Теоретические основы организационной структуры оптовой торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы изучить принципы организации и управления оптовой торговой организацией. Поставленная цель работы предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:
- раскрыть роль и функции оптовых торговых организаций;
- рассмотреть теоретические основы организационной структуры оптовой торговой организации;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Роль и функции оптовых торговых организаций…………………………...5
1.1. Роль оптовых торговых организаций на рынке оптовых услуг………...5
1.2. Функции оптовых торговых организаций……………………………....14
2. Теоретические основы организационной структуры оптовой торговой организации……………………………………………………………………..19
2.1. Закономерности и принципы формирования организационных структур управления коммерческой деятельности……………………………………..19
2.2. Факторы, определяющие вид организационной структуры оптовой торговой организации………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Фиголь МОТ.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

      Участие  в оптовой торговле различных  звеньев торгового аппарата неизбежно  вызывает повторные акты купли-продажи  одного и того же товара. При  участии в оптовых покупках  только одного розничного звена  товар продается уже 2 раза: первый раз — производственным предприятием розничному и второй раз — розничным предприятием потребителю. Но в этом случае еще не образуется звенности в оптовой торговле, она получается одноактной, или непосредственной, т. е. совершаемой в порядке прямых связей между производственными и розничными предприятиями или организациями. Если же производственные предприятия будут продавать товары оптовому предприятию, а последнее — розничным предприятиям, то обращение товаров усложняется: каждый товар подвергается продаже внутри сферы обращения (не считая розничной продажи) уже не 1, а 2 раза. Оптовая торговля в таких случаях примет двухактную, или однозвенную форму. Разумеется, участие в оптовой торговле обособленного оптового звена при прочих равных условиях вызывает увеличение времени и издержек обращения, для обеспечения прибыльности оптовое звено делает наценку на товар. Поэтому применение однозвенной формы оптовой торговли вместо одноактной оказывается экономически оправданным только в тех случаях, когда затраты на оптовое звено компенсируются существенным ускорением оборачиваемости товаров в розничном звене.

      Практически  имеет место широкое применение 2, 3, 4-звенной и более форм оптовой  торговли, что существенно сказывается  на конечной (розничной) цене товара. Использование таких сложных  форм оптовой продажи может  быть обусловлено различной степенью  концентрации производства и  различными зонами потребления  продукции данного производства.

      Оптовая  торговля может принимать различные  формы звенности, расширяя или ограничивая сферу обращения данных товаров и количество актов купли-продажи в расчете на один товар. В этом и заключается ее особое значение как начальной стадии торговли товарами народного потребления. Ее можно осуществлять эффективно, с минимальными издержками и незначительным увеличением цены на товары, а можно и легко допустить излишнее увеличение звенности, времени и издержек обращения, не удовлетворяя в то же время требованиям товароснабжения магазинов. Звенность оптового товарооборота можно измерить с помощью специального коэффициента, показывающего, сколько раз товар продавался внутри сферы обращения. Вычисляется коэффициент звенности товарооборота путем отнесения всех сумм оптового и розничного товарооборотов к сумме розничного товарооборота.6

      Оптовый  товарооборот может включать  в себя складской и транзитный  товарооборота. Складской товарооборот  образуется при поставках товаров  покупателям со складов оптовых  предприятий. Транзитный предусматривает отгрузку товаров поставщиком-изготовителем непосредственно в розничную торговую сеть или внерыночны потребителям, минуя склады оптовых предприятий, по их разнарядкам в счет договора конкретного оптового предприятия. Следует отличать транзитный товарооборот конкретного оптового предприятия от транзитного товародвижения, означающего движение товара с производства непосредственно в магазин, без завоза на любые склады - розничных, оптовых или сбытовых предприятий.

      Вид товарооборота  — складской или транзитный  — оптовое предприятие выбирает (согласовывает) при заключении  с покупателями договоров поставки. При этом должны учитываться  следующие главные факторы:

 – удельный вес  в оптовом товарообороте товаров,  производимых в зоне деятельности  конкретного оптового предприятия  и завозимых им из зон деятельности  других оптовых предприятий;

 – сезонность производства  и потребления товаров;

 – сложность ассортимента  товаров и необходимость их  предварительной подготовки в  соответствии с требованиями  розничных торговых предприятий  и организаций;

 – размещение и  специализация розничной торговой  сети и состояние ее материально-технической  базы;

 – минимальные транзитные  нормы отгрузок товаров;

 – обеспеченность  складскими площадями (емкостями);

 – развитие прямых  договорных связей между производством,  розничной торговлей и внерыночными  потребителями.

 

 

1.2. Функции оптовых торговых  организаций

      Оптовая  торговля выполняет целый ряд  важных функций, дополняющих ее  центральную распределительную  функцию между производителями  и потребителями.

      Переориентация  оптовой торговли в целях и  функциях создает условия для  углубления реформ в торговле, обеспечивает стратегическую стабильность  потребительского рынка.

      На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:

1. Интегрирующая - обеспечение взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта;

2. Оценочная - определение уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;

3. Организующая и регулирующая - обеспечение рационального построения экономических систем.

      На микроуровне функции оптовой торговли делятся на две группы:

        1. По  отношению к клиентам-покупателям;

        2. По  отношению к клиентам-поставщикам.  Функции оптовых предприятий  по отношению к клиентам-покупателям:

 – оценка потребностей  и спроса, сглаживание цен;

 – преобразование  промышленного ассортимента в  торговый ассортимент;

 – накопление и  хранение товарных запасов;

 – концентрация товарной  массы;

 – доработка, доведение  товаров до требуемого качества;

 – кредитование;

 – фасовка, упаковка, доставка товаров;

 – информационное  и консалтинговое обслуживание.7

      Оптовые  предприятия обеспечивают значительную  экономию издержек обращения  в рознице. Розничные предприятия  освобождаются от закупок товаров  у множества производителей. Кроме  того, снижаются затраты, связанные  с хранением, формированием ассортимента  товаров и их доставкой.

      Хранение  товаров обходится значительно  дешевле, чем их размещение  в розничной сети.

      Функции  оптовых предприятий по отношению  к клиентам-поставщикам:

 – концентрация коммерческой  деятельности;

 – поддержка процесса  перехода прав собственности  на товар;

 – инвестиционное  обеспечение процесса товародвижения;

 – маркетинговое обслуживание;

 – минимизация коммерческого  рынка.

      Организация  хозяйственных связей по поставкам  товаров в значительной степени  зависит от того, как оптовые  звенья будут выполнять вышеперечисленные  функции.

      Оптовые  предприятия должны привлекать  розничные торговые предприятия  по поставке товаров. Привлекательность  оптовых предприятий зависит  от уровня обслуживания, который  они предлагают своим клиентам. Уровень обслуживания в опте  зависит от следующих факторов:

 – скорость выполнения  заказа;

 – возможность срочной  доставки товара по специальному  заказу;

 – готовность принять  обратно поставленный товар;

 – обеспечение различных  партий отгрузки;

 – использование подходящего  вида транспорта;

 – использование высокоэффективной  службы сервиса;

 – наличие хорошей  складской сети;

 – уровень цен на  товары и услуги;

 – достаточность уровня  товарных запасов.

      При выборе  конкретного оптового предприятия  клиенты должны иметь определенную  информацию о нем. К такой  информации относятся данные  о зоне действия и ассортименте  товаров оптовика. Коммерческое  предложение оптового предприятия  определяется продолжительностью  работы на данном рынке. Большую  роль играет техническая оснащенность  и организация технологических  процессов на складе, наличие  удобных подъездных путей к  складам, система учета складских  запасов. Немаловажное значение  имеет отношение к данному  оптовику со стороны его коллег, умение привлекать новых клиентов, средний возраст руководящего  персонала и его профессионализм.  Очень важно учитывать политику  цен, которую ведет оптовик  и структуру его капитала.

      Торгово-посреднические  оптовые фирмы в юридическом  и хозяйственном отношении не  зависят от производителя и  потребителя товаров. Они действуют  в целях извлечения прибыли.

      Прибыль  возникает двумя путями:

 – в результате  разницы между ценами закупки  товаров у производителей и  ценами, по которым эти товары  продаются оптовым покупателям;

 – в виде вознаграждения  за предоставленные услуги по  продвижению товаров на рынок.

      Экономическая  целесообразность посредничества  обусловливается возникновением  и развитием целостных хозяйственных  систем, в которых между производителем  продукции и потребителем возникает  целый ряд материальных процессов.  К ним относятся: затаривание, маркировка, комплектация, погрузка, транспортировка, перевалка, складирование, подготовка к продаже, погрузка и пр. Поставщикам легче поручить исполнять эти операции посреднику — оптовому звену, чем самим заниматься их выполнением.8

      Торговое  посредничество в экономическом  смысле - довольно широкое понятие.  Оно включает большой круг  услуг:

 – подыскание контрагента;

 – подготовку и  совершение сделки;

 – кредитование сторон;

 – выполнение транспортно-экспедиционных  операций;

 – страхование товаров  при транспортировке;

 – выполнение таможенных  операций;

 – проведение рекламных  и других сбытовых операций  по продвижению товаров на  рынок;

 – осуществление технического  обслуживания рынка.

      В последние  годы развитию оптовой торговли  способствует ряд заметных тенденций  в экономике:

 – увеличение объемов  производства впрок, а не для  выполнения уже поступивших конкретных  заказов;

 – рост массового  производства на крупных предприятиях, удаленных от основных потребителей  готовой продукции;

 – увеличение числа  уровней промежуточных производителей  и потребителей;

 – обострение необходимости  приспосабливать товары к нуждам  промежуточных и конечных потребителей  с точки зрения количества, качества, разновидностей и упаковки.

      Таким образом,  можно сделать заключение что,  оптовая торговля является не  просто посредником между производством  и розничными торговыми предприятиями  — она должна выступать активным  организатором как по отношению  к производству так и к розничной торговле. От деятельности оптовой торговли во многом зависит состояние и совершенствование всей торговли.

 

 

Глава 2. Теоретические основы организационной структуры оптовой  торговой организации

2.1. Закономерности и принципы  формирования организационных структур  управления коммерческой деятельности

      Наука об  организации предприятия выделяет  два основных понятия:

      Организационная  структура компании:

      Цель организационной  структуры - разделение общей  задачи компании на отдельные  подзадачи и рациональное объединение   этих подзадач в виде  ответственных  за их выполнение должностей, а также обеспечение их скоординированного  взаимодействия.

      Организация  процессов:

      Классическим  предметом организации процессов  является подробная разработка  рабочих процессов, обеспечивающая  объединение сформулированных подзадач  с точки зрения очередности,  продолжительности и места их  реализации.

      Таким образом,  в классической концепции все  важные решения: способ организации  труда, система управления, полномочия  и сферы ответственности должностей, принимаются на этапе формирования  организационной структуры. На  последующем этапе организации  процессов осуществляется детальная  проработка процессов в рамках  ранее определенных структур.

Информация о работе Теоретические основы организационной структуры оптовой торговой организации