Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель курсовой работы: на основании анализа особенностей адаптации персонала в туристической компании «Coral Travel» предложить рекомендации по совершенствованию управления адаптацией в компании.
Задачи :
1) изучить теоретические аспекты адаптации персонала (сущность, виды адаптации персонала);
2) рассмотреть особенности адаптации персонала в организации малого бизнеса;
3) рассмотреть анализ управления адаптацией в туристической компании «Coral Travel»;
4) предложить рекомендации по совершенствованию управления адаптацией в туристической компании «Coral Travel».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты управления адаптацией персонала в кадровом менеджменте организации сферы услуг……………………………..5
1.1.Сущность и виды адаптации персонала……………………………………..5
1.2.Особенности адаптации персонала в организации сферы услуг…………..9
Глава 2. Практические аспекты управления адаптацией персонала в организациях сферы услуг………………………………………………………12
2.1.Анализ управления адаптацией в туристической компании «Coral Travel»…………………………………………………………………………….12
2.2.Рекомендации по совершенствованию управления адаптацией в туристической компании «Coral Travel»……………………………………….16
Заключение ………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………...22
Приложение №1………………………………………………………………….23
Условно
процесс адаптации можно
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка.
Необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны не привычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в не знакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. д.
Этап 2. Ориентация.
Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Этап 3. Действенная адаптация.
Состоит
в собственно приспособлении новичка
к своему статусу и значительной
степени обусловливается его
включением в межличностные отношения
с коллегами. В рамках данного
этапа необходимо дать новичку возможность
активно действовать в
Этап 4. Функционирование.
Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
Руководителю целесообразно проводить собеседования с новичком в течение первой недели и по окончании одного месяца работы. Проанализировать проблемы, которые возникали, предложить несколько таких вариантов разрешения трудных ситуаций, с которыми столкнулся новый сотрудник, которые бы помогли ему понять специфику своей организации. [5]
Глава 2. Практические аспекты управления адаптацией персонала в организациях сферы услуг
2.1. Анализ управления адаптацией в туристической компании «Coral Travel»
Туристическая компания «Coral Travel» находится по адресу 107031, Москва, Столешников переулок, дом 11, этаж 4, офис 451.
Компания «Coral Travel» обладает 20-летним профессиональным опытом в сфере выездного туризма и предлагает на российском рынке только высококачественный туристический продукт. «Coral Travel» входит в число самых крупных туристических операторов России.
В компании уделяют большое внимании системе управления качеством и человеческими ресурсами. Бренд «Coral Travel» позиционируется на рынке как марка надежности и качества, что накладывает особую ответственность на деятельность компании и является стимулом для дальнейшего развития и совершенствования.
Основная цель туристической компании «Coral Travel» - это дальнейшее повышение эффективности деятельности компании и ее конкурентоспособности на рынке, что предполагает целенаправленную работу по четырем направлениям:
- управление ожиданиями рынка посредством укрепления лояльности к продукту компании и проведения эффективных мероприятий по дальнейшему повышению узнаваемости бренда «Coral Travel»;
- улучшение
показателей деятельности
- повышение
качества управления компанией
путем эффективного
- работа
по самым высоким мировым
Компания практикует в своей работе комплексный подход к качеству. Это означает качество во всем, начиная с предлагаемого продукта и заканчивая работой сотрудников всех подразделений «Coral Travel». Благодаря этому визитной карточкой компании «Coral Travel» является неизменно высочайшее качество предоставляемых услуг.
Отношения с партнерами основаны на принципах открытости и порядочности, без чего невозможно строить успешный бизнес.
Каждый агент, который приобретает продукт «Coral Travel», может быть уверен, что его клиенту будут предоставлены только качественные услуги, тщательно проверенные и отобранные экспертами компании «Coral Travel». Именно поэтому продукт, предлагаемый на рынке под маркой «Coral», является в глазах потребителей и партнеров синонимом надежности и качества. [8]
Для того, чтобы проанализировать управление адаптацией в туристической компании «Coral Travel», необходимо сначала провести набор и отбор новых сотрудников на требуемую должность в компании.
Подбором персонала занимается менеджер по подбору персонала в «Coral Travel». Новые сотрудники принимаются на работу по приказу генерального директора. Подбор персонала производится после того, как менеджеру по персоналу подаётся заявка руководителем структурного подразделения.
В туристической компании «Coral Travel» установлены определенные критерии для отбора будущих сотрудников на должность специалиста:
1).возраст 20-30 лет;
2).высшее образование;
3).опыт работы 1-2 года;
4).место жительства г. Москва
5).коммуникабельность;
6).знание иностранных языков;
7).отсутствие вредных привычек.
Далее менеджер по персоналу проводит мероприятия по привлечению кандидатов на нужную должность через объявления в газетах, в сети Internet, в ВУЗах. Кандидаты, претендующие на должность специалиста, подают в компанию свои резюме, по которым генеральный директор проводит оценку знаний и навыков, которые имеют кандидаты.
Вследствие набора и отбора новых сотрудников в туристической компании «Сoral Travel», их вхождения в жизнь компании необходимо время. Поэтому в «Сoral Travel» важно не только найти новых сотрудников, но и удержать их в компании.
Если рассмотреть анализ увольнения сотрудников в туристической компании «Сoral Travel» за 2010 год, то можно увидеть, что около 25 % работников компании покинули свое рабочее место в первые 3-4 месяца работы по следующим причинам:
1).отсутствие навыков взаимодействия новых сотрудников с коллегами для решения возникающих проблем;
2).возникновение
сложностей при вхождении «
3).отсутствие
знаний о системе льгот,
Это говорит о том, что в туристической компании «Сoral Travel» отсутствуют технологии адаптации работников, специалист, который занимается адаптацией новых сотрудников, а также институт наставничества.
В туристической компании «Сoral Travel» генеральным директором было принято решение о проведении опроса - анкетирования среди сотрудников, работающих в компании около 1-2 лет. Целью данного опроса – анкетирования является выявление слабых сторон процесса адаптации в компании и разработка адаптационной системы для новых сотрудников «Сoral Travel». Текст опроса – анкетирования представлен в приложении №1.
Подводя итоги опроса - анкетирования можно сделать вывод, что в туристической компании «Coral Travel» имеются множество проблем, котоые возникают у новых сотрудников в период адаптации и которые необходимо решать. Для их решения руководство «Coral Travel» разработало систему управления адаптацией сотрудников в компании.
2.2.
Рекомендации по
В соответствии с результатами проведенного опроса – анкетирования были приняты следующие рекомендации по совершенствованию управления адаптацией персонала в «Coral Travel»:
1). сотрудники, которые принимаются в компанию «Coral Travel», должны пройти испытательный срок – 2 - 3 месяца;
2). необходимо разработать индивидуальный график адаптации для каждого принимаемого сотрудника, согласно которому процесс адаптации займет 2 – 4 недели;
3). необходимо за каждым новым сотрудником закрепляют наставника, который в течении некоторого периода времени работы (например, 1 месяца) отвечает за его деятельность;
4). необходимо найтти специалиста, который отвечал бы за организацию процесса адаптации новых сотрудников в организации. К этому специалисту смогут обращаться за помощью не только новые сотрудники, но и их коллеги;
5).необходимо взаимосвязать все отделы в «Coral Travel» для того, чтобы все отделы компании чувствовали себя одним целым. Это будет способствовать повышению эффективной адаптации работников, недавно пришедших в компанию;
6).необходимо усовершенствовать систему материального стимулирования труда работников так, чтобы они стремились быстро адаптироваться и включиться в работу;
7).сотрудникам, которые недавно пришли в организацию, нужно предоставлять методическую литературу их специальности для того, чтобы работники могли быстрее адаптироваться на новом рабочем месте;
8).необходимо установить материальное поощрение наставников.
Наставничество выглядит следующим образом: более опытный сотрудник обучает нового сотрудника тому, что умеет сам. Наставничество нацелено на обретение новым сотрудником знаний, умений и навыков, необходимых в его дальнейшей работе. Советом, личным примером наставник передаёт подопечному свой опыт. Можно сказать, что это разновидность индивидуального обучения непосредственно на рабочем месте. Опытный сотрудник много знает и многое умеет, ему известны все тонкости и нюансы выполняемой работы, которыми он поделится с новичком. При назначении наставника необходимо учитывать не только его профессиональные качества, но и человеческие. Наставник должен быть отзывчив, и кроме того, должен сам уметь и хотеть работать с людьми. Процесс наставничества должен быть организован таким образом, чтобы деятельность сотрудника в качестве наставника никак не отражалась на его основной работе. В противном случае система адаптации, основанная на наставничестве, приведёт не к повышению, а к снижению продуктивности в целом. [6]
Заключение
Итак, в процессе работы я изучила теоретические аспекты адаптации персонала, т.е. сущность, виды и особенности адаптации персонала. Проанализировала управление адаптацией персонала в туристической компании «Coral Travel», а также привела рекомендации по совершенствованию управления адаптации персонала в данной компании.
Можно сделать следующий вывод:
Адаптация
— процесс активного
Выделяют следующие виды адаптации персонала:
1). по отношениям «субъект – объект»
- активная;
- пассивная.
2). по воздействию на работника
- прогрессивная;
- регрессивная.
3). по уровню
- первичная;
- вторичная.
4). по направлениям
- производственная;
- непроизводственная.
В программе адаптации имеются следующие стадии:
1). Стадия ознакомления.
2). Стадия приспособления.
3). Стадия ассимиляции.
4). Стадия идентификации.
Процесс адаптации подразделяется на четыре этапа:
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка (она необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. д.);
Этап 2. Ориентация (это практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом);
Этап 3. Действенная адаптация (заключается в приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации, важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами);
Информация о работе Управление адаптацией персонала в кадровом менеджменте организации сферы услуг