Управление ассортиментом продукции современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть формирование оптимального ассортимента, как основу эффективной коммерческой деятельности предприятия.

Исходя из цели, задачами работы являются:

- рассмотреть сущность и основные показатели ассортимента;

- изучить формирование и управление ассортиментом;

- охарактеризовать риск, связанный с разработкой новой продукции;

- рассмотреть процедуру формирования оптимального ассортимента на примере ОАО «Молочный мир».

Содержание

Введение 3

1. Сущность, формирование и управление ассортиментом предприятия 6

1.1. Сущность и основные показатели ассортимента 6

1.2 Формирование и управление ассортиментом 12

1.3 Риск, связанный с разработкой новой продукции 20

2. Формирование оптимального ассортимента на примере ОАО «Молочный Мир» 23

2.1 Характеристика предприятия 23

2.2 Ассортимент предприятия «Молочный Мир» 27

2.3 Разработка ассортимента политики предприятия ОАО «Молочный Мир» 35

Заключение 41

Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

!!!про молоко.rtf

— 1.38 Мб (Скачать файл)
tify">     АЦИДОФИЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ

     Ацидофильная простокваша по вкусу сходна с мечниковской, но готовят ее на закваске, в которую входят молочнокислый стрептококк и ацидофильная палочка.

     Ацидофильное молоко получают сквашиванием пастеризованного молока особо подобранными ацидофильными палочками. Консистенция его сметанообразная, иногда несколько тягучая, вкус приятный, его охотно пьют дети как освежающий напиток.

     Ацидофильную пасту готовят из ацидофильного молока, которое подвергают самопрессованию в стерильных мешках до удаления сыворотки. Ацидофильная паста по консистенции напоминает густую сметану, приятна на вкус.

     В настоящее время вырабатывают ацидофильную пасту с сахаром. Получается вкусный, высококалорийный диетический продукт кисловато-сладкого вкуса и нежной консистенции.

     Ацидофильную пасту до употребления следует хранить при температуре от 2 до 10° в сухом темном месте.

     Ацидофильно-дрожжевое молоко готовят из цельного пастеризованного молока с применением культур ацидофильной палочки и дрожжей, сбраживающих молочный сахар и обладающих антибиотическими свойствами. Консистенция его ровная, сметанообразная, иногда слегка тягучая; вкус чистый кисломолочный, острый, с запахом дрожжей, освежающий.

     Перед употреблением ацидофильно-дрожжевое молоко тщательно взбалтывают в бутылке, после чего оно становится жидким и менее вязким. Дети охотнее пьют его более жидким и с сахаром.

     КЕФИР

     Это кисломолочный напиток смешанного брожения (молочнокислого и спиртового). Получают его в результате сквашивания коровьего молока закваской, приготовленной на кефирных грибках.

     Кефир обладает освежающим, кисломолочным вкусом, хорошо утоляет жажду. Консистенция его однородная, напоминающая жидкую сметану.

     Различают жирный кефир из цельного молока жирностью не менее 3,2% и нежирный - из обезжиренного молока. В зависимости от степени созревания кефир может быть слабый (созревает сутки); средний (созревает 2 суток); крепкий (созревает 3 суток).

     Для школьников выпускается кефир с витамином С.

     КУМЫС

     Кумыс - кисломолочный пенящийся напиток спиртового и молочнокислого брожения, приготовляемый из кобыльего молока;

     Готовят его следующим образом. В свежевыдоенное теплое молоко кобылиц прибавляют до 25% закваски молочнокислых палочек и молочных дрожжей, все взбалтывают мутовкой в течение 20-30 минут и оставляют в теплой комнате на 2-3 часа. После этого вновь перемешивают и через некоторое время разливают в бутылки, плотно закрывают резиновыми пробками и выдерживают в охлаждаемом помещении.

     Так как в молоке кобылиц содержится больше сахара (свыше 6%) и меньше жира и белков, чем в молоке коровы (причем большая часть белка находится в растворимом состоянии), при сквашивании его сгустка не образуется, появляются лишь мелкие хлопья белка.

     В зависимости от продолжительности выдержки различают слабый, или молодой (односуточный) кумыс, средний (двухсуточный) и крепкий, или старый (трехсуточный). Более 3 суток кумыс не выдерживают, так как он приобретает сильно дрожжевой привкус.

     ЧАЛ (ШУБАТ)

     Чал - кисломолочный, сильно пенящийся напиток с чистым кисломолочным вкусом и дрожжевым запахом; готовят его из молока верблюдиц. В Туркмении его называют чал; в Казахстане - шубат. Еще И.И. Мечников писал, что кочевники арабы, отличающиеся прекрасным здоровьем и большой физической силой, питаются почти исключительно свежим или скисшим молоком верблюдиц. Первоначальной закваской для приготовления этого напитка служит кислое молоко верблюдиц - «катык».

     КУРУНГА

     Этот пенящийся кисломолочный напиток, приготовляемый из коровьего молока, распространен среди народов Северо-восточной Азии - бурят, монголов, хакассов, тувинцев, ойротов и др.

     Приготовление курунги было известно народам Восточной Азии еще в глубокой древности; в летнее время она служила для них почти единственным источником питания.

     Чтобы приготовить этот продукт, добавляют к коровьему молоку зрелую курунгу, хорошо перемешивают и выдерживают для скисания в теплом месте. Путем перегонки курунги получают молочное вино - «тарасун» и полужидкий питательный напиток «арсу».

     Курунга представляет собой продукт молочнокислого и спиртового брожения, имеет приятный, кисловатый вкус; по консистенции мало отличается от кумыса.

 2.3 Разработка ассортимента политики предприятия ОАО «Молочный Мир»

 

     Необходимо отметить, что предприятие реализует товары, которые находятся на разных этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одним товаром может быть достаточно успешной и прибыльной, а другим - приносить лишь убытки. Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом этапе жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную деятельность. Для решения такой проблемы может быть использована матрица «Бостон консалтинг групп».1 Идея этого метода заключается в возможности разделить товарные группы на четыре вида:

    1) на них спрос уменьшается и рыночная доля незначительна («Собаки»);

    2) их рыночная доля невелика, но спрос растет («Вопросы» или «Новички»);

    3) спрос на них растет интенсивно, и рыночная доля имеет возможность расти («Звезды»);

    4) характеризуются  определяющей рыночной долей, хотя спрос на них изменяется сравнительно мало («Коровы»).

      Показатели темпов роста откладываются по вертикали и отражают среднегодовой темп роста рынка, на котором функционирует каждая бизнес-единица. Относительная доля рынка откладывается по горизонтали. Она отражает долю рынка каждой ассортиментной группы относительно его крупнейшего конкурента.

     В данной курсовой работе будет использован метод наподобие классической матрицы Бостон Консалтинг Групп, предложенный руководителем Консалтинг-центра «Эркон» г. Харькова Игорем Рыбальченко.2 Единицей анализа выступают группы продукта, характерными параметрами - К - удельный вес группы в объеме сбыта и Т - удельный вес группы в темпе изменения объемов релизации.

     Причины использования данного метода:

  • отсутствие стратегического планирования на предприятии;
  • дефицит достоверной рыночной информации (объема рынка), т. к. большинство информации скрывается;
 

     Таблица 1. Удельный вес отдельных товарных групп в общем объеме реализации продукции и темпы изменения объемов реализации отдельных товарных групп в общем объеме темпов изменения реализации продукции

     
Товарные группы Объем продаж, тыс. р. Удельный вес, % Темпы изменения объемов реализации в общем объеме, %
Молоко 6421,14 23,5 110,34
Йогурты 2158,6 7,9 89,99
Сметана 2623,1 9,6 91,74
Кефир 6366,49 23,3 113,97
Простокваша 1694,09 6,2 74,98
Ацидофильные продукты 2131,27 7,8 99,9
Варенец 2158,6 7,9 89,99
Шубат 1256,9 4,6 66,65
Хурунга 1502,8 5,5 85,7
Кумыс 1010,9 3,7 122,22
Итого 27324 100 99,99
 

     Для наглядности отобразим результаты таблицы на рисунке 1, на котором можем видеть, что в групп «Звезды» попали следующие группы товаров: молоко и кефир. Эти группы товаров - лидеры - они обеспечивают будущие предприятия и имеют наибольший удельный вес в реализации и дают значительные прибыли

     «Дойные коровы» - это йогурты, сметана, варенец. Это подразделение имеет преданных приверженцев из числа потребителей, и конкурентам их сложно переманить. Поскольку реализация стабильна «Дойная корова» дает больше, чем необходимо для поддержания ее доли на рынке, наличных средств.

     В группу «Собаки» попали ацидофильные продукты и простокваша. Это группы товаров с ограниченным объемом сбыта.

     Рисунок 1  

       

     Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества не ясны. Для поддержания или увеличения доли на рынке нужны значительные средства, но предприятие не заинтересованно в поддержании данной группы товаров.

     В связи с вышеуказанным экономически целесообразно будет рассмотреть матрицу с точки зрения полученной прибыли. Для этого возьмем товарную группу молочная продукция. 

     Таблица 2

       Доля в товарообороте молочной продукции ОАО «Молочный Мир» в разрезе групп товаров

     
Группа Прибыль от реализации 2008 г., тыс. руб Доля в товарообороте,

%

Темп роста в общем объеме темпов роста, %
Молоко 352 25,4 115
Молоко дорогое (от 25 руб.) 54,24 3,9 83
Сметана 218 15,7 101
Кефир дорогой (от 20 руб.) 82,2 5,9 100
Кефир 452 33,3 108
Йогурт дорогой (от 23 руб.) 4,68 0,4 70
Йогурт 213,2 15,4 98
Варенец 2,11 0,1 65
ИТОГО: 1384,39 100 -
 

     На рисунке 2 представлена матрица на молочную продукцию, составленная по данным таблицы 2. Совершенно очевидно, что ассортиментные позиции группы молочной продукции находятся на разных стадиях жизненного цикла. «Звезды» - молоко и кефир «Дойные коровы» - сметана, йогурт, «Трудные Дети» - дорогое молоко, дорогой кефир. Не смотря на небольшие объемы продаж данные товары должны присутствовать в ассортименте магазина. «Собаки» - варенец, дорогой йогурт. Видимо дорогой йогурт - это продукт не нашей фирмы, так как наш целевой сегмент это покупатели со средним достатком, причем в основном женщины. Варенец вероятно находятся на стадии спада своего жизненного цикла.

     Рисунок 2

     Матрица «Доля прибыли - доля в росте прибыли» в разрезе ассортиментных групп молочной продукции ОАО «Молочный Мир» 

       

     Товарная политика предприятия определяет оптимальное соотношение товаров, разных по стадиям жизненного цикла, одновременно находящихся на рынке. Для удержания своего положения на рынке, осуществляя стратегию роста предприятию ОАО «Молочный Мир» необходимо реализовать политику товарной дифференциации. В таблице 3 наглядно представлена структура товарооборота, с учетом результатов полученных, при использовании метода наподобие классической матрицы Бостон Консалтинг Групп, предложенный руководителем Консалтинг-центра «Эркон» г. Харькова Игорем Рыбальченко.3 
 
 
 
 

     Таблица -3

     Удельный вес отдельных товарных групп  

     
Товарные группы Удельный вес, 2009 г. % Предлагаемый удельный вес, 2010 г., % Отклонения, +,-, %
Молоко 23,5 24,5 +1
Йогурты 7,9 8,3 +0,4
Сметана 9,6 10 +0,4
Кефир 23,3 24 +0,7
Простокваша 6,2 6,2 -
Ацидофильные продукты 7,8 8,5 +0,7
Варенец 7,9 8,5 +0,6
Шубат 4,6 4 -0,4
Хурунга 5,5 3,5 -2
Кумыс 3,7 2,5 -1,2
Итого 100 100 -

Информация о работе Управление ассортиментом продукции современной организации