Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:49, курсовая работа
Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
• выработку и постановку цели;
• изучение проблемы на основе получаемой информации;
• выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
3) обеспечение
системности, т. е. учет
4) автоматизация учета на основе компьютерной техники;
5) обеспечение
преемственности,
6) использование
результатов учета в
Контроль. Если в основном ведется учет количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Во-первых, может проводиться контроль количественных показателей и качественных требований, документов и других предметов труда; во-вторых, он может осуществляться в различные периоды. 23
Контроль можно классифицировать по следующим признакам:
а) стадия жизненного цикла товара — контроль на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объектам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта;
б) объект контроля — предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
в) стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, ее транспортировки и хранения;
г) исполнитель — самоконтроль, контроль со стороны менеджера, контрольного мастера, отдела технического контроля, инспекционный, государственный и международный контроль;
д) возможность
дальнейшего использования
е) принимаемое решение — активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;
ж) степень охвата объекта контролем — сплошной и выборочный контроль;
з) режим контроля — усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
и) степень механизации — ручной, механизированный, автоматизированный и автоматический контроль;
к) время контроля — предварительный, текущий и заключительный контроль;
л) способ получения и обработки информации — расчетно-аналитический, статистический и регистрационный контроль;
м) периодичность выполнения контрольных операций — непрерывный и периодический контроль.
Нормативы контроля устанавливаются на стадии планирования. Они должны быть обоснованными и выполнимыми, иметь некоторый резерв, "буферный" запас. При составлении плана контроля ранее установленные нормативы могут быть скорректированы, так как на этой стадии управления имеется больше информации, чем на стадии планирования. Методы измерения фактических значений нормативов контроля должны быть максимально автоматизированными, обеспечивающими оперативность и однозначность прочтения результатов контроля. Если какой-либо норматив не выполняется, то необходимо тщательно проанализировать ситуацию и своевременно внести изменения в нормативы, чтобы потом не оказаться перед фактом срыва целей фирмы. 24
Мотивация. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация — это процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.
Первый метод мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется и в настоящее время.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. В основе современных концепций мотивации лежат работы Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Давида МакКлелланда.
По теории Маслоу,
все потребности можно
В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе, сексуальные потребности.
Потребности в безопасности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Социальные
потребности — это понятие, включающее
чувство принадлежности к какой-либо
общности, чувство социального
Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Перечисленные потребности удовлетворяются различными методами.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней (вторичных потребностей).
Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться.
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
4. Не старайтесь
разрушить возникшие
5. Создавайте
условия для социальной
Потребности в уважении
1. Предлагайте
подчиненным более
2. Обеспечьте
им положительную обратную
3. Высоко оценивайте и поощряйте результаты, достигнутые подчиненными.
4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
5. Делегируйте
подчиненным дополнительные
6. Продвигайте
подчиненных по служебной
Потребности в самовыражении
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую полной отдачи.
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Кроме теории Маслоу, в настоящее время находят применение содержательные теории мотивации МакКлелланда и Герцберга.
Стимулирование.
Стимулирование потребителей осуществляется
с применением следующих
• распространение образцов среди потребителей бесплатно или на пробу по принципу "в каждую дверь", по почте, раздача в магазине, бесплатное приложение к другому образцу, к рекламным материалам и др.;
• купоны, дающие право потребителю на оговоренную экономию при покупке конкретного товара. Их можно рассылать по почте, печатать в газетах, рекламных приложениях;
• упаковки по льготной цене, когда по сниженной цене продают один вариант расфасовки товара (например, две пачки по одной цене, зубная щетка и бесплатная паста);
• премии — это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Премия может находиться и внутри упаковки;
• конкурсы с бесплатной выдачей приза;
• зачетные
талоны — это специфический
вид премии, которую получают
потребители при совершении
• экспозиции и демонстрации товара в местах его продажи и другие методы стимулирования.
Стимулирование сферы торговли осуществляется с применением следующих методов: зачеты за покупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых конкурсов дилеров, выдача премий и др.
Стимулирование
торгового персонала
Регулирование. Это функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды.
Главными факторами
внешней среды, влияющими на качество
решения и эффективность
1) темпы научно-технического
прогресса в области
2) новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;
3) политика поставщиков;
4) рыночная стратегия конкурентов;
5) государственная
политика в области
6) ценовая политика;
7) другие факторы
инфраструктуры рынка,
Фирма оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:
• изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы;
• факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;
• факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы.
Результаты анализа семи перечисленных факторов внешней среды вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план фирмы и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.
Разработка и принятие решения – это, по существу, выбор из нескольких возможных решений данной проблемы. Варианты принимаемых решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими. Признаком научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего варианта решений из нескольких возможных. Окончательное решение проблемы наступает после «проигрывания» различных вариантов, группировки их по значимости , отклонения заведомо непригодных и нереальных. Следует также остерегаться стремления ускорить процесс принятия решений, что влечёт за собой подчас неточности и искажения в принимаемых решениях. Выбирая окончательный вариант решения, необходимо учитывать огромное множество различных влияний и возможностей просчёта, объясняемого как субъективными данными самого работника, так и некоторыми объективными данными самого механизма точности расчётов. Руководитель должен учитывать, что в практической, реальной действительности редко возникает возможность осуществления лишь одного варианта, который имеет явное и значительное преимущество перед другими . Принимая окончательное решение , необходимо предвидеть также возможность лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения, а поэтому рекомендуется предварительно запланировать вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого решения могут быть проведены взамен намеченным
Библиографический список
1.Балдин И.В. Менеджмент: пособие
И.В. Балдин, Г.Е. Ясников. – Мн.: БГЭУ, 2007.
– 306 с.
2.Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам А.А. Брасс. – Мн.: Соврем. шк., 2006. – 348 с.
3.Вачугов Д.Д.
Основы менеджмента: учебник
4.Воробьев Л.А. Менеджмент организации. - Мн.: Дизайн ПРО, 2008. – 389 с.
5.Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2009. – 624 с.
6.Гончаров В.И. Менеджмент предприятия. В 2 ч. Ч. 1 /Вил Иванович Гончаров. – Мн.: Изд-во МИУ, 2008. – 244 с.
7.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие Н.И. Кабушкин - 8-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2005. – 336 с.
8.Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. – 352 с.
9.Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА-М), 2006. – 568 с.
10.Менеджмент на промышленном предприятии Авторы: Л.И. Кошкин, А.Е. Хачатуров, И.С. Булатов. – М.: Эколайн, 2007. – 358 с.
11.Менеджмент: Учебн. пособие для ВУЗов Под ред. Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008. – 278 с.
12.Организация управленческого труда. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 369 с.
13.Основы менеджмента В.Р.Веснин. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: ООО «Т.Д. «Элит-2000», 2007. – 560 с.
14.Румянцева З.П., Соломатин Н.А. Менеджмент организации; М.: Инфра-М, 2006
15.Войстрик Н. "Кадровик. Управление персоналом" - 2006г. №1. стр.14.
16.Основы менеджмента: современные технологии. Учебно-методическое пособие. Под ред. проф. М.А. Чернышева. – М.: ИКЦ «МарТ», 2009. – 369 с.
17.Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2007. – 304 с.
18. Смирнов Э. А. Разработка Управленческих решений . – М.: Юнити-Дана, 2009. –278 с.
19.Фатхутдинов Р.А Производственный менеджмент. - М: Юнити, 243 с.
20. Федорова Н.В, Минченкова О.Ю. Управление персоналом. – Москва.: Кнорус, 2013.- 430 с.
21.Юкаева В.С.Управленческие решения.- 4-е изд.- Москва: «Дашко и К», 2009. – 322 с.
на A
1Балдин И.В. Менеджмент: пособие И.В. Балдин, Г.Е. Ясников. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 306 с.
2 Смирнов Э. А. Разработка Управленческих решений . – М.: Юнити-Дана, 2009. –278 с.
3 Смирнов Э. А. Разработка Управленческих решений . – М.: Юнити-Дана, 2009. –278 с.
4 Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2005. – 289 c.
Информация о работе Технология разработки управленческих решений