Типология конкурентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:53, доклад

Краткое описание

Конкуренция — это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Конкуренция — самый эффективный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

типология конкурентов.docx

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Типология конкурентов

Конкуренция — это соперничество  между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения  на этой основе максимально возможной  прибыли. Конкуренция — самый  эффективный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат.

Конкурентоспособность организации  — возможность осуществления  эффективной хозяйственной деятельности и прибыльной ее реализации в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность  как явление представляет собой  совокупность качественных и стоимостных  характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности.

В качестве примера на рис. 1. дана графическая модель сопоставления  показателей конкурентоспособности  двух организаций по восьми параметрам.

  
Рис. 1. Ориентация конкурентоспособности

Сочетание различных товаров  на рынке и различных по направленности потребителей позволяет говорить о  некоторых типах конкурентов, основные из которых приведены в табл. 1.

Для проведения анализа конкурентов  необходимо определить всех реальных и потенциальных конкурентов  и рассмотреть их с точки зрения возможных стратегий; текущего положения; финансовых возможностей; предпринимательской  философии и культуры, а также  целей.

Исследование осуществляется в три этапа, которые предполагают:

  • выявление действующих и потенциальных конкурентов;
  • анализ показателей, целей и стратегии конкурентов;
  • определение сильных и слабых сторон конкурентов.

По классификации П. Дойля группы прямых конкурентов, использующих стратегию лидерства по издержкам, стремятся завоевать рынок с помощью низких цен за счет минимизации всех видов издержек производства и реализации продукции. Усилия группы дифференцирования направлены на удовлетворение в наибольшей степени запросов потребителей по основным параметрам продукции.

Таблица 1. Типы конкурентов  

Как мы увидим далее, прямые конкуренты могут образовывать различные  группы (рис. 2).

Группа фокусирования  концентрирует свои усилия не на рынке  в целом, а на его сегментах, где  конкуренты стремятся завоевать  покупателей двух первых групп. Однако косвенные конкуренты с их товарами-заменителями или сходными услугами часто представляют для организации не меньшую опасность. Кроме того, со временем конкуренты приобретают знания и опыт, позволяющие  им перейти в стратегическую группу, занимаемую организацией, и стать  прямыми конкурентами.

  
Рис. 2. Стратегические группы прямых конкурентов: А,Б,В,Г,Д,Е — конкуренты

Выявление конкурентов проводится на основе одного из подходов.

Первый подход связан с  оценкой потребностей, удовлетворяемых  на рынке основными конкурирующими фирмами, второй — ориентируется  на классификацию конкурентов в  соответствии с типами рыночной стратегии, применяемой ими.

При первом подходе конкурирующие  фирмы группируются в соответствии с типом потребностей, которые  удовлетворяет их продукция. Во втором случае конкуренты классифицируются в  соответствии с ключевыми аспектами  их ориентации в производственно-сбытовой деятельности.

Стратегические  направления конкуренции

Конкурентное преимущество формируется в результате реализации одной из конкурентных стратегий: лидерства  по издержкам, стратегии дифференциации, оптимальных издержек и фокусирования. Есть два пути установления преимущества по издержкам: 1) делать работу лучше  конкурентов; 2) исправлять структурные  и функциональные показатели издержек — цепочек ценностей (далее —  цц).

В компактной форме необходимая  информация представлена в табл. 2.

Таблица 2. Факторы, определяющие лидерство по издержкам

Управление издержками

Влияние менеджмента

Совершенствование цепочек ценностей

Защита лидерства  по издержкам

Структурные составляющие

Экономия или потери на масштабах производства могут быть выявлены или созданы в любом  звене цепочки ценностей

Эффект кривой обучения и  опыта (за счет повышения эффективности  труда; создания модификаций продукции, которые повышают эффективность  производства; переоснащения машинного  парка; получения частной информации от поставщиков, консультантов и  бывших работников конкурирующих фирм)

Связь с другими видами деятельности в цепочке ценностей. Например, выявлять те моменты, где  и поставщики, и компании имеют  высокие издержки, поскольку отсутствуют  координация и совместная оптимизация

Совместное использование  возможностей различными производственными  единицами внутри организации (экономия на масштабах производства, сокращение времени на создание новой технологии и т.д.)

Увеличивают/ сокращают количество предлагаемой продукции

Добавляют/ урезают услуги, предоставляемые покупателям

Вносят больше/ меньше отличительных  черт в характеристики качества товара

Платят больше/ меньше служащим относительно конкурентов в аналогичных  отраслях

Увеличивают/ сокращают количество различных каналов распределения для сбыта продукции фирмы

Упрощение разработки товара, удаление излишеств

Реинжиниринг основных производственных процессов

Использование более рациональной технологии

Использование продаж конечному  потребителю и маркетинговых  подходов, которые сокращают неоправданно, большие издержки и прибыли оптовых  и розничных торговцев (нередко  составляют 50% от конечной цены, которую  платит покупатель)

Перенос производственных мощностей  ближе к потребителю/поставщику

Лидерство по издержкам дает лучшие позиции для наступления, защиты, увеличения объема продаж или  отвоевания доли рынка

Противостоя силе покупателей, компания с низкими издержками часто  сохраняет уровень прибыли

Компания с низкими  издержками лучше других защищена от диктата поставщиков, если основой  для ее конкурентного преимущества по издержкам является более совершенная  внутренняя организация

Выгоды вертикальной интеграции по сравнению с вынесением за пределы  компании определенных видов деятельности (придание значительной торговой силы, сокращение издержек на стыках)

Зависимость от географического  положения (уровень зарплаты сотрудников, сумма уплачиваемых налогов, стоимость  энергии, затраты на получение и  отгрузку продукции, фрахтование)

Функциональные составляющие

Преимущества и недостатки первопроходцев (товарный знак и дополнительные затраты)

Процент загрузки мощностей

Стратегические выборы и  производственные решения

Увеличивают/ уменьшают уровень НИР относительно конкурентов

Затрачивают больше/ меньше усилий на повышение производительности и эффективности относительно конкурентов

Увеличивают/ сокращают спецификации на приобретаемые материалы

Достижение большего экономического уровня вертикальной интеграции по сравнению  с конкурентами

Внедрение в жизнь подхода  «что-то для каждого» и фокусирование  на ограниченном наборе товаров/ услуг  с целью удовлетворения специальным, но важным требованиям покупателя и  устранения ненужных действий и издержек, связанных с большим количеством  модификаций товара

С позиций потенциальных  участников рынка лидер по издержкам  может снизить цену, чтобы сделать  более трудным завоевание клиентов для новичков В конкуренции против товаров-субститутов лидер по издержкам имеет хорошие позиции, так как использование низких цен — хорошая защита против компаний, пытающихся внедрить на рынок аналогичные товары


Характеристика  типовых конкурентных стратегий

 

Стратегия низких издержек особенно важна в следующих случаях:

  • ценовая конкуренция среди продавцов особенно сильна;
  • производимый в отрасли продукт стандартен;
  • различия в цене для покупателя существенны;
  • большинство покупателей используют продукт одинаковым образом;
  • затраты покупателей на переключение с одного товара на другой низки;
  • существует большое количество покупателей, имеющих серьезную силу для снижения цены.

Риски стратегии для достижения низких издержек: технологический прорыв конкурентов; простые пути копирования  навыков лидера по издержкам; излишнее сосредоточение на снижении издержек и слепота в отношении других направлений; изменение предпочтения покупателя и пожелание товара лучшего  качества; уязвимость замыкания в  заданной технологии.

Стратегия дифференциации становится привлекательной по мере того, как предпочтения покупателей разнообразятся. Компания должна изучать запросы и поведение покупателей. Конкурентное преимущество появляется, когда большое количество покупателей будет заинтересовано в предлагаемых атрибутах и характеристиках товара.

Успешная дифференциация разрешает фирме установить повышенную цену на товар; увеличить объем продаж; завоевать лояльность покупателей  к своей товарной марке.

Разновидности схем дифференциации: отличительные вкусовые качества, специфические  свойства, доставка небольших почтовых отправлений, поставка продукта в течение 24 часов, больше ценности товара за те же деньги, престижность и отличимость, качество исполнения, технологическое лидерство, полномасштабный сервис, самый высокий имидж и репутация. Дифференциация привлекательна, так как:

  • создает входные барьеры;
  • сглаживает влияние силы покупателей;
  • помогает избежать угрозы от товаров-субститутов.

Дифференциация работает лучше на тех рынках, где существует много способов изменения товара и покупатель осознает эти различия как имеющие ценность; потребности  покупателя и способы использования  товара различны; небольшое количество конкурентов применяет аналогичный  подход к дифференциации.

Риски стратегии дифференциации. Если покупатель видит мало ценности в уникальности, то стратегия издержек победит. К тому же конкуренты могут  скопировать все новшества.

Стратегия оптимальных  издержек. Стратегия ориентирована на предоставление покупателям «больше ценности» за их деньги. Это подразумевает стратегическую ориентацию на низкие издержки и одновременно предоставление покупателю несколько большее, чем минимально приемлемое качество, обслуживание, характеристики и привлекательность товара.

Стратегическая цель состоит  в том, чтобы стать производителем товара с низкими издержками и  отличительными характеристиками от хороших до превосходных, а затем, используя преимущество по издержкам, снижать цену по сравнению с аналогичными товарами, производимыми конкурентами.

Стратегия привлекательна с  точки зрения конкурентного маневрирования. Компания с оптимальными издержками может предлагать товар среднего класса по цене ниже средней или  хорошего качества по средней цене.

Сфокусированная стратегия низких издержек и дифференциации ориентирована на узкую часть рынка. Цель состоит в том, чтобы лучше выполнить работу по обслуживанию покупателей целевого сегмента.

Сфокусированная стратегия  низких издержек связана с рыночным сегментом, на котором требования покупателей  к издержкам (а следовательно, к цене) существенны в отличие от остального рыночного пространства. Затраты снижаются за счет использования торговой марки (нет затрат на рекламу, маркетинг), ориентации на клиентов, которые не исследуют рынка (не платят за консультации).

Фокусирование дает хорошие  результаты, когда компания находит  пути снизить издержки, ограничивая  количество покупателей, чтобы хорошо очертить свою нишу. Фокусирование  целесообразно, когда:

  • сегмент слишком большой, чтобы быть привлекательным;
  • сегмент имеет хороший потенциал для роста;
  • сегмент не является критическим для успеха большинства конкурентов;
  • компания, использующая стратегию фокусирования, имеет достаточно навыков и ресурсов для успешной работы на сегменте;
  • компания может защитить себя от бросающих вызов конкурентов благодаря благожелательности клиентов к ее незаурядным способностям в обслуживании покупателей сегмента. Риски сфокусированной стратегии: есть вероятность того, что конкуренты найдут возможность приблизиться к действиям компании на узком целевом сегменте; требования и предпочтения потребителей целевого сегмента рынка постепенно распространяются на весь рынок;
  • сегмент может стать настолько привлекательным, что вызовет внимание множества конкурентов.

Стратегические  преимущества вертикальной интеграции. Если вертикальная интеграция не приводит к существенному сокращению издержек или к получению дополнительных преимуществ, то она не является стратегически оправданной.

Интеграция «назад» приводит к снижению затрат тогда, когда требуемый  объем производства настолько велик, что обеспечивает такую же экономию на масштабах производства, как и  на поставщиках (и наоборот). Это  также снижает зависимость компании от поставщиков.

Интеграция «вперед» создает  сеть связанных обязательствами  дилеров, представляющих продукцию  компании конечному пользователю (это  может дать снижение издержек).

Для производителей сырья  интеграция в производство может  способствовать большей дифференциации продукции и помочь избежать ценовой  конкуренции с другими производителями  сырья.

Однако чем ближе поставщик  к деятельности производителя, тем  больше возможностей у фирмы вырваться  из данной конкурентной среды и дифференцировать конечный продукт за счет дизайна, обслуживания, качества, упаковки и пр.

Стратегические недостатки вертикальной интеграции:

  • увеличивает капиталовложения в отрасль, консервируются технологии;
  • ограничивает фирму в свободе выбора поставщиков;
  • требует балансировать мощности на каждом этапе в цепочке ценностей (когда возможности производства в одном из звеньев превышают потребности другого, излишки должны быть проданы);
  • требует различных навыков, деловых способностей и умения анализировать ситуацию;
  • интеграция с производителями частей может сократить производственную гибкость компании (частая переналадка требует затрат).

Итак, у стратегии интеграции есть как сильные, так и слабые стороны. Выбор зависит от следующего:

1) способна ли интеграция  улучшить стратегически важные  участки работы компании в  направлении издержек или увеличения  дифференциации;

2) как она влияет на  капитальные затраты, гибкость  и быстроту ответной реакции,  административные расходы;

3) способна ли она создать  конкурентное преимущество.

Структурный анализ деятельности конкурентов является частью общей  системы оценки и проводится таким образом, при котором выясняются формы и методы товарной политики конкурентов; динамика изменения цен конкурентов; анализ средств стимулирования сбыта конкурентов.

Важнейшим параметром конкурентоспособности  является качество товара. Качество —  это совокупность свойств и характеристик  продукта, которое придает ему  способность удовлетворять обусловленные  или предполагаемые потребности.

Информация о работе Типология конкурентов