Теоретические основы дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:20, реферат

Краткое описание

Цель изучения учебной дисциплины — вооружение студентов знаниями, умениями и навыками проведения, планирования и организации исследований систем управления.
Сфера использования знаний, умений и навыков по осуществлению исследований СУ может распространяться на сферы материальных и нематериальных отраслей национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСУт.1.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Для большинства  управленческого персонала проведение исследований, связанных с совершенствованием управления на вверенных им местах, — это необходимая часть работы, так как без улучшения деятельности в объектах и субъектах управления социально-экономической системы предприятий в условиях конкуренции невозможно стабильно работать на том или ином рынке. Исследование становится неотъемлемой функцией управления. При этом самое важное — создание и реализация инновационного потенциала предприятия, что опять-таки невозможно осуществить без исследовательских работ в области менеджмента. Усложнение возникающих проблем и процессов управления требует творческого подхода, что невозможно без проведения и использования результатов исследований, без внедрения передовых достижений науки в различных отраслях знаний, в том числе в психологии, экономике, технике и др.

Поэтому, естественно, что от деятельности менеджеров зависит результативность работы предприятия, доверие потребителей и его собственный авторитет. По оценкам РR-компании Вurson-Магstе11ег, проводившей социологическое исследование о роли высших менеджеров в бизнесе, престиж компании год от года все больше зависит от репутации ее руководителей (ранее более высокий приоритет отдавался заботе о клиентах, теперь же ранг этого качества оказывается лишь шестым). При этом в качестве главных свойств успешного менеджера высшего звена управления определены способность обосновать стратегию и ясное видение будущего компании, что возможно лишь на базе проводимых исследований и выявление тенденций развития фирмы с учетом изменяющейся внутренней и внешней среды. Только при наличии в фирме таких менеджеров у потребителей может быть сформировано доверие к ней. Очевидно, что в деятельности управленцев следует использовать исследовательский подход.

Сложилось мнение, что каждый менеджер в современных  условиях до 30% рабочего времени должен уделять исследовательским работам. Это корреспондируется с подходами к управлению качеством, которое в настоящих условиях по определению должно быть инновационным, и ему, по общеизвестным оценкам, следует отводить около 50—60% рабочего времени и усилий управленцев. С течением времени такие тенденции будут только усиливаться, так как общество идет в направлении его инновационного развития.

Поскольку менеджер в своей деятельности должен широко использовать исследовательский подход, ему необходимо знать и уметь применять принципы, методы и инструментарий исследования СУ, организуя и проведя эти работы и используя их результаты. Применение исследовательского подхода в деятельности менеджера соответствует тенденциям мышления современного управленца и является потребностью современного периода развития экономики в условиях рыночных отношений и конкуренции.

 

ПРИНЦИПЫ  ПОВЕДЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Менеджерам-исследователям и профессиональным исследователям при проведении исследовательских работ следует руководствоваться своеобразным кодексом. Это связано с тем, что исследовательская деятельность по вопросам управления весьма специфична. Она требует от индивидуумов определенного мировоззрения, особых свойств честности, порядочности и соблюдения соответствующих принципов охарактеризованных ниже:

  • честность  и  справедливость,  требующие  взаимовыгодное и взаимоприемлемое формирование цены и условий для объективного проведения исследовательских работ; прозрачности проводимых 
    исследований для заказчика; наличия и реализации приемлемого механизма разрешения появляющихся разногласий между исполнителями-исследователями и заказчиком;
  • ответственность, обеспечивающая все виды реальной индивидуальной и коллективной ответственности как заказчиков за соблюдение и предоставление необходимых условий, так и исследователей — за исследовательскую деятельность в области управления;
  • добросовестность, требующая от исследователей выполнения исследовательских работ оперативно, в срок и необходимого уровня качества;
  • полнота информации о заказчике, обеспечивающая наличие у исследователей информации о заказчике в требуемом объеме, который позволял бы делать объективные выводы и разрабатывать эффективные рекомендации по практическому использованию результатов исследований;
  • достаточность информации для заказчиков и контролирующих органов, позволяющая подтверждать точность, достоверность, объективность,  величины рисков и рациональность проведенных затрат на исследовательские и внедренческие работы;
  • соответствие изучаемому объекту и следование исследователей принципам исследовательского кодекса (соответствовать требованиям нацеленности на перспективу, иметь высокий уровень интеллекта, знаний, профессиональный и жизненного опыт, независимость суждений и т.д.).

 

При проведении исследований СУ, как уже отмечалось, нередко используются анкетирование, беседы, опросы и т.п. Все это может осуществляться с использованием телефона; с помощью переписки (по почте, телеграфу, телетайпу и т.п.), при личных встречах, в сочетании различных методов.

Использование современных технических средств  передачи информации позволяет более оперативно проводить исследования. При этом повышается их экономичность, уменьшаются транспортные расходы. Тем не менее нельзя недооценивать проведение личных встреч с опрашиваемыми. Необходимость проведения личных встреч возникает тогда, когда другие методы исследования не позволяют получить объективную и достоверную информацию.

 

При ведении  бесед, опросов и т.п. целесообразно соблюдать общеизвестные в менеджменте правила:

  • проявлять уважение к собеседнику и себе;
  • быть точным и пунктуальным;
  • проявлять общую культуру и здравый смысл;
  • видеть в собеседнике — участнике исследования равноправного коллегу;
  • дорожить доверием собеседника;
  • быть интересным собеседнику и стараться понравиться ему.

 

Так, для того чтобы понравиться людям, Дейл Карнеги  рекомендует использовать следующие (в определенной мере интерпретированные к проведению исследований) правила:

  • искренне интересоваться другими людьми;
  • улыбаться;
  • помнить, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
  • быть хорошим слушателем, поощрять других говорить о себе;
  • говорить о том, что интересует вашего собеседника;
  • внушать вашему собеседнику сознание его значительности и делать это искренне.
  • всегда учитывать то, что о каждом из нас судят в основном по четырем факторам: что мы делаем, как выглядим, что и как говорим;
  • уделять внимание своей одежде и внешнему виду;
  • не быть многословным, так как известно, что «время — деньги»
  • уметь ставить цель и анализировать ход ее достижения;
  • уметь довести поставленную цель до собеседника;
  • уметь показать реалистичность и обоснованность своих вопросов и предложений;
  • владеть искусством компромисса при достижении цели;
  • выбирать наиболее выгодное мести для бесед;
  • уметь выслушать и понять собеседника;
  • знать и внимательно относиться к национальным особенностям, привычкам, увлечениям, вкусам и характеру собеседника;
  • знать правила исследования, протокол и этикет;
  • при работе с иностранцами уметь работать с переводчиком;

• знать достаточно хорошо хотя бы один из наиболее распространенных иностранных языков;

•  уметь воздействовать и склонить к откровенности и объективности собеседника.

 

При ведении  беседы в ходе личных встреч менеджер может использовать ряд правил, рекомендуемых Дейлом Карнеги:

  • уклониться от спора — единственный способ одержать верх в нем;
  • проявлять уважение к мнению  собеседника, не говорить ему, что он не прав;
  • признавать свою неправоту быстро и решительно;
  • придерживаться дружелюбного тона;
  • давать возможность большую часть времени говорить собеседнику;
  • пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;
  • стараться искренне смотреть на вещи с точки зрения собеседника;
  • драматизировать свои идеи, подавать их эффектно;
  • указывать на ошибки других не прямо, а косвенно;
  • говорить сначала о своих ошибках, а затем об ошибках других;
  • давать другим спасти свой престиж;
  • быть «чистосердечным в своей оценке и щедрым на похвалу»;
  • создавать другим хорошую репутацию,  которую они будут стараться оправдать;
  • делать так, чтобы то, на что вы побуждаете других, казалось бы нетрудным;
  • стараться, чтобы другие были рады сделать то, что вы предлагаете.
  • уметь ставить себя на место партнера:
  • проявлять особое уважение и внимание к женщине.

 

Безусловно, все эти правила следует использовать в зависимости От ситуации, но всегда они должны реализовываться сердечно, искренне, с соблюдением нравственных ценностей, правил приличия, чувства меры и такта. В любом случае менеджер при выполнении функций управления в совокупности с исследовательскими подходами должен среди своих сотрудников быть лидером.

 

4 Основные требования к менеджерам исследовательского типа

РОЛИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ МЕНЕДЖЕРАМИ

Менеджеру исследовательского типа, как лидеру, необходимо обладать соответствующими свойствами. Наличие этих свойств должно обеспечивать выполнение требований и ожиданий потребителей, достижение целей и эффективность управления. Для этого менеджеру приходится выполнять многие роли, включая:

  • информационную;
  • управленческую, куда входит и исследовательская, обеспечивающая постоянное совершенствование всех элементов управляемой и управляющей подсистем;
  • согласующую;
  • представительскую.

СПОСОБЫ ОТБОРА МЕНЕДЖЕРОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Для успешного выполнения менеджерами работ по исследованию СУ они должны пройти специальный отбор, в ходе которого должно быть установлено наличие у них знаний и умений в данной области.

Отбор конкретных менеджеров исследовательского типа может  проводится на основе анализа качества каждого из возможных кандидатов. Для этой цели используются разнообразные способы, в частности:

  • оценка кандидатов на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в качестве исследователей СУ;
  • коллективная оценка кандидата как специалиста в данной области;
  • самооценка кандидата;
  • аналитическое определение компетентности кандидата;
  • анкетная оценка специалиста в области менеджмента и др.

Очень часто  применяют одновременно несколько  способов. Например, способы самооценки и коллективной оценки качеств пред- | лягаемого в кандидаты исследователя. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать исследователей с необходимыми качествами. Однако следует признать, что способ оценок прошлой' деятельности представляется более объективным, чем самооценок и  коллективной оценки.

При этом всех потенциальных менеджеров-исследователей в зависимости от их качества и компетентности можно подразделять на семь классов.

1 – очень высокое качество и компетентность

2 – высокое

3 – выше среднего

4 – среднее

5 – ниже  среднего

6 – низкое

7 – очень  низкое

Выбор числа  классов качества менеджеров-исследователей в данном случае обусловлен «правилом семерки», которым традиционно пользуются специалисты при решении проблем управления качеством во многих странах за рубежом.

Для получения  достаточно объективных результатов  исследования СУ отбор желательно осуществлять из числа менеджеров-исследователей, относящихся к первым четырем классам качества. Кандидатов в менеджеры исследовательского типа более низких классов качества привлекать к работе, как правило, не целесообразно.

Можно также  использовать градацию специалистов, применяемую в государственных структурах для установления им тарифных ставок (окладов) в соответствии с «Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы». По этой сетке в настоящее время установлены 18 разрядов оплаты труда и соответствующие для них тарифные коэффициенты (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775).

Следует отметить, что при отборе менеджеров исследователей для включения в исследовательские группы можно использовать такое техническое средство как полиграф (больше известное как «детектор лжи»). Отечественная промышленность, как и зарубежная, уже освоила их производство. С помощью этих приборов при соответствующей настройке можно оценить свойства менеджеров.

Информация о работе Теоретические основы дисциплины