Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 19:30, курсовая работа
Интенсификация общественного воспроизводства и формирование предпосылок перехода на инновационную модель экономического развития наиболее остро ставят вопросы эффективного участия человека в производственной деятельности, а проблема повышения производительности общественного труда становится всё более актуальной. Управление социально-трудовыми процессами в условиях становления нового способа производства – инновационной экономики требует комплексного, системного подхода к исследованию процессов в социально-трудовой сфере, позволяющего раскрыть всё многообразие связей между различными социально-экономическими явлениями.
На основе
вышеизложенного можно сделать
вывод о том, что отсутствие
единого понимания сущности
Из свойства многофункциональности логически вытекают еще несколько важнейших свойств, характеризующих трудовой потенциал как обобщённую характеристику системы: гибкость, адаптивность, устойчивость. Свойство гибкости проявляется в способности системы изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния элементов системы. Свойство гибкости проявляется в существовании обратной связи, т.е. реакции системы на управляющее воздействие. Адаптация системы (адаптивность) представляет собой реакцию системы на действие факторов среды, выражающееся в изменении целей и поведении системы. Устойчивость системы представляет собой способность системы возвращаться в исходное состояние после некоторых возмущающих воздействий (флуктуаций).
На трудовой потенциал значительное влияние оказывает развитие, трансформация и модификация способностей человека к труду. Следует отметить, что развитие и трансформация способностей к труду находится под воздействием динамики научно-технического прогресса, его долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных циклов. Динамика совокупной способности к труду как составляющая трудового потенциала таким образом находит свое отражение на микроуровне (постоянно происходящее обновление моделей и модификаций продукции, совершенствование её параметров на базе улучшающих инноваций), мезоуровне (с периодичностью в десять лет происходит смена поколений техники, обновление активной части основных фондов) и макроуровне (развертывающаяся на основе кластера базисных инноваций примерно раз в пятьдесят лет смена лидирующих технологических укладов).
Трудовой потенциал предполагает следующие основные методологические принципы:
1. Представление трудового
потенциала как сложной
2. Элементы данной системы
представляют собой компоненты,
которые изменяются и
3. Взаимосвязи и
4. Функционирование всех
элементов системы должно
1.3. Применение теории и методологии в прикладных исследованиях и разработках.
Ситуация в сфере реализации трудового потенциала отражает общее положение в экономике. На протяжении десятилетия реформ в стране происходит обесценение и постепенная деградация трудового потенциала. Его недоиспользование наиболее очевидно проявляется в безработице, но не сводится только к ней. В результате качество занятости снижается. Об этом свидетельствуют значительные масштабы частичной и подавленной безработицы, распространение невидимой неполной занятости. Низкий уровень трудовых доходов большой части работников побуждает их искать дополнительные источники средств к существованию, соглашаться на любые условия труда.
На практике процессы формирования и использования трудового потенциала тесно взаимосвязаны между собой.
Формирование трудового потенциала общества в целом означает подготовку незанятого населения к трудовой деятельности, вовлечение в материальное и духовное производство всего трудоспособного населения страны. Иными словами, формирование представляет собой создание реального потенциала живого труда, знаний и навыков, охватывающего все общество и каждого индивида.
При этом, формируя трудовой
потенциал, необходимо учитывать следующие
признаки: демографические, медико-биологические,
профессионально-
Мерой качества
Использование трудового потенциала рассматривается как в количественном отношении, так и в качественном. С количественной точки зрения наличие персонала по каждому структурному подразделению и предприятию в целом определяются исходя из объемов производственных зданий и потенциальных возможностей, которыми располагает персонал, а с качественной - степенью соответствия профессионально - квалификационного уровня работников сложности выполняемых работ. В условиях острой конкуренции предприятий-производителей на рынке товаров и услуг последствиями несоответствия в первом и во втором случаях являются следующие нежелательные давления: брак по вине работника, невыполнение договорных обязательств, неудовлетворительное обслуживание оборудования и неполная занятость имеющегося парка оборудования, высокая текучесть кадров и др. Для предотвращения таких негативных явлений необходимо проводить на предприятии регулярный анализ сравнения разряда работ и уровня квалификации работников. Это позволяет оценить использование работников с учетом их потенциальных возможностей и обеспечить рациональную расстановку работников по конкретным рабочим местам и структурным подразделениям, по периодам занятости в течение смены или года.
Важной, но до конца не решенной является проблема оценки трудового потенциала, с помощью которой можно измерять и интенсивно использовать личный трудовой потенциал. На практике применяются следующие методы измерения трудового потенциала.
Количественная оценка
производится, как правило, лишь
в отношении таких
Балльная оценка (по 7-10-балльной шкале) применяется в отношении показателей, характеризующих возраст, здоровье, подготовку работника, его интеллектуальный, творческий, инновационный потенциал. Такой метод оценки доступен для исполь-зования в каждой организации, но он недостаточно объективно отражает степень использования трудового потенциала.
Следовательно, величина совокупного потенциального фонда рабочего времени - это объемная величина времени работы для выполнения производственного задания данным коллективом работников. Однако сегодня использовать для оценки трудового по-тенциала только количество отработанного персоналом организации рабочего времени явно недостаточно, поскольку при этом отсутствует оценка качественной стороны трудового потенциала.
Управление трудовым
потенциалом организации
На практике недоиспользование трудового потенциала (несоответствие между потенциальными возможностями работника и их реализацией) проявляется:
Глава 2.Трудовые ресурсы как социально экономическая категория.
2.1. Трудовые ресурсы как производящая часть общества.
Термин «трудовые ресурсы»
впервые применил академик
С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия. В
1954 году Международная конференция статистиков
труда утвердила определение «общие трудовые
ресурсы».
Трудовые ресурсы в сегодняшнем понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.
Физические и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются.
С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы:
1) дорабочий возраст – это период получения общего профессионального образования;
2) рабочий;
3) послерабочий (пенсионный возраст).
Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят:
1) из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны
2) граждан моложе
3) граждан, старше трудоспособного возраста
Трудоспособный (рабочий) возраст – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц трудоспособного возраста не относятся инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях.
Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория могут рассматриваться с четырех позиций:
– демографической;
– экономической;
– социологической;
– статической.
Демографический аспект отражает зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие его корректировки (характеристики), как пол, возраст, место жительства и др.
Экономический аспект выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве.
Социальный аспект отражает формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной формации и под ее влиянием.
Статический аспект характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения.
Структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно поделить на две группы:
– количественная характеристика;
– качественная характеристика.
К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность, их состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики.
К качественным – образовательный
уровень трудовых ресурсов, их профессионально-
Существует 3 вида потребностей общества трудовых ресурсов:
1. Производственная потребность = имеющееся в наличии количество рабочих мест по профессиям и специальностям – фактическое количество работников данных профессий и специальностей;
2. Воспроизводственная потребность = прирост количества рабочих мест – прирост рабочей силы;
3. Личностное = общее количество рабочих мест в обществе – трудоспособное населения.
При формировании трудовых ресурсов характеризуют 4 группы населения:
1.Самостоятельное население – это та его часть, которая имеет самостоятельный доход от трудовой деятельности, собственности или пенсий, стипендий;
2.Несамостоятельное население – это те лица, которые находятся на содержании семьи;
3. Экономически-активное население – это часть населения, которая имеет доходы от личного участия в производстве материальных и духовных благ.
Группа экономически-
а) Занятое население – это лица, которые:
б) Безработное население – это лица, которые:
4.Экономически-пассивное население – это та часть населения. Которая находится на содержании семьи и общества, и не входит в состав трудовых работников.
Различают следующие виды занятости:
1. Продуктивная (в промышленном производстве);И сельском хозяйстве.
2. Социально-полезная (на военной службе, очной учебе, уходе за больными родственниками, в семейном хозяйстве);
3. Полная занятость (по оплачиваемому труду);
4. Рациональная занятость (продуктивная, социально-полезная);
5. Эффективная (100% занятость, которая обеспечивает полное использование экономически-активного населения).
Информация о работе Трудовой потенциал и трудовые ресурсы: соотношение понятий