Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:34, реферат
В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.
Процесс управления является
общей суммой всех функций. Значимость
менеджмента была особенно ясно осознана
в 30-е годы. Уже тогда стало
очевидным, что деятельность эта
превратилась в профессию, область
знаний – в самостоятельную
Возникает вопрос – можно ли считать, что английское понятие “менеджмент” и русское “управление” и, соответственно, “менеджер” и “руководитель” - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам.
Управление — это процесс
планирования, организации, мотивации
и контроля, необходимый для того,
чтобы сформулировать и достичь
целей организации. Менеджмент —
это эффективное и
В нашем определении заключены две важные идеи:
1) основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,
2) эффективное и
Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений.
Менеджмент — и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая пусть самые умные книги. Менеджмент, как и игра в бильярд или теннис, требует практики. Но это и наука. Нам приходится иметь дело с огромной и постоянно пополняющейся базой знаний и данных о процессе управления и методах повышения эффективности работы организации, которые можно усвоить с помощью учебников. Таким образом, менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, уметь сочетать науку и искусство.
Цели и функции менеджмента в условиях происходящих реформ требуют от каждой организации ответа на следующие вопросы: в чем миссия и цель каждой организации. Под миссией понимается удовлетворение определенной потребности общества. Так, Форд определял миссию автомобилестроительной компании как "предоставление дешевого транспорта людям". Если в качестве миссии организации задана прибыль, то это ведет к ее неэффективной работе. Цели организации определяются по подсистемам: производство, маркетинг, научно-технические разработки, финансы, персонал и менеджмент.
Примером могут быть следующие ключевые цели организации, представленные в таблице 1:
Таблица 1.Ключевые цели организации
Функциональная подсистема |
Ключевая цель |
Маркетинг |
Выйти на первое место по продаже продукции на рынке |
Производство |
Достичь определенной производительности труда |
Научно-технические разработки (инновация) |
Завоевать лидерские позиции по производству новых видов продукции, используя на НИР 7 процентов от реализации |
Финансы |
Сохранять и поддерживать на определенном уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал |
Развить творческий потенциал,
удовлетворенность и |
Менеджмент |
Определить критические
области управляющего воздействия,
приоритетные задачи, обеспечивающие
получение запланированных |
Функции управленческого процесса имеют прямое отношение к ситуационным переменным. Через процесс управления руководители создают и реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения, и оценивается успех организации.
Планирование. С помощью
этой функции определяются цели деятельности
организации, средства и наиболее эффективные
методы для достижения этих целей, основываясь
на оценке потребностей и сдерживающих
факторов внешней среды. Важным элементом
этой функции являются прогнозы возможных
направлений развития и стратегические
планы. На этом этапе фирма должна
определить, каких реальных результатов
она может добиться, оценить свои
сильные и слабые стороны, а также
состояние внешней среды (экономические
условия в данной стране, правительственные
акты, позиции профсоюзов, действия
конкурирующих организаций, предпочтения
потребителей, общественные взгляды, развитие
технологий). Планирование определяет
«место», в котором компания хотела
бы оказаться в будущем, и ведущий
туда маршрут. Планирование — это
определение целей и
Организация. Вслед за планированием наступает черед организации, т. е. принятия решения о методах и инструментах выполнения плана. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей компании. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также одним из переменных. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
Мотивация - это процесс
побуждения других людей к деятельности
для достижения целей организации.
Выполняя эту функцию, руководитель
осуществляет материальное и моральное
стимулирование работников, и создает
наиболее благоприятные условия
для проявления их способностей и
профессионального "роста". При
хорошей мотивации персонал организации
выполняет свои обязанности в
соответствии с целями этой организации
и ее планами. Процесс мотивации
предполагает создание для работников
возможности удовлетворения их потребностей,
при условии надлежащего
Контроль. Эта функция
управления предполагает оценку и анализ
эффективности результатов
Контроль позволяет
Перечисленные выше функции управления являются основными функциями, как управления, так и менеджмента, поэтому можно сказать, что менеджмент и управление два понятия тесно связанные друг с другом и неотделимые друг от друга.
Процесс менеджмента включает четыре этапа:
1.разработку целей
2.определение круга полномочии и обязанностей всех руководителей предприятия;
3.составление реальных
планов достижения
4.контроль, измерение и
оценка работы каждого
Также используется менеджмент-аудит, позволяющий установить новые цели организации.
Нельзя не сказать о лидерстве.
Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями "управление", "руководство", лидер характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип лидерства всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы.
Значение лидерства как одной из функций менеджмента постоянно возрастает. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Но в случае, когда эффективный менеджер высшего звена, также является эффективным лидером, организация получает огромное преимущество. Под лидерством понимается использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации. Эффективное руководство предполагает, что все сотрудники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности. Подразумевается, что мотивироваться к решению поставленных задач могут как непосредственно подчиненные менеджеру сотрудники, так и целые отделы и подразделения. В наш век неопределенности, «упрощения» компаний, международной конкуренции и увеличивающейся степени многообразия рабочей силы способность менеджмента сформировать корпоративную культуру, донести до работников цели организации и создать стимулы для достижения этих целей — критически важный фактор успеха бизнеса.
В заключении отметим, что большинство управленческих решений, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Хорошее управление — это сложный акт балансирования, предполагающего намеренные жертвы, когда это необходимо для общего блага.