Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:08, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА
1.1. История возникновения и развития монополии
1.2. Причины существования монополий
1.3. История возникновения и развития монополии в России
2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
2.1. Международные монополии
2.2. Естественные монополии. Понятие естественной монополии
2.3. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблемы становления
3.2. Антимонопольное законодательство за рубежом
3.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Московский
Государственный Университет
Курсовая работа
По курсу
микроэкономики на тему «Теория монополии
и проблема рыночной власти»
Выполнила студентка группы 02-01-10
Кухарева Е.Л.
Проверила преподаватель
Зорина В.В.
Москва 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА
1.1. История возникновения и развития монополии
1.2. Причины существования монополий
1.3. История возникновения и развития монополии в России
2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
2.1. Международные монополии
2.2. Естественные монополии. Понятие естественной монополии
2.3. Воздействие естественных
монополий на реформируемую
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Система государственного
регулирования естественных
3.2. Антимонопольное законодательство за рубежом
3.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
При анализе монополии
важно учитывать
Формирование и
рост монополий исторически
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА
1.1 История возникновения и развития монополий
История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».
Однако, только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.
История монополий
неразрывно связана с развитием
тех процессов, которые на каждом
этапе ускоряли рост монополизации
хозяйства, придавая ему новые формы.
К числу важнейших из них относятся
рост акционерной собственности; новая
роль банков и развитие системы участия;
монополистические слияния, как
способ централизации капитала; эволюция
форм капиталистических объединений
и новейшие формы объединений. Каждый
из этих процессов имеет
Существует два
способа образования монополий:
посредством капитализации
Методы концентрации
и централизации капитала, применявшиеся
в XIX веке, не обеспечивали достаточного
сосредоточения капитала для эффективного
массового производства. Концентрация
производства, создание новых крупнейших
заводов и фабрик требовали резкого
расширения рамок капиталистической
собственности. Способы такого быстрого
расширения размеров капиталистической
собственности, находящейся под
единым контролем, существовал давно,
но лишь под влиянием быстрого роста
производительных сил они получили
широкое распространение и
Важнейшая сторона
развития монополий связана с
новой ролью банков и других финансовых
институтов с так называемой системой
участия. Рост концентрации производства
и капитала постоянно усиливал необходимость
расширения роли банков, заставляя
промышленные компании искать с банками
прочных связей для получения
долгосрочных ссуд, открытия кредита
в случае изменения экономической
конъюнктуры. Банки из скромных посредников
превратились во всесильных монополистов.
Это означало формальное создание «общего
распределения средств
Важной формой создания
отраслевых и межотраслевых
Быстрый рост размеров
капитала обеспечивался также усилением
централизации, происходившей в
форме слияний независимых
Развитие концернов
было обусловлено процессами комбинирования,
необходимостью более тесной кооперации
различных производств, что требовало
более централизованного
Важной характеристикой
монополий второй половины XX века является
их выход на международную арену
не только в сфере торговли, но и
непосредственно в
Развитие всех видов
монополистической концентрации неуклонно
ведет к тому, что все большая
часть национального дохода и
национального богатства стран
сосредотачивается в руках
1.2 Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
Информация о работе Теория монополии и проблема рыночной власти