Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:20, реферат
Цель изучения учебной дисциплины — вооружение студентов знаниями, умениями и навыками проведения, планирования и организации исследований систем управления.
Сфера использования знаний, умений и навыков по осуществлению исследований СУ может распространяться на сферы материальных и нематериальных отраслей национальной экономики.
Для большинства
управленческого персонала
Поэтому, естественно, что от деятельности менеджеров зависит результативность работы предприятия, доверие потребителей и его собственный авторитет. По оценкам РR-компании Вurson-Магstе11ег, проводившей социологическое исследование о роли высших менеджеров в бизнесе, престиж компании год от года все больше зависит от репутации ее руководителей (ранее более высокий приоритет отдавался заботе о клиентах, теперь же ранг этого качества оказывается лишь шестым). При этом в качестве главных свойств успешного менеджера высшего звена управления определены способность обосновать стратегию и ясное видение будущего компании, что возможно лишь на базе проводимых исследований и выявление тенденций развития фирмы с учетом изменяющейся внутренней и внешней среды. Только при наличии в фирме таких менеджеров у потребителей может быть сформировано доверие к ней. Очевидно, что в деятельности управленцев следует использовать исследовательский подход.
Сложилось мнение, что каждый менеджер в современных условиях до 30% рабочего времени должен уделять исследовательским работам. Это корреспондируется с подходами к управлению качеством, которое в настоящих условиях по определению должно быть инновационным, и ему, по общеизвестным оценкам, следует отводить около 50—60% рабочего времени и усилий управленцев. С течением времени такие тенденции будут только усиливаться, так как общество идет в направлении его инновационного развития.
Поскольку менеджер в своей деятельности должен широко использовать исследовательский подход, ему необходимо знать и уметь применять принципы, методы и инструментарий исследования СУ, организуя и проведя эти работы и используя их результаты. Применение исследовательского подхода в деятельности менеджера соответствует тенденциям мышления современного управленца и является потребностью современного периода развития экономики в условиях рыночных отношений и конкуренции.
ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ
Менеджерам-исследователям и профессиональным исследователям при проведении исследовательских работ следует руководствоваться своеобразным кодексом. Это связано с тем, что исследовательская деятельность по вопросам управления весьма специфична. Она требует от индивидуумов определенного мировоззрения, особых свойств честности, порядочности и соблюдения соответствующих принципов охарактеризованных ниже:
При проведении исследований СУ, как уже отмечалось, нередко используются анкетирование, беседы, опросы и т.п. Все это может осуществляться с использованием телефона; с помощью переписки (по почте, телеграфу, телетайпу и т.п.), при личных встречах, в сочетании различных методов.
Использование
современных технических
При ведении бесед, опросов и т.п. целесообразно соблюдать общеизвестные в менеджменте правила:
Так, для того чтобы понравиться людям, Дейл Карнеги рекомендует использовать следующие (в определенной мере интерпретированные к проведению исследований) правила:
• знать достаточно хорошо хотя бы один из наиболее распространенных иностранных языков;
• уметь воздействовать и склонить к откровенности и объективности собеседника.
При ведении беседы в ходе личных встреч менеджер может использовать ряд правил, рекомендуемых Дейлом Карнеги:
Безусловно,
все эти правила следует
4 Основные требования к менеджерам исследовательского типа
РОЛИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ МЕНЕДЖЕРАМИ
Менеджеру исследовательского типа, как лидеру, необходимо обладать соответствующими свойствами. Наличие этих свойств должно обеспечивать выполнение требований и ожиданий потребителей, достижение целей и эффективность управления. Для этого менеджеру приходится выполнять многие роли, включая:
СПОСОБЫ ОТБОРА МЕНЕДЖЕРОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Для успешного выполнения менеджерами работ по исследованию СУ они должны пройти специальный отбор, в ходе которого должно быть установлено наличие у них знаний и умений в данной области.
Отбор конкретных менеджеров исследовательского типа может проводится на основе анализа качества каждого из возможных кандидатов. Для этой цели используются разнообразные способы, в частности:
Очень часто применяют одновременно несколько способов. Например, способы самооценки и коллективной оценки качеств пред- | лягаемого в кандидаты исследователя. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать исследователей с необходимыми качествами. Однако следует признать, что способ оценок прошлой' деятельности представляется более объективным, чем самооценок и коллективной оценки.
При этом всех
потенциальных менеджеров-
1 – очень высокое качество и компетентность
2 – высокое
3 – выше среднего
4 – среднее
5 – ниже среднего
6 – низкое
7 – очень низкое
Выбор числа классов качества менеджеров-исследователей в данном случае обусловлен «правилом семерки», которым традиционно пользуются специалисты при решении проблем управления качеством во многих странах за рубежом.
Для получения достаточно объективных результатов исследования СУ отбор желательно осуществлять из числа менеджеров-исследователей, относящихся к первым четырем классам качества. Кандидатов в менеджеры исследовательского типа более низких классов качества привлекать к работе, как правило, не целесообразно.
Можно также использовать градацию специалистов, применяемую в государственных структурах для установления им тарифных ставок (окладов) в соответствии с «Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы». По этой сетке в настоящее время установлены 18 разрядов оплаты труда и соответствующие для них тарифные коэффициенты (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775).
Следует отметить, что при отборе менеджеров исследователей для включения в исследовательские группы можно использовать такое техническое средство как полиграф (больше известное как «детектор лжи»). Отечественная промышленность, как и зарубежная, уже освоила их производство. С помощью этих приборов при соответствующей настройке можно оценить свойства менеджеров.