Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:46, реферат
Менеджер по Теории X, как правило, считает, что всё должно заканчиваться возложением ответственности на кого-нибудь. Он считает, что все предполагаемые работники ищут выгоды для себя. Как правило, такие руководители полагают, что единственная цель заинтересованности сотрудников в работе — это деньги. В большинстве случаев они обвиняют в первую очередь человека, не ставя вопрос о том, что, может быть, винить надо систему, стратегию или отсутствие подготовки.
Коллективное
принятие решении (если феномен, описываемый
Оучи, вообще существует) и коллективная
ответственность являются реакцией (а
не равным ей стимулом) на отсутствие специализации,
пожизненный найм и характер продвижения
по службе в японских фирмах, построенных
па постулатах теории Z. При этом некомпетентные
руководители оказываются под защитой
своих подчиненных. Дело в следующем: если
менеджер, не обладающий особыми талантами,
автоматически переводится на работу,
в которой он некомпетентен, он не сможет
ни принимать нужные решения, пи отвечать
за свою работу. Ему не останется ничего
иного, как только положиться на подчиненных,
следствием чего и станут названные коллективное
принятие решении и коллективная ответственность.
Они будут не столько стимулом к тесным
связям и доверию, сколько побочными продуктами
принятой у японцев практики пожизненного
найма и безликости любой карьеры. Их функция
будет состоять в защите иерархических
взаимоотношений, призванных способствовать
производственным целям организации.
(Sullivan, 1983, р. 138)
По мнению Салливана, Оучи не дает сколько-нибудь точного изображения того, что происходит на деле в японских организациях. Он пишет ие о том, что происходит, но, скорее, о том, что, по его мнению, должно происходить. Экстраполируя результаты своего анализа, Оучи создает теорию, которая недостаточно обоснована эмпирически и потому может принести американскому бизнесу больше вреда, чем пользы. И, наконец, Салливан высказывает сомнения относительно японских корней теории Z. Он скорее склонен считать ее плодом западного мышления и видит ее истоки в трудах Эмиля Дюркгсима. Салливан пишет:
Теория
Z, вопреки заявлениям Оучи, не может
возникнуть в условиях Японии. Японские
фирмы воплощают лишь отдельные ее части
и аспекты. Например, для японских фирм
крайне важным является взаимное доверие...,
другой их характерной особенностью, обусловленной
необходимостью достижения цели, являются
коллективистские социальные взаимоотношения.
Тем не менее, теория Z как таковая скорее
может быть названа современной вариацией
управленческой теории, разработанной
в рамках структуралистской социологии
труда Дюрктейма, нежели теорией развития
японской организации.
(Sullivan, 1983, р. 139)
Хотя книга Оучи "Theory Z: How American Business Can Meet the Japanese Challenge" стала бестселлером о японском менеджменте, она, тем не менее, была всего лишь одной книгой из тысячи книг и статей на эту тему, появившихся в начале восьмидесятых. В 1984 г. Дж. Бернард Киз и Томас Р. Миллер из Memphis State University опубликовали статью в Academy of Management Review, в которой они попытались "систематизировать и прояснить то, что было известно о японском менеджменте". Приступая к решению этой задачи, они замечают, что многие исследователи японского менеджмента зачастую избирали предметом своего рассмотрения какой-то один фактор, пренебрегая всеми остальными. Они пишут:
Конкурирующих
гипотез более чем достаточно..
(Kei/s and Miller. 198-1, р. 342)
Киз и Миллер распределяют различные конфликтующие теории но более или менее самоочевидным категориям (таким, как "производственный менеджмент", "кружки качества", "статистический контроль качества", "долгий срок - практический результат" и "принятие решений"), превалирующим в работах тех или иных авторов. Затем рассматривают теории, авторы которых "стремятся к созданию более сложных моделей, учитывающих не один, а несколько факторов". Эти теории Киз и Миллер определяют как "попытки создания интегральных моделей японского менеджмента". К этой категории они относят и теорию Z Оучи. Не отрицая значимости его работы, Кпз и Миллер, тем не менее, выражают согласие с критикой как Ингленда, так и Салливана. Они цитируют и приговор, вынесенный теории Z Гиббни: "Оучи представил нам хромированный набор поспешных умозаключений, заявлений типа рекламных слоганов и выкладок из области социологии бизнеса, построенных на том, что имеет больше оснований называться модифицированной техникой игры в "дартс", чем исследованием" (Gibney, 1981, р. 17). Миллер приходят к заключению, что "существующие работы не позволяют понять сущности японской эффективности. Более того, представляется весьма маловероятным и то, что новые теории, основанные на учете одного или двух факторов, смогут объяснит!) успех японской экономики; панацея продолжает оставаться иллюзией". Они настаивают на том, что для более успешного "копирования, использования и внедрения японской системы управления на американских предприятиях" необходимо, прежде всего, "лучше понять внутреннюю взаимосвязь ее элементов" (Keys and Miller, 1984, pp. 351-352).
Разумеется, японские
компании осуществляли инвестиции не
только в США, но и во многие страны
Запада, и прежде всего, в Великобританию,
правительство консерваторов
Японизация
позволяет успешно управлять условиями,
создаваемыми системой "малоотходного"
производства... Японизация... - это комплексный,
но логичный процесс, обладающий не только
техническими, но и социальными и политическими
аспектами. Ее нельзя сводить к одному
лишь переносу японских методов управления,
поскольку при этом принижается значение
не менее важного вопроса о том, каким
образом должны сочетаться различные
стратегии компании... Мы полагаем, что
в основе успеха ведущих корпораций Японии
лежит их способность управлять внутренними
и внешними связями более эффективно,
чем у подавляющего большинства их западных
конкурентов, чему в немалой степени способствуют
социально-экономические условия Японии.
Если у японского успеха и есть "секрет",
он состоит в совместной деятельности
всей созданной системы в целом, а не в
специфике ее отдельных частей.
(Oliver and Wilkinson, 1992, р. 88)
Резюме
Работа Оучи может рассматриваться как
одна из попыток-мыслителей, занятых изучением
западного менеджмента, объяснить феноменальный
успех японской индустрии. Его точка зрения,
в соответствии с которой повышение производительности
может достигаться благодаря одному лишь
усилению вовлеченности работников в
организацию, представляется весьма спорной.
Ирония заключается в том, что радикальная
перестройка многих производств, вызванная
их японизацией, зачастую приводила не
к повышению, но, напротив, к понижению
уровня их защищенности. Амбициозная схема
Оучи, призванная, по его мысли, стать панацеей
для все более атомизирующегося общества,
с учетом стремительного роста безработицы
в 80-е гг., представлялась еще более нереальной.
Eе о анализ страдает упрощенчеством, ибо
Оучи пытается представить дело так, словно
человеческий фактор имеет в данном случае
большее значение, чем технические аспекты
проблемы. Его представление о том, что
организационные структуры японского
бизнеса мягкие, а не иерархичные, бюрократичные
или зачастую авторитарные, очевидно искажено.
Тем не менее, в работе Оучи есть ряд интересных
положений, в том числе и мысль о значении
доверия. Питер Уикенс в своей последней
книге "The Ascendant Organization" ("Восходящая
организация") пишет: "Оучи то и дело
возвращается к своей центральной концепции
доверия. Это проявляется в его призывах
к переносу внимания скорее к сфере человеческих
отношений,... к акценту на долговременные
отношения с клиентами и на справедливое
вознаграждение, чем к рентабельности".
Тем не менее, как пишет Уикенс, "основная
проблема с книгой Оучи состоит не в том,
что она содержит, а в том, чего она не содержит.
Он практически игнорирует чрезвычайно
развитую "контролирующую" культуру
Японии" (Wickcns, 1995, pp. 28-29).