Теоретические основы функций управления в системе инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

. Цель выпускной работы состоит в раскрытии основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии. В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие и содержание основных функций менеджмента;
– провести анализ основных функций менеджмента: планирования,
организации, мотивации, координации и контроля

Содержание

Введение
Глава 1
1. Теоретические основы функций управления в системе инновационного менеджмента стр.6
1.1 Понятие и содержание функций инновационного менеджмента стр.6
1.2 Планирование стр.11
1.3 Функция организации стр.16
1.4 Мотивация как функция управленческого процесса стр.19
1.5 Сущность функции координации стр.26
1.6 Характеристика контроля как функции инновационнго менеджмента организаций стр.27
Глава 2
2. Организационная функция стр.29
2.1 Мотивация персонала и клиентов предприятия стр.31
2.2 Организация контроля стр.35
2.3 Планирование развития деятельности предприятия стр.37
Заключение стр.41
Список использованных источников стр.44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.20 Кб (Скачать файл)

Контроль – это  процесс, обеспечивающий достижение целей  организации. Он необходим для обнаружения  и разрешения возникающих проблем  раньше, чем они станут слишком  серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит  из установки стандартов, изменения  фактически достигнутых результатов  и проведения корректировок в  том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.Контроль – это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.Первый этап процесса контроля – это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.Следующий этап – измерение результатов – является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.

Такими действиями могут быть изменения некоторых  внутренних переменных системы, изменение  стандартов или невмешательство  в работу системы.Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации.К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.Контроль часто оказывает сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации.Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят [5].Таким образом, контроль представляет собой функцию менеджмента, которая помогает изучить положение дел в организации и позволяет скорректировать планы. Главная цель контроля состоит в том, чтобы, не выпуская из поля зрения весь процесс воспроизводства и занятых в нём людей, своевременно фиксировать как позитивные, так и негативные моменты выявить на возможно раннем этапе неблагоприятное развитие событий для того, чтобы предпринять определённые меры в целях повышения эффективности деятельности организации.Четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Принятие решений  – это выбор того, как и что  планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих  чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

2.4 Мотивация  персонала и клиентов предприятия

Необходимая компетентность персонала, выполняющего работу, которая  влияет на качество продукции, определяется в должностных и рабочих инструкциях.

Целью подготовки кадров является обеспечение предприятия  квалифицированными кадрами и осуществления  их обучения на производстве.

Подбор персонала  и мотивирование его на эффективную  и результативную работу являлась одним  из важнейших звеньев работы. Сущность функции мотивации заключается  в том, чтобы персонал предприятия  выполнял работу в соответствии с  делегированными ему правами  и обязанностями и сообразуясь  с принятыми управленческими  решениями.

Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп. Располагая потребности в виде строгой иерархической  структуры, Маслоу показывал, что потребности  низших уровней (физиологические и  потребности в безопасности) требуют  первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность  более низкого уровня (причём обязательно  полностью). Социальные потребности  – потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей. Гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства предприятия, вознаграждение, социально-психологический  климат на предприятии являлись как  основные факторы мотивации. Менеджеру  необходимо составить перечень гигиенических  и, особенно, мотивирующих факторов и  дать сотрудникам возможность самим  определить и указать то, что они  предпочитают.

Особая роль отводилась стимулированию как функции связанной  с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов. Стимулирование обеспечивает работников в повышении  результатов своего труда. Эта функция  использовалась для морального имматериального  поощрения работников в зависимости  от качества и количества затраченного труда. Кроме того эта функция  обеспечивала заинтересованность в  достижении высокой эффективности  работы всего предприятия. Предполагает создание условий, при которых в  результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более  эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объём работ, чем было оговорено заранее.

На любом предприятии  необходим механизм внешнего воздействия  на трудовое поведение работников.                                                                                        Хотя стимулы и побуждают человека трудиться, но их одних ещё недостаточно для производительного труда. Система символов и мотивов должна опираться на определённую базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работников в трудовые отношения предполагает, что он за заранее оговорённые вознаграждения должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет ещё места. Здесь сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований.

Таких наказаний, связанных  с потерей материальных благ должно быть как минимум два: частичная  выплата вознаграждения или разрыв трудовых отношений. Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит  при неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.                                                  Дисциплина несёт в себе элементы принуждения, ограничения свободы действий. Однако грань между контролированием и стимулированием условна и подвижна, т. к. работник с сильной мотивацией обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как с собственным нормам поведения. Система стимулирования вырастает как бы из административно-правовых методов управления, но не заменяет их т. к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования – не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше того), что обусловлено трудовыми отношениями.                                                                                Рассмотренная система стимулирования на предприятии включает в себя не только меры поощрения, но и обоснованную систему санкций, применяемых для наказания в случае нарушения норм поведения и причинения коллективу или обществу материального ущерба, (лишение премии, перевод на другую работу).

Система стимулирования труда:

1. Материальное  денежное стимулирование.

Деньги – это  наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым предприятие может  вознаградить сотрудников.

2. Материально-социальные  стимулы.

К ним относят:

Создание необходимых  условий высокопроизводительного  труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную  освещённость, темп, режим труда и др.Возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие – только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.Стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно – эмоциональные перегрузки.                                                                         Улучшение отношений в коллективе.

К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего  на состояние работающих, относят  авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным  и другим свойствам, наличие влиятельных  лидеров в неофициальных группах  и отношение этих лидеров к  производственным задачам, стоящим  перед коллективом и.т. п.

Продвижение по службе.

Один из наиболее действенных стимулов, т. к. во-первых, при этом повышается оклад; во вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становиться причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвёртых, повышает доступ к информации.

Морально-психологические  стимулы.

Эти стимулы ориентированы  на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного  выполнять производственные функции. В отличие от вышеописанных стимулов, моральные являются внутренними  стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека.

Гуманизация отражает социальный характер менеджмента и  роль человеческого фактора как  объекта менеджмента. Гуманизация  касается этики деятельности, природы  и механизмов воздействия как  одной из сторон социальной деятельности человека. С помощью функции гуманизации  формируется и развивается культура фирмы, культура управления.

Корпоративность –  новая функция менеджмента –  включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, её социально-психологического климата.Учитывая это, менеджеры предприятия создавали все необходимые условия для персонала [36].                                                                              2.5 Организация контроля                                                                                  Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей предприятия. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.Контроль – это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идёт и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или стекло отведенное для нее время.Для менеджеров предприятия очень важно не только отдавать приказы и распоряжения обсуживающему персоналу, сколькооценивать успешность выполнения намеченных предприятием планов.Контроль на любом предприятии призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всего предприятия.Менеджмент качества является частью общего менеджмента, скоординированной деятельностью по руководству и управлению организацией применительно к качеству [38].                                     Принцип действия системы менеджмента качества:– не делать уступок, снижающих качество на всех стадиях производства продукции и процессов, тотальная борьба на всех уровнях с причинами возникновения несоответствий;

Информация о работе Теоретические основы функций управления в системе инновационного менеджмента