Несмотря
на личные симпатии и антипатии, руководитель
обязан предъявлять ко всем подчиненным
одинаковые требования, ко всем относиться
ровно, никого не выделять; при посторонних
обращаться к своим сотрудникам по имени
и отчеству, вне зависимости от их возраста.
Недопустимо
читать нотации и поучать персонал, если
сам руководитель не соблюдает данное
требование: воспитательное значение
имеет только личный пример руководителя.
Типичная
ошибка молодых руководителей - стремление
стать «своим» среди подчиненных. Лучше
все же сохранять дистанцию, разделять
личное и служебное, не допускать панибратства.
В противном случае приказ как форма распоряжения
будет неэффективен.
Руководитель
не имеет морального права скрывать от
своих сотрудников важную для них информацию.
Вместе с тем он обязан пресекать сплетни
и доносы.
Любой начальник
сталкивается с жалобами со стороны своих
сотрудников по поводу условий работы,
отношений внутри коллектива или с другими
подразделениями. Даже если руководитель
не в состоянии сам решить проблему, он
обязан внимательно выслушать подчиненного.
Недопустимо игнорировать обращения подчиненных,
поскольку, как верно подметила американский
социолог Диана Трейси, жалобщики - не
предатели. Очень может статься, что жалобщик
оказывает вам большую услугу, сообщая
о ситуации, от которой страдают другие,
но молчат. Таким образом, основа успеха
любой современной коллективной деятельности
- отношения сотрудничества, взаимопомощи.
Руководитель - лицо, на которое возложены функции
управления коллективом и организации его деятельности.
Управленческая функция, таким образом,
охватывает все многообразие работ и обязанностей,
которые должен выполнять руководитель любого ранга в повседневной
и перспективной деятельности в интересах
своего коллектива . Понятие функции в явлениях
социально-психологических многозначно,
многопланово, оно включает в себя содержательный
(что должно быть достигнуто), процессуальный
или операционный (как, каким способом
это может быть достигнуто) смысл. При
узком, одномерном подходе к управленческой
функции многозначность этого понятия
затушевывается и не всегда понятно, идет
ли речь о содержании цели и действий руководителя или о процессе, т.е. о способах
достижения результата.
В этой связи в литературе по управлению
встречаются различные точки зрения на
понимание основных функций руководителя . Одни авторы считают, что
главной является функция организаторская
(иногда ее называют административной),
в основе которой лежит процессуальная
сторона деятельности, другие делают упор
на содержательную, смысловую сторону
управленческой деятельности и основной
называют функцию воспитательную (воспитание,
обучение, сплочение коллектива ); третьи - обе эти стороны
ставят в один ряд, не делая между ними
различий.
Воспитательная функция
руководителя - воспитание и обучение личности,
формирование и сплочение коллектива , организация коллективной
деятельности. Процессуальная функция
руководителя - решение проблем во всех
сферах жизни и деятельности коллектива .
Безусловно, и функция воспитательная
(воспитание и обучение), и функция процессуальная
обнаруживают много общего. В конечном
счете они выполняют общую задачу - причинно
обусловить (детерминировать) общественно
необходимое поведение (деятельность)
личности. В то же время эти две стороны
деятельности руководителя качественно различны, они
находятся в подчиненной связи между собой.
В этой связи задачи управления, т.е. воздействия
и взаимодействия, подчинения и взаимопонимания,
согласования и координации, контроля
и оценки встают перед руководителем раньше и острее, чем проблемы
обучения и воспитания. Управление, регуляция
деятельности и поведения, осуществляемые
через непосредственное или опосредованное
общение, всегда выступают средством достижения
целей производственных, воспитательных,
образовательных и др.
Процессуальную
функцию руководителя иногда называют функцией
принятия решений, но такая формулировка
не точна, поскольку главное в деятельности
руководителя не столько в том, чтобы принимать
правильные решения, сколько в организации
их безусловного выполнения. Более точно
главный смысл деятельности руководителя схвачен в современной трактовке
этой функции: руководитель решает проблемы во всех
областях жизни и деятельности коллектива . Разница между выражениями
“принимает решение” и “решает проблемы”
очевидна.
Содержание деятельности
руководителя бесконечно многообразно,
как бесконечно многообразна и многопланова
жизнь коллектива . Вопросы политики, морали
и культуры, семейных отношений и быта,
воспитания детей и личных увлечений,
отдыха и состояния здоровья, поведения
и взаимоотношений в коллективе , социальной активности и
многие другие сегодня невозможно отделить
от сугубо производственной деятельности
человека и исключить из сферы влияния
руководителя - они тесно переплетены и
взаимосвязаны. Все эти и многие другие
вопросы, иногда неожиданные, но вполне
естественные в человеческих отношениях,
в жизни любого коллектива, должны быть в сфере внимания
руководителя , и решение их является его
функцией.
Главная
же функция руководителя в плане содержания его деятельности
- воспитательная. Особенностью содержательных
(смысловых) функций является то, что они
ориентированы на перспективу, нацелены
на причинное обусловливание будущего
поведения и деятельности путем формирования
относительно устойчивых психических
образований как личности (убеждений,
навыков, умений, свойств, привычек), так
и коллектива (психологического климата,
традиций, коллективного мнения), их конечная
цель - изменение состояния сознания, сознательная
регуляция поведения и деятельности.
Управленческая деятельность
руководителя , каждая ее функция носит
системный характер, следовательно, состоит
из элементов - частных функций, преследующих
конкретные цели. В определенных условиях
некоторые из частных функций могут приобрести
социальный вес в управленческой деятельности,
стать актуальными, а какие-то - утратить
свое значение. Например, специальной
функцией руководителя коллектива является его деятельность
по подбору соответствующих своему назначению
кадров, расстановке людей с учетом их
способностей и желания. Кроме того, на
руководителя трудового коллектива возлагается еще одна обязанность,
именуемая функцией полномочного представительства.
Классификация
содержательных функций руководителя может осуществляться по
различным основаниям, это могут быть
функции служебные и неслужебные, общие
и частные, производственные и социальные,
объективные и субъективные, стратегические
и сиюминутные, важнейшие, актуальные
и второстепенные, определенные и неопределенные,
однозначные и многозначные, благоприятные
и неблагоприятные и т.п.
По существу любая обязанность руководителя , любая потребность в деятельности,
в преодолении трудностей становится
его функцией, если это прямо или косвенно
затрагивает интересы коллектива . Более продуктивной является
работа такого руководителя , в деятельности которого
реализуется наибольшее количество различных
функций, без разделения их на служебные
и не служебные, формальные и не формальные,
что свидетельствует о том, что руководитель своим влиянием охватывает
широкий круг вопросов и проблем жизни
и деятельности коллектива , глубоко и широко их знает,
следовательно, может успешно управлять
всеми внутриколлективными явлениями.
Однако реальное выполнение каждым руководителем своих обязанностей в конкретной
ситуации с учетом собственных способностей,
индивидуальных особенностей людей и
психологической атмосферы в коллективе будет различным, в этом случае
руководитель будет играть социальную
роль .
Социальная
роль личности - соответствующий
принятым нормам способ поведения человека
в зависимости от его статуса или позиции
в обществе, в коллективе . Повседневно выполняя основные
управленческие функции - обучения, воспитания,
сплочения коллектива и другие, руководитель , правильно оценив ситуацию
в коллективе и учтя индивидуальные особенности
людей, может выступать в различных ролях , например, педагога, политика,
преподавателя, советчика, критика, наставника,
режиссера, организатора, координатора,
сценариста, контролера, агитатора, товарища,
психолога, дипломата, утешителя, защитника,
исследователя, поверенного в тайнах,
оратора, кадровика, дирижера, стратега,
артиста, распорядителя, мыслителя, опекуна,
полномочного представителя, следователя,
психотерапевта, постановщика, рассказчика
и т.п.
В том случае, когда руководитель недостаточно хорошо ориентируется
в ситуации, не учитывает индивидуальных
особенностей людей, не оценивает психологической
атмосферы в коллективе , в результате чего не умеет
найти нужную манеру поведения, нужный
тон и стиль общения с людьми, выполняя
свои функции, он может оказаться в роли неприглядной, например,
проповедника, прокурора, бюрократа, надзирателя,
диктатора, обманщика, зажимщика критики.
Безусловно,
ни один руководитель не хочет специально играть
роль затейника или надзирателя,
но жизненные ситуации так непредсказуемы,
что любой человек может оказаться и в
комической и в трагической ситуации,
однако роль шута или бюрократа закрепится
лишь за тем, кто систематически, раз за
разом будет не способен оценить сложившуюся
ситуацию и выйти из нее этично и профессионально
грамотно. Следовательно, для успешного
выполнения руководителем своих функций, ему кроме
знания своих обязанностей необходимо
умение их выполнять, сообразуясь с обстановкой:
он должен обладать такими качествами,
как находчивость, сноровка, чувство юмора,
такт, опыт, своего рода артистизм, способность
ощущать ситуацию и понимать позиции всех
действующих лиц в ней. Только в таком
случае роль руководителем будет сыграна правильно,
принесет пользу делу и моральное удовлетворение
ему самому.
Главная функция руководителя в плане процессуальном -
решение проблем во всех сферах жизни
и деятельности коллектива . Деятельность руководителя , независимо от конкретного
ее содержания, это прежде всего мотивированная
деятельность, направленная на разрешение
проблем, поиск и нахождение решений, организацию
и контроль выполнения трудящимися перед
обществом и предприятием целей и задач.
Процедура
решения проблемы или конкретной задачи
состоит из трех последовательных этапов:
1) изучение состояния
дел, определение проблемы и
прогноз ее решения;
2) выработка и принятие
решения, составление программы
деятельности подчиненных;
3) организация коллективной
деятельности на выполнение намеченной
программы.
Решение проблем может
протекать как в спокойной обстановке
при достаточном количестве данных, планово,
предусмотрительно, всесторонне обоснованно,
так и в ситуации экстремальности, т.е.
при дефиците времени, неполноте данных,
отсутствии возможностей. В работе руководителя возникает проблемная ситуация.
В первом случае процедура решения проблемы
будет развернутой, масштабной и каждый
из этапов может иметь свою структуру,
во втором - свернутой, краткой, когда все
этапы как бы спрессовываются до конкретного
исполнительного действия.
На первом
этапе решения проблемы - этапе подготовки,
руководитель изучает всю возможную и
необходимую информацию о возникшей ситуации,
черпает ее из всех возможных источников,
анализирует с учетом местных условий
и ограничений, в рамках которых проблема
должна и будет разрешаться, и предполагает
реальную возможность ее разрешения (наличие
сил, средств, времени, способных людей,
условий).
Этапу подготовки
на практике и в литературе по управлению
придавалось незаслуженно мало внимания.
Имевший широкое распространение директивный
стиль руководства, отличающийся чрезмерной
централизацией власти и жесткой регламентацией
деятельности подчиненных, принизил значение
подготовительного этапа. В условиях,
когда все до мелочей санкционировано
сверху и руководитель ориентирован на указания
старшего начальника, у него не возникает
потребности изучать положение дел самостоятельно
и он даже во внутренних делах занимает
выжидательную позицию, считая, что дело
еще не “горит”, проблема не обострилась
и не заявила о себе конфликтом или другим
затруднением. Как показывают специальные
исследования, такого типа руководители не очень тяготеют к кропотливому
труду по выработке долгосрочной стратегии.
Многие больше склонны к активным действиям,
а не анализу, быстро переходя от решения
к решению, т.е. к волевым действиям.
Внимательное,
постоянное изучение условий труда, быта,
отношений, настроений, успехов, неудач
и других вопросов, связанных с жизнью
и деятельностью коллектива , понимание тенденций развития
всех внутриколлективных явлений позволит
руководителю заблаговременно, еще по
мало заметным признакам видеть назревание
каких-то затруднений, изменений, событий,
проблем, конфликтов и принимать решения
профилактические, перспективные, предупреждающие
неблагоприятное развитие событий.
Второй этап
решения проблемы - это принятие собственно
решения, его формулирование, определение
стратегии и тактики действий руководителя , выработка общей программы
деятельности коллектива , постановка конкретных задач
каждому подчиненному.
Третий этап
решения проблемы является главным: побуждение
подчиненных к исполнению намеченной
программы, организация коллективной
деятельности и ее всестороннее, в первую
очередь, психологическое обеспечение
с целью повышения эффективности этой
деятельности. Этот этап настолько сложен,
насыщен операциями, такими, как планирование,
организация и согласование коллективной
деятельности, корректирование решения
и контроль за его выполнением, мобилизация
и стимулирование деятельности работников,
что его иногда считают самостоятельной
деятельностью, а перечисленные операции
специфическими функциями руководителя . Будет неправомерно обособлять
последнее практическое, исполнительское
звено от звеньев предыдущих, интеллектуальных,
менее заметных при анализе, но несущих
основную смысловую нагрузку, так как
это разрывает логическую связь элементов
управленческого процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение
скажем, что каким бы не был коллектив,
сотрудникам всегда придется сталкиваться
с трудностями, разрушать барьеры и завоевывать
уважение в фирме. Как известно, универсального
метода построения отношений в коллективе
не существует. Каждый руководитель выбирает
этот метод самостоятельно, внося свои
изменения и устанавливая собственные
законы.
Психология
отношений в коллективе оказывает своё
воздействие на все сферы жизни предприятия
или организации, вплоть до текучести
кадров. В хорошем коллективе сотрудники
держатся за своё рабочее место, а в случае
необходимости с трудом расстаются с коллективом.
Более того, отношения в коллективе оказывают
сильное влияние на отношения в семье,
ведь человек с работы идёт домой, а значит,
несёт туда все свои проблемы. Одной работой
тут не ограничишься – вот тебе и психология…
Главной задачей
любого руководителя является не только
подбор кадров, но и построение психологии
взаимоотношений в коллективе.
Именно от
отношений зависит трудоспособность всей
команды в целом. Если человеку не комфортно
в данной группе, то он стремиться быстрее
сделать свои дела и исчезнуть. А значит,
выполняет работу не качественно. Какого
же результата можно ждать при таком подходе?
Но возлагать всю полноту ответственности
за климат в коллективе только на руководителя
тоже было бы неправильным. Для того, чтобы
коллектив был крепким и дружным каждый
сотрудник должен проявлять инициативу
по поддержанию доброжелательной атмосферы
в нём.