Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования - Основная цель данной курсовой работы заключается в комплексном исследовании эффективных управленческих команд в управленческой деятельности, выявлении их функций в процессах оптимизации организационно-управленческих отношений и процессов. Теоретическое обоснование управленческих команд в организации и выработка предложений по созданию эффективных управленческих команд.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность управленческих команд в организации;
- показать важнейшие этапы командообразования и методы формирования управленческих команд;
- выявить условия для эффективного существования управленческой команды
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1.Понятие, функции и основные аспекты деятельности управленческих команд……………………………………………………………………………8
1.1. Понятие и сущность управленческой команды …………………....8
1.2. Факторы, влияющие на деятельность управленческих команд….14
Глава2.Теоретические и практические проблемы формирования управленческих команд на современном этапе развития общественных отношений……………………………………………………………………….25
2.1. Проблемы формирования управленческих команд……………….25
2.2. Проблемы формирования управленческих команд на российских организациях……………………………………………………………….31
2.3. Возможные варианты решения проблем, возникающие при формировании управленческой команды на предприятии……………...40
Заключение………………………………………………………………..52
Список использованной литературы………………………………….56
┌─────────────────────┬──────┤
│V - организатор работ│ └────┬─────┬────┘ │ VI - организатор │
└─────────────────────┘
┌─────────────────────┐
│ VII - исследователь │ │ │ ┌─────────────────────┐
│ ресурсов ├───────────┘ └───────────┤ VII - завершитель │
└─────────────────────┘
Рис. 1
I - председатель. Функции:
впитывает все возможные
II - формирователь. Функции:
лидер, соединяет усилия
III - генератор идей. Функции: источник идей; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.
IV - оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, "якорь группы", возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.
V - организатор работы.
Функции: преобразование идей
в конкретные задания и
VI - организатор группы.
Функции: способствует
VII - исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: "напористый экстраверт", нуждается в свободе действий.
VIII - завершитель. Функции:
побуждает группу все делать
вовремя и до конца; свойства:
профессиональная
А теперь рассмотрим типовую управленческую команду промышленного предприятия (рис. 2).
Организационная структура высшего звена управления
промышленного предприятия
┌───────────────┐ ┌──────────────────┐
│ Генеральный ├───────>│
│ директор │ │ генерального │
└───────┬───────┘ │ директора - │
┌────────┬─────────┬─────────┴
\│/ │ \│/ \│/ │ \│/
┌──────┴──────┐ │ ┌───────┴───────┐
┌───────┴───────┐ │ ┌────────┴
│ Директор │ │ │ Директор │ │ Директор │ │ │ Директор │
│ по развитию │ │ │ по коммерции │ │по производству│ │ │ по персоналу │
└─────────────┘ │ └───────────────┘
└───────────────┘ │ └─────────
│
\│/ \│/
┌───────────┴───────────┐
│ Директор │ │ Главный │
│по экономике и финансам│
└───────────────────────┘
Рис. 2
Изучение должностных инструкций, положений о структурных подразделениях и задачах, стоящих перед руководителями, позволяет дать следующие характеристики топ-менеджеров промышленного предприятия.
Основная задача генерального директора - умение видеть перспективу развития предприятия и принимать решения в соответствии с этой перспективой. Это спокойный, уравновешенный тип личности, мудрость которого не вызывает сомнения.
Первый заместитель генерального директора - исполнительный директор организует текущую деятельность предприятия. Это лидер, способный организовать повседневную работу предприятия и оперативно решать вопросы.
Директор по развитию - его функция заключается в поиске и предложении новых путей развития предприятия. Для него характерны нестандартность в решении вопросов и креативность.
Директор по экономике и финансам отвечает за экономическую составляющую деятельности предприятия. Он производит оценку бизнес-процессов и дает заключение об эффективности того или иного вида деятельности. Это аналитик с жестким характером.
Директор по производству - это тот, кто организует выполнение бизнес-процессов и претворяет в жизнь новые идеи. Решительный, прямолинейный тип личности.
Директор по персоналу формирует такой коллектив на предприятии, который смог бы реализовать стратегические планы с максимальной эффективностью. Он должен очень тонко чувствовать психологический настрой, уметь предугадывать и разрешать конфликтные ситуации. Должен уметь мотивировать персонал к деятельности и развитию.
Директор по коммерции - это тот,
кто реализует продукцию
Главный бухгалтер несет
Конечно же, данное распределение
командных ролей среди
Суть команды заключается в общем для всех ее членов обязательстве. Такого рода обязательство требует наличия некоего назначения, в которое верят все члены команды, - ее миссии. Миссия команды должна включать элемент, связанный с выигрыванием, первенством, продвижением вперед. Существует отличие целей команды от ее назначения (миссии): цели команды позволяют следить за своим продвижением по пути к успеху, а миссия как более глобальное по своей сути придает всем конкретным целям смысл и энергию.
Ни одна из групп не становится командой до тех пор, пока она не признает себя подотчетной как команда. Командная подотчетность - это определенные обещания, которые лежат в основе двух аспектов эффективных команд: обязательства и доверия. Взаимная отчетность не может возникнуть по принуждению, но когда команда разделяет общее назначение, цели и подход, взаимная отчетность возникает как естественная составляющая.
Для команды важно наличие у сотрудников комбинации взаимодополняющих навыков, составляющих три категории:
1) техническая или
2) навыки по решению проблем и принятию решений;
3) межличностные навыки (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.)7.
В завершение можно сказать следующее: статус, роль и функции директора по персоналу в управленческой команде могут быть различными и в каждой конкретной компании зависят как от самого директора по персоналу, так и от отношения к работе с персоналом в этой организации в целом. И для того, чтобы работа специалистов по человеческим ресурсам была эффективной и приносила доход предприятию, служба управления персоналом должна быть не "сервисным" подразделением, а бизнес-соратником. Для этого, специалисты по человеческим ресурсам должны быть профессионалами своего дела и занимать активную позицию в повышении роли статуса службы управления персоналом на предприятии, а не находится безынициативно в стороне, выполняя рамочные задачи.
1.2. Факторы, влияющие на эффективную деятельность управленческой команды
Практика современного менеджмента все более и более явственно свидетельствует о том, что какой бы организация ни была, в какой бы ситуации она ни находилась, наличие управленческой команды есть необходимое условие ее эффективного функционирования и развития. Это связано в первую очередь с тем, что в хорошо сформированной управленческой команде очень четко проявляется так называемый эффект синергии (резкое возрастание эффективности достижения цели посредством приращения усилий людей в процессе совместной деятельности).
Тем более наличие управленческой команды в организации необходимо в современной российской действительности. Отсутствие стабильности, частые финансовые кризисы, несформированность рыночных отношений, неуверенность в завтрашнем дне и т.д. - такими представляются основные особенности современного российского бизнеса.
Помимо этого, возросшая
конкуренция на рынках сбыта приводит
к необходимости повышения
Однако наряду с постоянно растущей популярностью командного подхода в управлении организацией существуют некоторые проблемы и противоречия в социально-психологическом понимании темы командообразования. Такое положение обусловлено неоднозначностью и сложностью определения самого понятия "команда"; несформированностью многих понятий, характеризующих команду и описывающих процессы ее формирования. Недостаточно четкое понимание того, что такое команда и как ее создавать, определяет относительно слабую разработанность вопросов командообразования на практике8.
Чтобы в организации сложилась управленческая команда, недостаточно просто решить, что теперь все владельцы и топ-менеджеры будут считаться управленческой командой. Управленческая команда действует по строгим законам – и для того, чтобы команда стала управленческой, должны быть реализованы несколько обязательных предварительных шагов.
К сожалению, бытует мнение, что система управления - это программа, которую достаточно купить и запустить. Однако, как показывает практика, этого недостаточно. С точки зрения автоматизации могут возникать ситуации, когда две похожие компании внедряют одно и то же программное обеспечение, тратят на это одинаковые средства, а результат получается разный: в одной компании проект быстро окупился и стал приносить выгоды, а во второй он стал убыточным9.
Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.