Транснациональные корпорации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 02:33, курсовая работа

Краткое описание

Для современной мировой экономики характерен стремительно развивающийся процесс транснационализации. В этом процессе основной выступают транснациональные корпорации (ТНК). Транснациональные корпорации представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании - резидента другой страны - обычно приходится более 10% акций или их эквивалента.

Содержание

Оглавление
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Транснациональные компании. 6
1.1 Понятие транснациональной компании 6
1.2. Этапы развития ТНК 9
1.3. Структура и типы ТНК 13
Глава 2 . Роль и место ТНК в мире. 16
2.1. Деятельность ТНК 16
2.2. ТНК и национальные экономики. 17
2.3. Преимущества и недостатки ТНК 20
Глава 3. Российские ТНК 25
3.1. Российские ТНК на мировом рынке. 25
3.2 Влияние иностранных ТНК на российского потребителя 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

      2) контроль активов заграничных  подразделов – предусматривает,  что доля акционерного капитала  в дочернем предприятии, которое  принадлежит материнской компании  в другой стране, составляет 10% или  больше. В некоторых странах этот  порог может быть выше, например, в Великобритании доля иностранного  капитала должна составлять 20% и  больше.

1.2. Этапы развития  ТНК

        Активное формирование транснациональных  корпораций началось в 50-60-е  г., во время деколонизации с  сопутствующими ей процессами  национализации иностранного имущества  в бывших колониях. Для того  чтобы  обойти опасность национализации, корпорации начали создавать  национальные предприятия в этих  странах. Такая форма развития  бизнеса оказалась удачным решением  целого ряда других проблем,  с которыми приходилось сталкиваться  крупным компаниям, в том числе  в странах базирования.

               Комиссией по транснациональным корпорациям ООН дано следующее определение транснациональной корпорации. ТНК - это компания,

  • Имеющая свои подразделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;
  • оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;
  • в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других, и в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
 

     Транснациональные корпорации в своем развитии прошли несколько этапов и поэтому их можно условно разделить на пять поколений. 

     Первое  поколение ТНК (с периода их зарождения в конце XIX в. до начала Первой мировой войны 1914—1918 гг.) занималось в основном разработкой и добычей сырьевых ресурсов в колониальных странах Азии, Африки, Латинской Америки, а также их переработкой в странах — владельцах колоний. По форме эти ТНК представляли собой картели и синдикаты.

     Второе  поколение ТНК развивалось в  период между двумя мировыми войнами (1918—1939 гг.) и стало заниматься наиболее прибыльным производством вооружений и военной техники для удовлетворения военных потребностей ведущих стран  Европы, Америки и Японии. Эти  ТНК формировались в виде трестов, вовлекающих в свои структуры  путем слияний и поглощений национальные фирмы и предприятия, создавая таким образом международные корпорации для более эффективного ведения международного бизнеса.

     Третье  поколение ТНК начало складываться после окончания Второй мировой войны (1945 г.) и особенно после распада всех империй и их колониальной системы (1950—1960 гг.). ТНК третьего поколения были генераторами и распространителями научно-технических достижений в области новейших отраслей науки и промышленности (атомная энергия, электроника, космос, приборостроение и др.).

     Основными формами их организации стали  концерны и конгломераты, объединяющиеся порой в стратегические альянсы, для укрепления своих позиций в острой конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.

     Четвертое поколение ТНК постепенно стало  формироваться в 1970— 1980 гг. в условиях развития ускоренного научно-технического прогресса и мирохозяйственных  связей под воздействием возрастающей конкуренции на мировом рынке. Именно в этот период ускорился процесс  слияний и поглощений, которые  способствовали концентрации капитала и производства у ТНК, наиболее успешно  развивающих крупный международный бизнес.

     Пятое поколение ТНК появляется и начинает целенаправленно развиваться в  начале XXI в. в условиях ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции. Мировые интеграционные тенденции и появление единых экономических пространств в отдельных регионах открывают широкие возможности для ведения ТНК международного бизнеса на всех континентах. Непрерывно растущие и постоянно углубляющиеся торгово-экономические, финансово-валютные, научно-технические и производственные связи между современными ТНК позволяют говорить о глобальном характере их бизнеса. Для ТНК нового поколения присуща опора на современную науку и инновационный бизнес, что делает их главными генераторами научных идей и концепций.

     При образовании корпораций в различных  странах решающую роль играли разные факторы: в США - финансовый капитал, в Японии - взаимное владение акциями, а также наличие собственных информационных, торговых, финансовых, транспортных средств, в Южной Корее и Японии - координация и поддержка государства. В современных условиях преобладающим типом объединений стали многоотраслевые международные концерны. Одной из причин этого является ограниченность традиционных рынков на фоне потребности акционеров и менеджмента в постоянном росте корпораций.

     В начале XXI в. транснационализация производства и капитала стала не только непосредственным условием функционирования и развития крупных корпораций, но и фактором, определяющим в значительной мере темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства. Масштабы деятельности ТНК значительно увеличились благодаря открытию восточноевропейского и постсоветского экономических пространств; росту Китая как мировой фабрики и крупнейшего рынка сбыта; уменьшению торговых барьеров благодаря деятельности ВТО (ранее ГАТТ).

     В начале XXI века в мире насчитывается  более 70 тыс. транснациональных корпораций и 850 тыс. их филиалов. Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), а большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. До половины экспортных операций США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре — до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн. человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн дол. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн. человек, занятых в современном промышленном производстве и оказании услуг. Почти 90% мирового объема рынка прямых иностранных инвестиций (ПИИ) находятся в руках материнских компаний развитых держав, причем у представителей США, Франции, Великобритании, Германии и Японии - 60% . Однако реально контролируемая ими сфера значительно шире, поскольку надо принимать в расчет контракты по управлению и другие формы участия.

1.3. Структура и типы  ТНК

     По  организационной структуре транснациональные  корпорации, как правило, представляют собой многоотраслевые концерны. Головная компания выступает оперативным  штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую  политику и контроль над деятельностью  заграничных компаний и филиалов.

          Комплексная стратегия заключается в децентрализации управления международным концерном и значительном повышении роли региональных управленческих структур. Такая политика стала возможной благодаря достижениям техники в области связи и информации, развитию национальных и международных банков данных, повсеместной компьютеризации. Она позволяет транснациональным корпорациям координировать производственную и финансовую активность зарубежных филиалов и дочерних фирм. Комплексная интеграция в рамках транснациональных корпораций требует  и  комплексной   организационной

структуры,    которая    выражается    в    создании    региональных     систем управления  и организации производства.

        

     Региональные  системы управления подразделяются на три основные вида:

  • главные региональные управления, ответственные за все виды деятельности концерна в соответствующем регионе. Они наделены всеми правами по координации и контролированию деятельности всех филиалов в соответствующем регионе (например, главное региональное управление американского концерна «General Motors» по координации деятельности филиалов в Азии и Океании расположено в Сингапуре);
  • региональные производственные управления, координирующие деятельность предприятий по линии движения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочке. Такие управления отвечают за обеспечение эффективной деятельности соответствующих предприятий, бесперебойное функционирование всей технологической цепочки, подчинены непосредственно главному региональному управлению концерна. Они нацелены на развитие эффективных видов производств,  новых моделей и товаров (например, корпорация «Hewlett-Packard» в начале 90-х гг. по этой причине переместил свои производственные управления по ряду лидирующих продуктов из США в Европу);
  • функциональные региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих структур в региональном или глобальном плане.

           В настоящее время принято делить ТНК на интернациональные, многонациональные и глобальные.

         Интернациональные ТНК являются начальной и наиболее простой формой. Они представляют собой национальные компании с зарубежными активами. Созданные за рубежом филиалы таких компаний не имеют юридической самостоятельности, а зарубежные рынки рассматриваются  как   продолжение национального рынка. Поэтому такие компании имеют очень высокий уровень централизации принятия управленческих решений и контроля за деятельностью филиалов со стороны материнской компании.

         Многонациональные ТНК - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Филиалы таких компаний, как правило, автономны, а зарубежные рынки имеют равноценное или приоритетное значение по сравнению с внутренними рынками. В связи с этим выросла децентрализация отдельных функций управления при достаточной степени независимости структурных подразделений.

         Глобальные ТНК - компании, создаваемые на основе интеграции хозяйственной деятельности, осуществляемой в разных странах. Возникшие в 80-е годы, именно они определяют будущее развитие мировой экономики. Эти ТНК представляют собой объединение децентрализованных филиалов, для которых сферой деятельности является весь мир. Одна из основных характеристик таких ТНК – осуществление глобальной стратегии.    

               Подобный подход включает совокупность следующих принципов:

     1.Необходимо продавать товар во всём мире, а не только на внутреннем рынке, причем международный сбыт рассматривается не как дополнение  к основному бизнесу, а как неотъемлемая часть стратегии.

     2. Следует размещать те или иные виды деятельности в других странах для того, чтобы использовать местные преимущества, компенсировать определенные неблагоприятные моменты или облегчить проникновение на национальный рынок.

     3. Координация и интеграция различных видов деятельности должна осуществляться в масштабах всего мира. 

Глава 2 . Роль и место ТНК  в мире.

 

2.1. Деятельность ТНК

     Расширяя  свою   экспансию  ТНК  используют   разнообразные   формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.

     К числу таких форм экономики ТНК  обычно относятся:

    1. лицензирование;
    2. франчайзинг;
    3. управленческие контракты;
    4. оказание технических и маркетинговых услуг;
    5. сдачу предприятий «под ключ»;
    6. ограниченные    по    времени    договоры    по    созданию    совместных предприятий и соглашения  по  осуществлению отдельных операций.

         На практике часто трудно чётко провести границу между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются не дифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

        Важная особенность  развития этих форм в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими ТНК, выражая усиление центростремительных тенденций. Особое распространение получили лицензионные соглашения – юридические договоры, по которым лицензиар предоставляет определённые права лицензиату на некоторое время и за определённое вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологий.

Информация о работе Транснациональные корпорации в России