Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 13:03, курсовая работа
Цель данной работы:разработать целостную систему методов управления персоналом организации, ориентированную на конечные результаты деятельности.
Объект исследования: методы управления персоналом в ОАО «МТС».
При исследовании целостной системы методов управления персоналом, определились следующие задачи:
- рассмотреть сущность персонала как объекта управления;
- изучить сущность методов управления;
- провести анализ применяемых методов управления персонала в организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию методов управления персоналом в организации.
Оборотные средства необходимы для бесперебойного осуществления текущей деятельности предприятия. К оборотным средствам относятся запасы товарно-материальных ценностей, дебиторская задолженность, денежные средства.
Представленные в приложении 1 данные свидетельствуют о снижении эффективности использования оборотных средств. Сократилось количество оборотов, совершаемых за год оборотными средствами с 5 в 2009 г. до 3,9 в 2011 г.
Соответственно на 20 дней увеличилась продолжительность одного оборота.
При анализе финансовых результатов деятельности предприятия особое внимание необходимо уделить анализу затрат на 1 руб. выручки от оказания услуг и анализу показателей прибыли (приложение 2).
За 3 года уровень затрат на рубль выручки от реализации увеличился на 6,2 коп.или на 12,8 %.
Наибольшего уровня за 2009–2011гг. финансовые результаты достигли в 2010 г. (приложение 3).
В 2011 г. снизились показатели прибыли не только по отношению к 2010 г., но и по отношению к 2009 г.
Так, прибыль от реализации снизилась на 1394 тыс. руб., прибыль до налогообложения – на 2285 тыс. руб., чистая прибыль снизилась на 1968 тыс. руб.
Рассмотрим общую характеристику персонала ОАО «МТС» (табл. 4).
Таблица 4.
Общая характеристика персонала ОАО «МТС»
Наименование |
ед. изм. |
2009 |
2010 |
Темп роста% |
Среднесписочная численность, в том числе: |
чел. |
1137 |
1050 |
92,3 |
Основные рабочие |
чел. |
470 |
430 |
91,5 |
Вспомогательные рабочие |
чел. |
400 |
380 |
95 |
Служащие и специалисты |
чел. |
267 |
240 |
89,9 |
Процент выполнения норм |
% |
130 |
130 |
100,0 |
Непроизводительные потери рабочего времени |
% |
14 |
13,1 |
93,6 |
Текучесть кадров |
% |
17,3 |
17,8 |
103,0 |
Из таблицы видно, что среднесписочная численность работников в 2010 г. снизилась, по сравнению с данными 2009 г., на 87 чел. (1050-1137). Сокращение численности произошло за счет снижения численности, как основных рабочих, так и вспомогательных рабочих, а также служащих и специалистов.
Немаловажное значение имеет половозрастная и образовательная характеристики персонала организации (приложения 4, 5).
Из приведеннях данных видно, что численность женщин в организации превышает численность мужчин на 110 чел. Наибольший удельный вес имеют лица в возрасте 25-35 лет (32%); наименьший – лица в возрасте старше 60 лет (1%).Как видно из таблицы, наибольший удельный вес имеют лица со средним образованием – 76% (мужчины – 74%, женщины – 78%). Работники с высшим образованием составляют 18,5% от общей численности работников (мужчины – 19%, женщины – 17%). Незаконченное высшее образование имеют 4 %; начальное среднее – 1,5%.
Стабильность кадрового состава предприятия характеризуется динамикой коэффициента текучести кадров и коэффициентом оборота.
Анализ движения кадров представлен в Приложении 6.
По данным таблицы видно, что коэффициент текучести, по сравнению с предыдущим годом, снижается. Коэффициенты оборота по приему и выбытию снижаются, что свидетельствует о тенденции к постоянству кадров.
Снижение коэффициента замещения означает то, что число принятых возмещает число выбывших, то есть часть принятых на работу возмещает число уволенных и часть принятых используется на новых рабочих местах.
Снижение этого коэффициента означает, что принятые на работу лишь в незначительной степени способствуют расширению числа новых рабочих мест.
3. Методы управления, применяемыев ОАО «МТС»
Характеристику организационных
методов управления персоналом ОАО «МТС»
мы начнем с правовых актов, которые приняты
в ОАО. Это необходимо, потому что для административных
методов характерно их соответствие правовым
нормам, действующим на определенном уровне
управления, а также актам и распоряжениям
вышестоящих органов управления. Организационно-
- системе законодательных актов страны (государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (президентом, парламентом, правительством), для обязательного применения на территории всей страны);
- системе нормативных документов вышестоящих структур управления (включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководителем этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединяемых данным министерством или ведомством);
- системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий (имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования);
- системе оперативного управления (включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице.Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств) [21].
Административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:
- прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
- установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных форм воздействия;
- выдача рекомендаций, советов, а также воздействия, осуществляемые посредством контроля и надзора за деятельностью организации.
В таблице 5 представлены административные методы управления персоналом.
В целях проведения политики, направленной на укрепление трудовой дисциплины, в организации систематически проводятся рейды по проверке трудовой дисциплины на местах.
Распорядительные воздействия руководства ОАО «МТС», выраженные в виде приказов, распоряжений, инструкций, положений по производству,обязательных к выполнению работниками организации, направлены на организацию четкой, правильной, отлаженной и бесперебойной работы организации. К ним относятся:
- приказы о приеме на работу, переводе внутри организации, увольнения с работы;
- распоряжения о работе в выходные и праздничные дни при необходимости;
- присвоение квалификации и разрядов;
- организации производственной практики.
Таблица 5.
Административные методы управления персоналом,
применяемые в ОАО «МТС»
№ п/п |
Разновидность метода управления |
Краткое описание метода |
Конкретные реализации |
Организационные воздействия |
Основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала |
Устав, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о структурном подразделении, организационная структура управления, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников | |
Распорядитель-ные воздействия |
Направлены на достижение поставленных целей, соблюдение нормативных документов |
Приказы, Распоряжения, Указания, Инструкции, нормирование труда, координация работ, контроль исполнения | |
Материальная ответственность и взыскания |
Выражается в обязанности возместить ущерб, причиненный работником предприятию своим действием или бездействием |
Возмещение ущерба, удержание из зарплаты, депремирование | |
Дисциплинарная ответственность и взыскания |
Применяются при нарушении трудового законодательства, неисполнении или ненадлежащее исполнение трудовых, служебных обязанностей. |
Замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности, увольнение |
Прямые методы управления персоналом являются мощным рычагом достижения поставленных целей в тех случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без искажений реализуются на нижестоящих уровнях управления [37].
Экономические методы управления занимают ведущее и доминирующее место. Они представляют собой способы реализации требований экономических законов путем применения экономических критериев, оценок, рычагов и стимулов и базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже – непроизводственной) деятельности.
К экономическим методам, которые применяются ОАО «МТС», относятся:
- система заработной платы и других форм материального поощрения работников;
- система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;
- система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.
С помощью экономических методов управления устанавливаются определенные натуральные и стоимостные показатели для оценки деятельности подразделений организации, разрабатывается система стимулирования производственной деятельности [30].
Согласно ст. 129 ТКРФ, оплата труда – это система взаимоотношений, связанных обеспечением, установлением и осуществлением работодателем выплат работникам за труд в соответствии с законами, коллективными договорами. Согласно этой же статье заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работы – это отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сама тарифная система понимается как совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различной категории. Тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности в единицу времени [40].
На сегодняшний день, в ОАО «МТС» действует конкурентоспособная система оплаты труда, состоящая из фиксированной и переменной частей. Сотрудникам Компании предоставляется пакет компенсаций и льгот, отвечающий практике рынка.
Размер фиксированной части заработной платы (должностного оклада) определяется с учетом диапазонов заработной платы, установленных для каждого должностного разряда (грейда) на основании анализа рынка труда в регионе присутствия и политики позиционирования Компании относительно рынка оплаты труда.
В течение 2011 года была проведена аналитическая работа по оценке действующей в компании системы грейдов. С учетом темпов и специфики развития ОАО «МТС», а также общемировых тенденций, было принято решение оптимизировать систему и привести ее к мировым стандартам.
Также были усовершенствованы параметры системы премирования в части структуры дохода. По итогам анализа рыночной ситуации было принято решение об изменении структуры дохода для повышения конкурентоспособности вознаграждения.
Переменная часть в Компании представлена системой мотивации, предусматривающей четкие и прозрачные принципы установления целевых размеров премии и расчета ее фактических значений на основе ключевых показателей эффективности и индивидуальных задач, закрепленных в бонусных планах каждого работника. В 2010 году в систему мотивации были внесены изменения, направленные на улучшение системы и усиление взаимосвязи между оплатой труда и индивидуальной эффективностью каждого работника.
Помимо описанной выше системы мотивации, в ОАО «МТС» действует система премирования для работников, занятых продажами и абонентским обслуживанием. Базовые принципы — мотивация на достижения конкретного результата и максимальная корреляция размера премии и фактического результата для Компании. Отличительной особенностью системы является структура дохода с большей переменной частью и иная частота выплат.
Особое внимание в Компании уделяется вопросу формирования конкурентоспособного социального пакета. В 2010 году в Компании был проведен анализ действующего пакета компенсаций и льгот и его сравнение с рынком. По результатам анализа было решено внедрить в ОАО «МТС» ряд новых льгот, в том числе дополнительные виды личного страхования, и целевые отпуска в связи с определенными жизненными ситуациями.
Благодаря проведенным в 2011 году мероприятиям, удалось:
- увеличить эффективность расходов на персонал;
- расширить пакет компенсаций и льгот работников, усилив его социальную составляющую;
- сохранить имидж привлекательного работодателя, нанимать и удерживать лучших работников.
Кроме того, работникам ОАО «МТС» выплачиваются компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей.
Информация о работе Теоретические основы методов управления персоналом организации