Типология конкурентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:53, доклад

Краткое описание

Конкуренция — это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Конкуренция — самый эффективный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

типология конкурентов.docx

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Этот и другие параметры  конкурентоспособности позволяют  оценить исследуемую организацию  по сравнению с конкурентами. Пример такого сравнения приведен в табл. 3. Стратегическая оценка внешней среды  компании требует ответа на семь вопросов. Ниже приведены эти вопросы.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Выявление  сильных и слабых сторон организации  по сравнению с конкурентами

Характеристика  конкурентоспособности

Параметры характеристики конкурентоспособности

Оценки параметров

организации

конкурентов

1

2

3

Маркетинговые преимущества

Имидж

Доля рынка

Качество товара

Уровень обслуживания

Эффективность контактов  с клиентами

Способы распространения  товара

Географические особенности  рынка

       

Финансовая устойчивость

Анализ прибыльности бизнеса

Анализ движения денежных средств

Анализ размеров текущей  задолженности

       

Эффективность работы

Уровень издержек

Данные о производственных мощностях

Технические навыки персонала

Возможности осуществления  поставок

       

Организационные возможности

Потенциал лидеров

Мотивация сотрудников

Умение адаптироваться

Наличие предпринимательских  способностей

       

 

Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли

1. Каковы основные экономические  показатели отрасли?

Отрасли в значительной степени  отличаются друг от друга по таким  характеристикам, как размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста  рынка, число фирм-покупателей (продавцов) и их относительные размеры, сложность  вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических  изменений. К этим показателям также  относятся размер экономии на масштабах  производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции конкурентов, доходность (прибыльность).

Факторы, которые необходимо изучить, чтобы определить основные характеристики отрасли:

  • размеры рынка;
  • масштабы конкуренции;
  • темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок;
  • число конкурентов и их относительные размеры;
  • количество покупателей и их финансовые возможности;
  • интеграция направлена «вперед» или «назад»;
  • направления и темпы технологических изменений;
  • легкость вхождения в отрасль и выхода из нее;
  • продукты фирм-конкурентов высокодифференцированные или практически одинаковые;
  • имеют ли компании возможность осуществлять экономию на масштабах производства, транспортировке, маркетинге при проведении рекламных мероприятий;
  • является ли высокая степень загрузки производственных мощностей наиболее важным условием для достижения низкого уровня издержек производства;
  • имеет ли кривая «обучение—опыт» в отрасли такой вид, чтобы средняя цена изделия снижалась, по мере того как кумулятивный выпуск рос;
  • осуществляются ли в отрасли необходимые капиталовложения;
  • имеет ли отрасль доходность выше или ниже среднего уровня прибыли в целом.

Пример: набор основных экономических  показателей и стратегической важности ключевых экономических характеристик  отрасли.

2. Какие конкурентные силы  действуют в отрасли и каково  их влияние?

Уровень конкуренции определяется пятью силами: соперничеством между  продавцами внутри отрасли, наличием привлекательности  товаров-субститутов, возможностью вхождения  в отрасль новых конкурентов, влиянием поставщиков и возможностью потребителей диктовать свои условия. Задачей анализа конкуренции  в отрасли является оценка каждой силы, определение степени ее давления и затем анализ конкурентной стратегии, на которую следует ориентироваться  компании с учетом существующих в  отрасли «правил» конкуренции, которая  направлена на то, чтобы:

а) изолировать фирму, насколько  это возможно, от воздействия пяти сил конкуренции;

б) использовать «правила»  конкуренции в отрасли на благо  фирмы;

в) завоевать конкурентное преимущество.

Модель пяти сил:

1. Соперничество между  продавцами:

  • низкие цены;
  • улучшенные характеристики товара;
  • уровень обслуживания;
  • сроки гарантийного периода;
  • способы продвижения товара на рынок;
  • новые товары (все ресурсы и сила конкуренции).

Факторы интенсивности конкуренции:

  • число фирм;
  • рост спроса на продукцию;
  • снижение цен, рост объема продаж, сокращение запасов;
  • затраты покупателей на перемену фирм;
  • неудовлетворенность некоторых компаний долей рынка;
  • прибыльность отрасли;
  • затраты на выход из отрасли;
  • раскачивание рынка из-за различия компаний;
  • скупка крупной компанией другой отрасли аутсайдера, который мог бы стать лидером отрасли.

2. Вхождение в отрасль  новых конкурентов (барьеры):

  • экономия на масштабах производства (большие объемы сразу произвести сложно, риск, перепроизводство);
  • невозможность доступа к ноу-хау и технологиям (нужны специальные знания и опыт);
  • эффект кривой обучения (опыт производства);
  • приверженность потребителей маркам (скидки, качество, обслуживание);
  • размер капитальных вложений (% по кредитам, завоевание клиента);
  • неравенство в издержках (дешевое сырье, ноу-хау, кривая опыта, география, % кредита);
  • доступ к каналам сбыта (опт, розница, реклама, дилеры);
  • действия контролирующих органов (лицензирование, защита окружающей среды);
  • тарифы и нетарифные ограничения (ограничения правительства).

3. Влияние товаров-субститутов  — конкуренция с фирмами другой  отрасли:

  • доступные цены;
  • качество и характеристики продукции;
  • сложность переключения для потребителей;
  • сложность переподготовки служащих, техпомощь;
  • расходы времени на проверку надежности и качества;
  • психологические издержки.

4. Конкурентная сила поставщиков:

  • значимость для потребителя;
  • стандартность продуктов поставщиков;
  • количество;
  • острота потребности;
  • объем партии товара-заменителя;
  • тесные связи с поставщиками;
  • доля продукции поставщика в цене производства;
  • влияние продукции поставщика на качество;
  • стоимость перехода к другому поставщику;
  • склонность поставщиков к уступкам;
  • возможность вертикальной интеграции.

5. Конкурентная сила покупателей:

  • величина покупателей;
  • предложение;
  • воздействие на цены, качество и уровень обслуживания.

Стратегический смысл  пяти сил — структура сил и  характер борьбы.

Структура конкуренции в  отрасли непривлекательна, если соперничество  между продавцами велико; барьеры  выхода на рынок низки; конкуренция  со стороны субститутов велика; продавцы и покупатели могут получать значительную выгоду от участия в сделках.

Идеальная конкурентная среда: поставщики и покупатели имеют слабые позиции; нет хороших субститутов; входные барьеры высоки; конкуренция  между продавцами умеренная.

Стратегия должна выполнить  следующие действия:

1) изолировать компанию  от пяти сил;

2) повлиять на конкуренцию  в выгодном для фирмы направлении;

3) обеспечить сильную позицию  в конкурентной игре.

3. Что вызывает изменения  в структуре конкурентных сил  в отрасли и окружающей среде?

Движущими силами являются изменения  в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли; изменения в составе  потребителей; внедрение новых продуктов; выход на рынок или уход с него крупных фирм; глобализация; изменение  структуры затрат и производительности; переход потребительских предпочтений к стандартным продуктам от дифференцированных; влияние изменений в законодательстве и политике правительства; изменение  общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и  степени риска.

Главных движущих сил обычно 3—4. Анализ движущих сил ставит целью:

1) определить, какие движущие  силы оказывают наибольшее влияние;

2) установить размеры и  последствия влияния;

3) приспособить стратегию  к действию движущих сил.

4. Какие компании имеют  наиболее сильные (слабые) конкурентные  позиции?

Для ответа на этот вопрос ведется  разработка карты стратегических групп. Соперники, принадлежащие к одной  и той же либо близко стоящим стратегическим группам, являются близкими конкурентами.

Алгоритм составления  карты структуры групп (рис. 3):

  • установить весь спектр характеристик (уровень цен/качества, географический масштаб деятельности, степень вертикальной интеграции, ассортиментный набор продукции, используемые каналы распределения, набор сервисных услуг);
  • нанести фирмы на карту;
  • объединить фирмы, попавшие примерно в одно пространство;
  • нарисовать окружность (диаметр пропорционален доле группы в общем объеме продаж).

Рекомендации:

  • переменные полей карт не должны сильно коррелировать;
  • переменные должны показывать большие различия в позициях, занимаемых фирмами в конкурентной борьбе;
  • переменные не должны быть ни количественными, ни непрерывными величинами;
  • использование окружностей разного диаметра позволяет отразить относительные размеры каждой стратегической группы;
  • несколько карт дают различные представления о конкурентных позициях.

Можно нанести стрелки, указывающие  движение групп в другие позиции.

Попытки конкурирующих фирм войти в новую стратегическую группу почти всегда приводят к возрастанию  интенсивности конкуренции.

Чем ближе группы на карте  друг к другу, тем сильнее конкуренция.

По карте можно определить, связаны ли различия в потенциальной  прибыльности отдельных категорий  групп с сильной или слабой позицией каждой из них.

  
Рис. 3. Карта конкурентных позиций на рынке продаж мебели: по вертикали отмечены уровни соотношения  качества и цены (К/Ц); по горизонтали — ассортиментный набор на рынке продаж мебели в г. Владимире; диаметр окружности пропорционален доле в объеме продаж; цифрами обозначены организации-продавцы мебели

5. Каков следующий наиболее  вероятный стратегический шаг  конкурентов?

Этот аналитический шаг  включает в себя определение стратегий  конкурентов, выявление сильных (слабых) соперников, оценку их конкурентных возможностей, прогноз их последующих шагов. Хорошо поставленная разведывательная деятельность по сбору информации о противнике позволяет предугадать его действия.

Фирма не может переиграть соперников, если не будет отслеживать  их действия. Важно определить структуру  конкурентов: их положение в отрасли; цели; основные подходы к ведению  конкурентной борьбы.

необходим прогноз последующих шагов конкурентов: понимание их стратегических намерений; оценка их положения на рынке; осознание, насколько им необходимо укреплять свое финансовое положение; анализ публичных заявлений; гибкость конкурента; постижение образа мышления руководства; разведывательная деятельность.

6. Какие факторы являются  ключевыми факторами успеха в  конкурентной борьбе?

Ключевые факторы успеха (КФУ) — это действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые фирма  должна обеспечить, чтобы быть конкурентоспособной  и достичь финансового успеха.

Ключевые факторы успеха — действия и конкурентные возможности, которым надо уделять особое внимание: загрузка производственных мощностей, торговая сеть, реклама, уровень производственных затрат, расположение потребителей. В  разных отраслях КФУ различны, но их редко бывает больше 3—4.

7. Является ли отрасль  привлекательной и каковы ее  перспективы по обеспечению высокого  уровня прибыльности (выше среднего  уровня в других отраслях)?

Если делается вывод о  том, что данная отрасль является привлекательной, то на вооружение обычно берется агрессивная стратегия  для создания прочной конкурентной позиции, расширения продаж и осуществления  инвестиций в развитие производственной базы и обновление оборудования.

Если отрасль относительно малопривлекательна, то:

а) компании, не относящиеся  к данной отрасли и рассматривающие  вопрос о присоединении к ней, могут решить ее отрицательно и начать поиск других возможностей;

б) слабые компании могут  слиться с конкурентами или быть поглощены последними;

в) сильные компании могут  ограничить дальнейшие инвестиции и  ориентироваться на стратегии снижения затрат и (или) на инновационные стратегии (выпуск новой продукции) для повышения  долгосрочной конкурентоспособности  и обеспечения прибыльности.


Информация о работе Типология конкурентов