Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:18, доклад
Территориальные проблемы муниципального управления и их решения.
Поскольку экономическое развитие более динамично, чем административно-территориальное деление, то зачастую существующее административно-территориальное деление отражает вчерашний и позавчерашний день развития экономики: центрами регионов остаются города, бывшие индустриальными центрами в XIX в., границы регионов совпадают с бывшими, но не сегодняшними границами экономических районов.
На это накладывается еще одна проблема, наиболее характерная для начала 1990-х гг., когда регионы России стремились «огосударствить» и свои административные границы с другими регионами, закрывая доступ товаров и затрудняя перемещения людей. Эти проблемы, как правило, становятся более выпуклыми в моменты обострения экономических кризисов – таких, как «черный вторник» 1994 г., дефолт 1998 г.
Все это показывает, что, вопреки мнению сторонников органической теории о сугубо формально-юридической роли административных границ, они и сегодня остаются барьером на пути межрегиональных и межрайонных связей. Эти границы нередко становятся «полосой обезлюживания», откуда уходит население, исчезает инфраструктура, осложняется транспортная связь (существуют, в частности, многочисленные конфликты регионов по поводу строительства дорог, и любой, кто проезжал по российским дорогам, чувствовал на себе границы между субъектами федерации).
В современной России проблема
границ осложняется еще и тем,
что внутригосударственные
С проблемой территориального
управления напрямую связано и развитие
городских агломераций. Современные
городские агломерации выходят за рамки
существующих административных образований,
тем самым обессмысливая существующую
сетку административно-
Для нас в Нижегородском регионе, в частности, небезынтересно, что развитие городских агломераций меняет взаимоотношения Нижегородской области с соседней Владимирской. Пределы влияния Нижнего Новгорода не совпадают не только с границами города (в реальности практически сформировалась агломерация Нижний Новгород – Дзержинск – Бор – Кстово, однако в административном отношении это четыре разных управленческих звена), но и с границами области (так, населенные пункты по линии Гороховец – Вязники уже давно тяготеют не к собственному областному центру – Владимиру, а к Нижнему Новгороду). В то же время север области (до 1929 г. и не относившийся к Нижегородскому региону) не вполне контролируется влиянием Нижнего Новгорода, а обращен скорее к Кирову.
Однако при этом Мордовия,
Чувашия – самостоятельные
Специалисты выделяют, помимо
того, такие агломерации, располагающиеся
в разломах между федеральными округами,
как «реальный комплексный
Несовпадение естественных и административных границ мы можем наблюдать и во внутригородском управлении. В течение ХХ в., по мере нарастающей урбанизации, крупнейшие города России, города-миллионники, распространили сферу своего влияния далеко за пределы своих исторических центров, причем проблема несоответствия между официальными границами города и расширением его сферы влияния решалась, как правило, административным путем, с помощью правительственных постановлений о расширении границ городской территории.
Подобное развитие мы можем наблюдать и в Нижнем Новгороде, где на протяжении всего советского периода, после образования в 1929 г. «большого Нижнего Новгорода» и строительства индустриальных гигантов первой и второй пятилеток, развивался в основном не его исторический центр, т.е. собственно Нижний Новгород, а вновь присоединенные территории, бывшие города (Сормово и Канавино), поселки и села губернии. Не случайно в Нижнем Новгороде исторически сложившиеся жилые районы (Щербинки, Кузнечиха, Верхние Печеры, Мещера и др.) практически никогда не совпадают с сеткой официального районирования.
Выводы:
1. Система территориального управления Российской Федерации характеризуется наличием целого ряда проблем, главной из которых является несоответствие административных, экономических, этнических и политических границ территорий.
2. Одной из важнейших управленческих проблем остается отсутствие органов управления средними, промежуточными звеньями территорий: между федерацией и областью, областью и районом, районом и сельсоветом, а также органов управления городскими агломерациями, в то время как в реальном политическом процессе сложились устойчивые связи на этих мезо- и микроуровнях.
3. Одним из возможных путей разрешения противоречий в территориальном управлении является создание новых административных центров, как в масштабе всего государства, так и на уровне его субъектов, не отягощенных иными, прежде всего, экономическими функциями.
4. Необходимость реформы территориального деления и территориального управления диктуется наличием комплекса противоречий и проблем в территориальном устройстве, которые требуют системного подхода в их устранении. Та система территориального управления, которая сложилась в современной России, не позволяет реализовать потенциальные управленческие возможности; она далека от оптимальности и малоэффективна.
Информация о работе Территориальные проблемы муниципального управления и их решения