Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:08, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА
1.1. История возникновения и развития монополии
1.2. Причины существования монополий
1.3. История возникновения и развития монополии в России
2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
2.1. Международные монополии
2.2. Естественные монополии. Понятие естественной монополии
2.3. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблемы становления
3.2. Антимонопольное законодательство за рубежом
3.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная особенность
антитрестовского законодательства США
заключается в принципе запрета
монополий как таковых, то есть признания
их незаконными изначально, в то
время как западноевропейское антимонопольное
законодательство строилось на принципе
регулирования
Кроме этого, американские
суды со временем стали использовать
и другие средства регулирования
конкуренции, что в целом открыло
для них и возможность более
гибкого подхода к
Однако сам режим
антитрестовского регулирования время
от времени претерпевает определенные
изменения (смягчение или ужесточение),
связанные с различными факторами,
в частности со сменой экономической
политики после прихода к власти
определенной администрации, ослаблением
или усилением государственного
вмешательства в дела частного сектора.
Преобладающей в настоящее
Ярким примером страны
с европейской системой патентного
законодательства является Великобритания.
В целом оно либеральнее
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.
С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика “дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма.
Как указывалось выше,
антимонопольное
Опыт законодательства
промышленно развитых стран свидетельствует
о различных источниках правового
регулирования пресечения недобросовестной
конкуренции и
3.3
Государственный
контроль за монополистической
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее сложна ситуация
с государственным контролем
за монополистической
Основная задача Комиссии
по монополиям и слияниям заключается
в проведении расследования и
составления докладов по поводу наличия
(или возможности
Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.
В США главную работу
по государственному контролю за монополистической
деятельностью проводит антитрестовский
отдел Министерства юстиции, который
наделен полномочиями возбуждать судебные
дела против лиц, которые нарушают антитрестовское
законодательство. Кроме Министерства
юстиции проведение государственного
контроля за соблюдением антитрестовского
законодательства осуществляет Федеральная
торговая комиссия. Вместе с тем
следует отметить, что основная нагрузка
в проведении этих мероприятий падает
на федеральные суды и, в первую очередь,
на Верховный суд США, который
оценивает законность или недействительность
тех или иных ограничительных
условий в договорах или
В ФРГ государственным
регулированием рыночных отношений, которое
ведет к смягчению
Во Франции контроль
за монополистической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и сомоорганизующимся рынком.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Курс экономической теории. Учебное пособие.
С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год
Дж.Вильсон, В.Цапелик.
«Естественные монополии
В.Миронов, А.Зимогляд,
А.Яковлев «Российский
«Обуздаем ли монополии»// Российская газета 1994 года 9 июля.
В.Ершов «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета 1994 год 1 февраля.
Государственно-
Большая советская энциклопедия.
Краткий экономический словарь.
См. Мозолин В., Кулагин М. “Граждонское и торговое право капиталистических стран”, М., 1980 г.,
См. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии”
“МЭ и МО”, 1994 г., №7,
12. Рузавин Г., Мартынов В. “Монополии и несовершенная конкуренция”
Курс рыночной экономики, М., 1994 г.
13. Самуэльсон П. “Экономикс”.
14. Чемберлин Е.
“Теория монополистической
15. Сальников Е.
“Монополия: вчера, сегодня, завтра”
Информация о работе Теория монополии и проблема рыночной власти