Теоретические аспекты формирования и применения метода мозгового штурма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и применения метода мозгового штурма;
- рассмотреть факторы препятствующие и способствующие;
- рассмотреть проблемы мозгового штурма.
Объектом данной работы является «мозговой штурм», как метод коллективного принятия решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Мозговой штурм!!.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

- Формулировка цели и коррекция задачи;

-  Подбор участников для последующих этапов работы;

- Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.).

Как правило, участники мозгового  штурма делятся на 2 группы: «генераторов» - людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их: «аналитиков» - людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа - «генераторов контридей».

Этап генерирования идей. Оптимальный  состав группы от 5 до 15 человек. Сам  процесс генерирования идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило,  в течение 15-20 мин. Однако полная продолжительность штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.

Все идеи записываются или стенографируются. Участники совещания могут выдать более ста идей. Весьма важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила, присущие этой технологии: 

1) отсутствие всякой критики;

2) поощрение предполагаемых идей;

3) равноправие участников мозгового  штурма;

4) свобода ассоциаций и творческого воображения;

5) творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания;

6) обязательная фиксация всех высказанных идей;

7) время для инкубации (группе  нужно дать время – час,  день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения к уже имеющемуся списку);

8) как уже было отмечено, руководитель  штурма во время генерирования  идей обеспечивает психологическую  поддержку участников совещания  и на протяжении всего штурма  вводит «генераторов» в состояние  максимальной творческой активности.

Заключительный этап - подведение итогов мозгового штурма. Первая задача группы «аналитиков» - сделать  глубинный анализ проблемы. Затем  проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить. Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость. 

Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей. 

Составляется окончательный  список практически используемых идей.

Таким образом, рассмотрев более подробно весь процесс принятия решения при помощи метода мозгового штурма можно сделать вывод, что все мероприятие делится на несколько этапов, каждый из которых играет немаловажную роль  в его проведении и решении поставленной задачи.

2.2 Достоинства  и недостатки мозгового штурма

Мозговому штурму также  как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.  Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во  время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит  в условиях комфортной творческой атмосферы.  Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение. Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею. Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм - это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.  В связи с тем, что  при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи. Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают. При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Мозговой штурм исключает  управление мышлением - в этом его  принципиальный недостаток. Штурм действительно помогает преодолевать инерцию: мысль сдвигается "с мертвой точки", разгоняется и часто проскакивает то место, где надо остановиться. Десятки раз в ходе экспериментов наблюдалась такая картина: один участник штурма высказывает мысль, ведущую в правильном направлении, другой подхватывает эту мысль, развивает ее; до выхода на финишную прямую остается несколько шагов, но в этот момент кто-то выдвигает совершенно иную идею, цепь обрывается, и группа снова оказывается на исходных позициях.

Так же недостаточно развита способность выделять из большого числа наработанных идей только те, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, которые можно перевести в конкретные действия.

Таким образом, дocтoинcтвoм  мeтoдa "мoзгoвoй aтaки" являeтcя выcoкaя oпepaтивнocть пoлyчeния тpeбyeмoгo peшeния. Оcнoвным нeдocтaткoм eгo - cлoжнocть opгaнизaции экcпepтизы, тaк кaк инoгдa нeвoзмoжнo coбpaть вмecтe тpeбyeмыx cпeциaлиcтoв, coздaть нeпpинyждeннyю aтмocфepy и иcключить влияниe дoлжнocтныx взaимooтнoшeний.

Препятствующие факторы.

Фактором, наиболее препятствующим «мозговому штурму», является критика. Она действует двояко:

• заставляет лицо, высказывающее  критику, мыслить привычно;

• мешает другим искать отличающиеся от стандартных идеи решения.

Другими факторами, препятствующими  появлению идей, являются:

• официальность и  формальность;

• поиск «правильных  решений»;

• разъяснения и обоснования;

• пассивность клиента.

Способствующие факторы.

Успеху в появлении  идей способствует прежде всего безопасная и открытая атмосфера. В критической атмосфере практически невозможно заставить людей раскрыться в идеях. При рождении идей всегда стоит вопрос о свободе мысли.

Другими факторами, способствующими  успеху в появлении идей, можно  считать:

• активное воображение и желание;

• развитие, переработка  и соединение высказанных идей;

• поиск аналогов соответствующих  проблем и действий и их применение к данным;

• активность клиента;

• наличие временного ресурса.

Проблема применения метода мозгового штурма 
Исследование вопросов творчества, инноваций и изменений, проводимые в США, Великобритании и Европе, постоянно говорят, что 80% организаций считают инновации жизненно важными для бизнеса,  но только примерно 4% считают, что они знают как это делать.

Задача руководителя-лидера как раз состоит в том, чтобы управлять не только персоналом, но и оперативным миром, на котором держится бизнес и предпринимательство, осуществлять инвестиции в персонал,  позволяя людям раскрывать свои способности так, чтобы они могли работать творчески, развивая, совершенствуя методы и технологии, предотвращая, таким образом, сопротивление переменам и инновациям.

В целях достижения наилучшего результата специалистам по управлению человеческими ресурсами следует применять такие методы коллективного принятия решений как мозговой штурм, синектика. Для этого необходимо в процессе обучения специалистов широко использовать различные тренинги, деловые игры, мозговые штурмы. Однако из рассказов слушателей обучающихся менеджменту, маркетингу и коммуникациям, можно заметить, что такой опыт отсутствует даже в тех случаях, когда специалистов посылают на учебу или на курсы в другие города. Зачастую у прошедшего обучение по возвращении на работу не требуют не только изменений в деятельности, но порой даже не просят отчета. Такой подход к обучению, переподготовке и повышению квалификации негативно влияет на процесс управления персоналом и на организацию в целом.

2.3 Виды технологий  мозгового штурма и его модификации

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

1. Обратный мозговой  штурм

Его предпочтительно  применять при создании нового улучшенного  образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

  • выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
  • максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

Цель метода обратного  мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика.

В результате обратного  мозгового штурма составляется максимально  полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10–20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2. Теневой мозговой  штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя  подгруппами генераторов идей. Одна из них – собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой  штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового  штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что  после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2–3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для  прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного  мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники  группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования и применения метода мозгового штурма