческой медицинской деятельности, ее основного принципа, внедрённого проектом «Здоровье» сбалансированности социально-экономических и производственно-организационных отношений.

Дерево целей противотуберкулезного диспансера, разработанное в 2010г, представлено на рисунке 2.1.


 






 


 



 

Рис. 2.1 - Дерево целей диспансера на 2010-2015гг.

Согласно рисунку, диспансер, как система, характеризуется сложностью, открытостью и динамичностью. Дерево целей предполагает развитие технологии, организации труда и его оплаты; повышение кадрового потенциала, что позволяет оптимизировать систему стимулирования труда персонала.

В 2008г в управленческую деятельность диспансера была внедрена аналитико-информационная система управления (ИАСУ) . Главной целью ИАСУ явилась оптимизация процессов управления лечебным учреждением на основе использования единого информационного пространства, а также единой системы эквивалентов, выражающейся в стоимости простой медицинской услуги.

Данный подход обеспечивает решение важнейших задач управления  предусматривающих: переход на принцип стратегического планирования и прогнозирования развития деятельности;  обеспечение на всех уровнях управления единства, преемственности и целенаправленности принимаемых решений в реализации медицинских услуг. ИАСУ объединяет в едином информационном пространстве административные, управленческие, правовые, лечебно-диагностические, финансово-экономические и хозяйственные процессы.

По своей структуре ИАСУ делится на оперативный и аналитический контуры. Оперативный контур включает в себя такие подсистемы, как реестр медицинских услуг, протоколы ведения больных, реестр лекарственных средств, планирование и бюджетирование, кадры, сертификация и стандартизация, электронный паспорт пациента, реестр отделений, управление материально-техническим обеспечением, электронный документооборот и бухгалтерия.

Информация о работе Теоретические аспекты системы мотивации и стимулирования труда в организации