Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:59, курсовая работа
Целью данной работы является исследование управления дисциплиной в трудовом коллективе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
•раскрыть понятие дисциплины в трудовом коллективе;
•исследовать основные методы управления дисциплиной труда;
•проанализировать управление дисциплиной в трудовом коллективе на примере ОАО «ВолгаТелеком»;
•рассмотреть порядок вынесения дисциплинарных наказаний на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ДИСЦИПЛИНОЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………………………………………………..
1.1 Понятие дисциплины в трудовом коллективе………………………….
1.2 Основные методы управления дисциплиной труда……………………
2. Управление дисциплиной в трудовом коллективе на примере ОАО «ВОЛГАТЕЛЕКОМ»……………………………………...
2.1 Краткая характеристика предприятия и уровня дисциплины в трудовом коллективе…………………………………………………………
2.2. Порядок вынесения дисциплинарных наказаний на предприятии…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………
Существует несколько психологических правил эффективного наказания:
Психологи советуют использовать
алгоритм наказания, известный как формула эффективной критики, или
ПНП (ПНП - позитив/негатив/позитив).
На первом этапе важно создать позитивный
эмоциональный фон, продемонстрировать
уважение к человеку. Этот фон достигается
доброжелательным взглядом, приветливой
улыбкой и т.д. Нужно, чтобы подчиненный
принял и осознал негативную позицию руководителя
по отношению только к конкретному поступку,
а не к личности в целом.
На втором (негативном, карательном) этапе руководитель должен показать провинившемуся, что он очень огорчен проступком и тем, что приходится наказывать, однако сделать это необходимо.
И в заключение всего,
на последнем (позитивном, реабилитирующем)
этапе, после вынесения наказания
рекомендуется сделать паузу
секунд на десять-пятнадцать, чтобы
человек успел осознать все, что ему
сказали. После этого нужно выразить надежду
на то, что он оправдает доверие и станет
на путь исправления, дать возможность
сотруднику реабилитировать себя. Важно
показать человеку, что в него верят, несмотря
на то, что он допустил промах. Это может
быть выражено в похвале предыдущих заслуг
работника.
Интуитивно многие руководители придерживаются
правила, согласно которому наказание
должно быть адекватно «провинности».
Материальное - материальному, нематериальное
- нематериальному.
Вообще для достижения высокой эффективности в работе важнее не наказание, а стимулирование. Наказанию человек, как правило, сопротивляется и снимает с себя ответственность за конечный результат своей работы.
Таким образом, дисциплина труда как одна из сторон производственных отношений, будучи органически связана со всей их совокупностью, является продуктом функционирования отношений собственности, распределительных отношений, товарно-денежных отношений и т.д.; взаимодействие данных отношений порождает определенный уровень дисциплины труда.
2. Управление дисциплиной в трудовом коллективе на примере ОАО «ВОЛГАТЕЛЕКОМ»
В качестве примера рассмотрим деятельность ОАО «ВолгаТелеком».
ОАО «ВолгаТелеком» - один из крупнейших операторов связи
России. На территории Ульяновской области
компания представлена Ульяновским филиалом,
который до вхождения в компанию назывался
Адрес ОАО «ВолгаТелеком» в Ульяновске: ул. Л. Толстого,60.
Миссия ОАО «ВолгаТелеком» - содействовать созданию современного общества, росту региональной экономики и повышению качества жизни жителей Поволжья за счет внедрения в повседневную жизнь передовых информационных технологий. Удовлетворяя спрос на телекоммуникационные услуги, и опережающими темпами развивая современную инфраструктуру связи, компания достигает роста операционной эффективности, увеличивая тем самым стоимость акционерного капитала и создавая рабочие места для жителей Приволжского федерального округа. Обеспечивая стабильный рост бизнеса, ОАО «ВолгаТелеком» заботится о благосостоянии сотрудников, их профессиональном развитии и социальной защищенности.1
Глобальные цели компании.
1. Интеграция новых технологий в повседневную жизнь.
2. Положение лидера на телекоммуникационном рынке Поволжья.
3. Повышение качества
оказываемых услуг за счет
развития и модернизации
4. Развитие и эффективное
использование кадрового
5. Достижение и поддержание
высокой прибыльности за счет
повышения эффективности
6. Создание благоприятных
условий для привлечения
7. Совершенствование
системы корпоративного
В таблице приведены основные экономические показатели ОАО «ВолгаТелеком» в 2007-2008 гг.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели ОАО «ВолгаТелеком» в 2007-2008 гг. 1
Экономические показатели |
Единица измерения |
2007 г. |
2008 г. |
Выручка от продаж |
млн. рублей |
1357,9 |
1544,5 |
Доход от услуг связи |
млн. рублей |
1277,4 |
1466,9 |
Эксплуатационные расходы |
млн. рублей |
987 |
1089,7 |
Прибыль от продаж |
млн. рублей |
370,8 |
454,8 |
Прибыль до налогообложения |
млн. рублей |
322,1 |
329 |
Численность персонала |
чел. |
3087 |
2994 |
Себестоимость на 100 рублей выручки |
рубли |
72,7 |
70,6 |
Начиная с 2006 года ОАО «ВолгаТелеком» проводит процесс оптимизации численности персонала в соответствии с организационной структурой Общества, соответствующей условиям рынка. В условиях насыщения спроса на услуги традиционной телефонии, приоритеты развития бизнеса сместились в сторону развития услуг с высокой добавленной стоимостью и удержания лидирующего положения на высоко конкурентных рынках услуг доступа в Интернет.
В настоящее время решающим условием успешной конкуренции в данном сегменте рынка является качество обслуживания клиентов, где особенное значение имеет человеческий фактор - именно это стало причиной внедрения системного подхода к управлению персоналом.
Для достижения этой цели в 2006-2008 гг. планомерно проводилась работа, направленная на повышение профессионального уровня сотрудников, совершенствование организационной структуры, системы оплаты и мотивации труда, поиск более эффективных форм и методов работы с кадрами, развитие корпоративной культуры.
Работа с персоналом в ОАО «ВолгаТелеком» базируется на понимании и признании того факта, это работники Компании - одна из ее главных ценностей, ресурс роста, развития и конкурентоспособности.
При этом приоритетами в области управления персоналом признаются обеспечение максимальной гибкости, адаптивности организационного управления и управления персоналом, создание имиджа Общества как предпочтительного работодателя, комплексное управление эффективностью персонала и достижение максимальной отдачи инвестиций в его развитие.
Большое значение придается
созданию эффективной системы
Специфика деятельности предприятия состоит в том, что персонал разбросан по абонентским отделам и сервисным центрам. В данном случае для контроля за дисциплиной коллектива необходима установка специального программного продукта.
На предприятии был установлен программный продукт «ПроПУСК».
Для решения поставленных
задач программа
При поднесении карты
к считывателю программа
«ПроПУСК» запоминает все
проходы сотрудников и
Система показывает детальную, ежесекундно обновляемую информацию о том, кто из сотрудников сейчас находится на объекте.1
Финансовая служба благодаря программе может пользоваться отчетами, удобными для расчета заработной платы сотрудников, а секретарь может быстро ответить на вопрос, где сейчас находится тот или иной сотрудник, которого ищет руководитель, или, например, выдать информацию о внутреннем номере телефона любого сотрудника.
Надо отметить, что недостаточно высокий уровень дисциплины труда приводит к потерям, дополнительным затратам, дезорганизует производство.
Экономические потери из-за низкой дисциплины труда выражаются:
За 2008 год в ОАО «ВолгаТелеком» было зарегистрировано 59 случаев нарушений трудовой дисциплины. Привлечено к дисциплинарной ответственности за появление на работе в нетрезвом виде – 3 человека; за прогулы и другие нарушения дисциплины - 48 человек; уволено по инициативе нанимателя - 8 человек.
К основным видам нарушений трудовой дисциплины относятся:
Рассчитаем по имеющимся данным уровень дисциплины на предприятии. Уровень трудовой дисциплины (Утд) традиционно определяется следующими способами:
Утд = Н/М, (1)
где Н – кол-во нарушителей,
М – общее число работающих.
Проведем расчет уровня трудовой дисциплины 2008 года по формуле:
59(кол-во нарушений)/2994(кол-
Показатель характеризует
Сравним его с аналогичным показателем 2007 года: 126/3087=0,0408.
Как видно уровень дисциплины увеличился в 2 раза (0,0408 / 0,0197). Это означает, что принятые меры по укреплению дисциплины возымели свое действие.
Кроме программного контроля за рабочим временем каждого сотрудника на предприятии уделяется большое внимание качеству работы. В четырех абонентских отделах компании работают 36 человек. Главную роль в их деятельности играет качество обслуживания посетителей. За качеством обслуживания следит главный менеджмент, кроме того организована деятельность по реагированию на жалобы посетителей. По результатам расследования причин жалоб принимаются меры, назначается дисциплинарное наказание.
Рассмотрим поэтапно
порядок вынесения
Согласно Положения об «Абонентском отделе» основными заданиями отдела являются: продажа услуг потребителям, расчеты с абонентами, предоставление услуг потребителям, в том числе, услуг многофункциональной сети передачи данных, работа с жалобами, претензиями и предложениями абонентов по улучшению качества обслуживания.
На сотрудника Абонентского отдела Ленинского района Машину Зою Андреевну 29 ноября 2006 г. поступила жалоба о нарушении режима работы и отказе в предоставлении услуги от Малаховой Татьяны Анатольевны. Со слов Малаховой за 20 минут до окончания рабочего дня отдел был закрыт, и просьба принять оплату за междугородние переговоры была отклонена. В жалобе Малаховой Т.А. сказано, что создавшаяся ситуация причинила неудобство.
При получении письменного
обращения на неудовлетворительную
работу сотрудника группа жалоб ОАО
«ВолгаТелеком» немедленно поставила
в известность непосредственног
Следующим шагом должностных лиц было проведение расследования создавшейся ситуации. Оператором Машиной З.А. была написана объяснительная записка на имя руководителя Абонентского отдела по поводу несоблюдения ею трудового распорядка, в которой она дает объяснения своему поведению. Со слов Машиной З.А., которая работала 29 ноября 2006 года с 9.00 до 18.00 в 17.30 в помещение отделения отдела вошла группа подростков в нетрезвом состоянии. Напуганная хулиганскими действиями подростков Машина З.А. пригрозила звонком в милицию, и после ухода группы лиц закрыла отдел из-за опасения повторения ситуации. По словам Машиной за 10 минут до окончания рабочего дня к ней обратился клиент с просьбой оплатить междугородние переговоры, которому она посоветовала обратиться на другой день. Объяснительная записка содержит так же просьбу к руководству ОАО «ВолгаТелеком» снисходительно отнестись к совершенному ею проступку.