Транснациональные корпорации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 02:33, курсовая работа

Краткое описание

Для современной мировой экономики характерен стремительно развивающийся процесс транснационализации. В этом процессе основной выступают транснациональные корпорации (ТНК). Транснациональные корпорации представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании - резидента другой страны - обычно приходится более 10% акций или их эквивалента.

Содержание

Оглавление
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Транснациональные компании. 6
1.1 Понятие транснациональной компании 6
1.2. Этапы развития ТНК 9
1.3. Структура и типы ТНК 13
Глава 2 . Роль и место ТНК в мире. 16
2.1. Деятельность ТНК 16
2.2. ТНК и национальные экономики. 17
2.3. Преимущества и недостатки ТНК 20
Глава 3. Российские ТНК 25
3.1. Российские ТНК на мировом рынке. 25
3.2 Влияние иностранных ТНК на российского потребителя 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)
 

      Для достижения своих целей ТНК прибегают  и к вмешательству в политическую жизнь, подпитывают удобных политических деятелей, политические группировки  и режимы, ограничивая государственную  самостоятельность других стран. Требуется  создать систему регулирования  деятельности ТНК, норм и правил игры, ограничивающих негативные проявления. Положительное воздействие на ТНК  оказывает антимонопольное законодательство стран, где дислоцированы центры ТНК и где развертывается их зарубежная деятельность.

 

Глава 3.  Российские ТНК

3.1. Российские ТНК  на мировом рынке.

       Появление и развитие российских  больших  компаний, которые занимают  ведущие места не только на  локальном, но и на мировом  рынке- является одним из результатов развития российской экономики за последние 10 лет. В начале 2000-х годов появились довольно благоприятные условия для выхода российских компаний на мировые рынки в роли полноправных участников.

     Под транснациональной компанией следует  понимать, если руководствоваться чертами, которые выявили эксперты ЮНКТАД,  необходимое наличие у какой  либо компании зарубежных активов с  долей не менее 10% уставного капитала. Следовательно, к российским транснациональным  компаниям можно отнести только несколько  компаний. Использование  определения  «транснациональная компания»  в России, не новое явление, в середине 1990-х годов ОАО «Лукойл» и РАО «Газпром» в публикациях ЮНКТАД  были как транснациональные компании мира.  Если учитывать, потенциальное количество российских компаний, которые можно назвать «транснациональными», то для этого необходимо  выделить ряд признаков, которые характерны для этого вида компании.  Критерии, которые определяют  отношение компании к транснациональной:

  • значительный оборот и лидирующие позиции на внутреннем рынке,
  • Общепринятую для корпораций организационную структуру
  • значительный оборот и лидирующие позиции в отрасли на  внутреннем рынке
  • общепринятую для корпораций организационную структуру,
  • международную отчетность,
  • наличие стратегии развития, ориентированной на превращение в глобальную компанию и воплощаемой в жизнь.

     К вышеизложенным критериям  можно  отнести следующие компании: «Русал»,  «Суал», ГМК «Норильский никель», «Северсталь», «Евразхолдинг», НЛМК, «Лукойл», «Газпром», МТС, «Вымпелком», ТНК-ВР, РАО «ЕЭС России», «Алроса». Эти компании владеют наиболее крупными зарубежными активами, целенаправленно проводят зарубежную экспансию и являются крупными игроками на мировом рынке, даже исходя из размера активов на внутреннем рынке. Также можно отметить крупнейшие российские банки, имеющие зарубежные активы. Это Внешторгбанк (за счет консолидации бывших европейских совзагранбанков), Сбербанк,  Альфа-банк, МДМ-банк (последние – за счет активов в странах СНГ).

     В докладах ЮНКТАД, рассматривающих деятельность ТНК, присутствуют и такие российские транспортные компании, как «Дальневосточное морское пароходство», «Приморское  морское пароходство» и «Новошип». Однако их полноправный транснациональный статус вызывает сомнение, поскольку их зарубежные активы – суда – лишь зарегистрированы под «удобными флагами», а фактически являются российскими.

       Таблица 3

Крупнейшие  российские ТНК по размерам зарубежных активов 

 
Компания
Отрасль Активы, млн. долл. Индекс

транснациональности,

заграничные всего
«Газпром» нефтегазовая н. д. 104982 н. д.
«Лукойл» нефтегазовая 7792 29 761 37,8
ГМК «Норильский

никель»

металлургическая 1413 13 632 32,3
«Новошип»  транспорт 1296 1413 58,9
«Русал» металлургическая 743 6544 33,7
ОМЗ  машиностроение 347 901 42,9
«Северсталь»  металлургическая 174 6584 25,0
«Мечел» металлургическая 120 3679 25,6
 

     Что касается представительства российских компаний в других рейтингах, то отметим  публикации «Financial Times» (FT). В список 500 крупнейших мировых компаний по рыночной стоимости за 2005г., публикуемый FT, вошли шесть российских компаний («Газпром», «Лукойл», РАО ЕЭС, «Сургутнефтегаз», Сбербанк, ГМК «Норильский  никель»). Причем по итогам 2005 г. ОАО «Газпром» вошло в десятку  крупнейших компаний, а к концу 2006 г. и вовсе занимает четвертое место в мире по рыночной стоимости. В списке крупнейших компаний  Восточной Европы из 97 компаний – 49 российских, но не все они являются транснациональными.

3.2 Влияние иностранных ТНК на российского потребителя

     В  1987  первые прямые зарубежные инвестиции были внесены  в российскую экономику. К 1996 г.  В России было зарегистрировано  30 тысяч фирм и компаний  с иностранным  капиталом, из них несколько более 17 тыс. предоставили информацию в российские статистические органы о начале своей  практической деятельности.

     В тот период, подавляющая часть  иностранных партнеров по созданию предприятий с иностранным капиталом  была представлена мелким, так называемым «рисковым» капиталом. В расчете  на одно создаваемое предприятие взнос, который вносили  со стороны зарубежного партнера, ограничивался в среднем несколькими тысячами долларов. Однако в дальнейшем, довольно медленными темпами транснациональный капитал становился более крупным, и началось сотрудничество с российскими предприятиями.

     Также не стоит забывать, что в связи  с развитием экономической системы  в России  изменяется поведение  каждого ее субъекта, в том числе  и российского потребителя. Эти  изменения необходимо учитывать  транснациональным компаниям. Об эволюции вкусов и предпочтений российских потребителей могут свидетельствовать  не только некоторые представители ТНК, но и руководители различных российских компаний и предприятий.

     Исходя, из вышеизложенных данных можно  выделить ряд особенностей, которые  позволяют  сделать анализ  возможные пути сочетания интересов российских домашних хозяйств и иностранных  ТНК:

  1. Географическая протяженность страны.  Для российского потребителя  это оказывает большое влияние. ТНК, должны учитывать не только культурные пристрастия страны в целом, но и умело дифференцировать свой товар и услуги  под разные регионы страны.

     Ярким примером может стать  корпорация Nokia, которая придерживается принципа «надо уважать культуру тех людей, с которыми работаешь» и, соответственно, прежде чем начать рекламную кампанию, проводит ряд фокус-групп, где всесторонне анализируется ее эффективность. На основе этих исследований определяется, реклама какого рода лучше действует в каждой конкретной стране или регионе. Так, реклама Nokia в Москве, Краснодаре и Владивостоке немного отличается. Это связано с тем, что в одном регионе более популярны раскладные модели Nokia, в другом–

     моноблоки, поэтому рекламируются разные модели.

  1. Российские потребители более восприимчивы к новым товарам.

     Это сказывается тем, что в России потребители долгое время жили в  о время дефицита, что нельзя сказать  о потребителях  в западных странах. В настоящее время производители могут представлять  потребителям новую продукцию, которая вызывает интерес и возможность экспериментировать, что позволяет привлечь покупателей и   захватить наибольшую долю рынка.

     Примером  может послужить  немецкая ТНК  Schwarzkopf&Henkel по каждому бренду в 2004 г. выпускала как минимум от одного до трех новых товаров, которые обеспечивали значительное повышение продаж, намного опережавшее рост рынка в этих сегментах. Американская Nestle действует еще активнее и в последнее время за год выпускает в России 10–12 новых разновидностей приправ Maggi. 

  1. Высоким продажам иностранных ТНК в России способствует также  растущая платежеспособность российских потребителей. Например, шведская Ikea строит в России большие торговые комплексы, где за

     год проходят десятки миллионов человек. В других странах компания не занимается организацией торговых домов, а делает упор в основном на производство и  реализацию мебели и товаров для  дома.

       На развитие  иностранной компании  в России  также повлиял тот  факт, который заключается в том,  что российский потребитель не  избалован цивилизованной торговлей,  особенно в регионах. У этого  фактора есть 2 стороны: положительная,  заключается в том, что  это  является стимулом для   дальнейшего  развития иностранных торговых  сетей в российской экономике,  но с другой стороны, у компаний, которые торгуют продукцией  низкого  и/или среднего ценового  уровня, могут появиться сильные конкуренты, которые будут вытеснять их  с рынка.

  1. Российский потребитель ориентирован на моду. Важно  чтобы данный товар был остромодным и привлекал собой внимание потребителей. Эту особенность можно проследить на автомобильном рынке в России Например, компания Toyota отказалась от продажи модели Camry в Европе. В России же этот автомобиль бизнес-класса пользуется очень высокой популярностью. Nissan вывел на отечественный рынок брэнд Infiniti, созданный специально для продаж в США. Россия стала первой европейской страной, в которую пришел Infiniti.

     Это говорит о том, что  вкусы и  предпочтения российских и европейских  потребителей в корень различны. Для   среднестатистический европейский  житель между бензиновым и дизельным  двигателем выберет дизельный, российский же потребитель отдаст предпочтение бензиновому. В Европе жители предпочитают хэтчбэки, в России- седаны, европейцы любят механические коробки передач и более популярны не полноприводные автомобили, чего нельзя сказать о России, где покупатель выбирает  автоматическую коробку и более 30% автомобилей, покупаемых в РФ- внедорожники.

     Также для россиян важен стиль и  технические характеристики автомобиля. Все международные компании  должны производить свои товары  в зависимости  от нужд и предпочтений того или  региона.

     Порой иностранному производителю необходимо подстраиваться под российского  потребителя, учитывая  местную культуру, традиции. В итоге  компания делает акцент на том, что данный продукт  является российским, а не  интернациональным. Ярким  примером может 

     Стать компания  Nestle, которая на своей фабрике в Самаре выпускает продукцию с истинно русскими названиями: «Родные просторы», «Аленький цветочек». Данная политика в условиях постепенной индивидуализации потребительского спроса в каждой стране и усиливающейся конкуренции со стороны местных производителей помогает корпорациям не терять своих позиций и получать дополнительную прибыль.

  1. Российские потребители слишком долго не меняют товары длительного пользования.

     Это положение не устраивает иностранных  производителей, стратегия производства которых  ориентирована на более  короткий срок обслуживания. От этого страдают представители компаний, которые производят мобильные телефоны, бытовую технику. Среднестатистический житель России приобретает новый мобильный телефон раз в 2-3 года, при том, что производители выпускают ежегодно по 20 новых моделей.  То же самое можно наблюдать и на рынке телевизоров, ежегодно производители выпускают по 3-4 модели, а замена телевизоров происходит в среднем раз в 5-6 лет. 

       В результате приведенных выше  исследований можно сделать вывод,  что российские покупатели стали   больше приобретать иностранную  продукцию,  тратить свои сбережения  на  товары длительного пользования,  в отличие от прошлых лет,  когда большая часть доходов  приходилась на предметы первой  необходимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Транснациональные корпорации в России