Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:13, доклад
Теоретические выкладки и практический опыт предприятий показывают, что деятельность по повышению качества не обязательно приводит к экономическому успеху. Поэтому подобная активность должна оцениваться с позиции хозяйственной выгоды. Еще в 50-е годы сформировалась концепция издержек, связанных с качеством. Однако при ее применении возникает ряд проблем. Наиболее важной из них является оценка прибыльности конкретных мероприятий в рассматриваемом направлении.
То же самое требование имеет место по отношению к компонентам собственного производства, но те которые изготавливаются как серийная продукция, и хранятся до установки в готовое изделие на дополнительном складе. Здесь так же существенным является вопрос о том, виновато ли производственное подразделение, виновато ли неправильное складирование, либо что самое худшее виновата общая конструкция изделия, либо окончательная сборка могла внести существенные дефекты в готовую продукцию. Все эти моменты должны отслеживаться программной системой, и она должна по запросам выдавать соответствующую информацию. Кроме того, есть дополнительные требования. Например, возможность привязки продукции к определенным местам хранения, это может быть связано с условиями безопасного или правильного хранения. Например необходимость хранения в теплом складе, холодном или отсутствие каких-либо дополнительных требований по методам хранения. Косвенным следствием из этих требований являться возможность отслеживания и партионного учета поступающих материалов, компонент и готовой продукции. Таким образом одним из требований к системе должно быть требование возможности разбивать продукцию на партии в зависимости от конкретных характеристик.
Пример.
Одна поставка может состоять из краски, с разным сроком хранения, или имеющей слегка разные цветовые характеристики, при том, что общий цвет - красный. Конечно, краска с просроченным сроком хранения не может использоваться для покраски качественной продукции. Для того чтобы отследить сроки хранения в одной поставке надо разбивать эту поставку на несколько частей, которые называются партиями, и отслеживать сроки хранения каждой партии, отсюда и возникает понятие "партионный учет". В данном случае поставка не является партией, а состоит из партий. Иногда несколько поставок могут образовывать одну партию, если например, продукция имеет сходные характеристики, как например цвет, но приходит разными поставками .
С другой стороны бывает полезно разбить одну поставку, доставленную на предприятие несколькими машинами, на партии в соответствии с тем, какой машиной она доставлена. Если например от этого зависит время нахождения товара на морозе и возможное ухудшение его качественных характеристик. Если это летнее время и вы везли продукцию чувствительна к высокой температуре, или наоборот зимой, чувствительная к низкой температуре, то нужно отслеживать продукцию по каждой доставке, для того чтобы иметь возможность предъявить претензии к перевозчику за неправильную транспортировку продукции. В реальности таких мелочей набегает очень много.
Особым случаем является необходимость отслеживать индивидуальную комплектацию каждого готового изделия, например автомобиля, по серийным номерам его составных частей (номера кузова, двигателя, шасси в привязке к номеру машины). Это, как правило, специальная функция программного продукта.
Что касается третьей компоненты программного обеспечения - систему управления технологическим оборудованием (АСУТП), то мы не будем останавливаться на них долго, так как это очень специфичная отрасль. Отметим только. что для ряда производственных процессов ( как правило автоматизированных и управляемых компьютером) сертификация по ИСО 9001 и ИСО 9002 практически невозможна без наличия системы АСУТП современного уровня, обеспечивающей должный уровень контроля процессов (например температур, длительностей и энергопотребления с малыми допусками). Что однако не исключает, однако, возможности сертификации по ИСО 9003.
В настоящее время достигнуто понимание того, что стандарты серии ИСО 9000, кратко описанные выше, обеспечив построение Системы качества на предприятии, не могут однако обеспечить во-первых ее совершенствование, во-вторых удовлетворенность конечного потребителя, что является основным для рыночно ориентированной экономики. Для того, чтобы разрешить возникающие противоречия и создать всеобъемлющую концепцию качества как системы удовлетворения потребителя и разрабатываются концепции системы всеобщего управления качеством -TQM (Total Quality Management). Предполагается, что все новые стандарты управления качеством будут строиться на основании именно этой концепции.
Рассмотрим ее базовые элементы.
Вовлеченность высшего руководства. Смысл данного требования состоит в том, что весь руководящий состав компании, включая высшее руководство должен быть вовлечен и участвовать в процессе повышения качества, начиная от начальных этапов создания бизнеса и формирования стратегических целей, до конкретных тактических решений, которые могут существенно повлиять на общее управление качеством. Одна из главных задач вовлеченного руководства - это необходимость учета требований качества на самых ранних этапах создания, модернизации бизнеса и не такая уже тактическая задача, как может показаться - это необходимость постоянного стимулирования работников к достижению высших стандартов качества продукции.
Вовлеченность покупателя. Во многих случаях источником информации о нарушении качества является покупатель. Его важнейшая роль в системе управления качеством сказывается в своевременном доведении до поставщика информации о нарушении качества, так и во включенности в процесс создания высококачественного продукта. Покупатель, как источник потребностей должен сообщать о своих потребностях производителю. Но и производитель должен интересоваться этими потребностями, что в России часто отсутствует. Действительно, у нас продукция производилась не та, которая была нужна потребителю, а та которая была включена в план. И делалась она такой не потому, что нужна покупателю, а потому что она была удобна заводу. Это противоречит одному из основных требований TQM которое требует чтобы продукция была нужна. Это общее здравое требование рынка. Зачем производить не нужную продукцию?
Большое значение имеет активное участие покупателя в этом процессе. Ведь отечественный покупатель исходит из того, что магазин создан для того, чтобы он искал там нужный продукт. Покупатель на Западе более активен и всегда стремится получить (в том числе и создать !) нужный продукт. Потому что он уверен, раз ему это нужно, то обязательно найдется тот, кому выгодно это произвести.
Разработка продуктов для
Разработка производственных процессов исходя из требований качества. Производственные процессы рассматриваются в стандарте ИС-9000. Одна из основных задач этих стандартов, как раз установление, разработка производственных процессов для производства качественной продукции. Как основное требование стандартов можно сформулировать то, что должны быть четко разделены неконтролируемые факторы и такие, как возможное неправильное функционирование машин, некачественные материалы, неправильное выполнение рабочими своих обязанностей. Такие контролируемые факторы могут быть устранены в процессе внедрения системы ИС-9000. Однако могут быть и неконтролируемые факторы, такие как резкое изменение температуры, связанное с резким изменением погоды, вибрация, в том числе внешняя (от проезжающего транспорта) и другие причины связанные с природными и внешними по отношению к предприятию факторами. При размещении, дизайне новых предприятий желательно избежать максимально возможного влияния неконтролируемых факторов на производство. Это одна из задач высшего менеджмента - добиться того, чтобы неконтролируемые факторы не возникали вообще.
Контроль производственных процессов для достижения качества. Требование также достаточно очевидное, т.к. если производственные процессы разработаны таким образом, чтобы достигать высшего качества продукции, необходимо их контролировать, чтобы разработанные параметры выполнялись, работники выполняли должностные инструкции и выполнялись требования документации по соответствию нормам, по правильному производству.
Развитие партнерских
Известно, например,
исключительно часто причиной выхода
из строя отечественных
Сейчас выбор
поставщиков расширился, в основном
из-за наших коллег за границей, но сказать,
что повышение конкуренции не
привело к повышению качества
производства на предприятиях. Только
в последнее время стало
Послепродажное обслуживание и после-производственный сервис. Для целого ряда продуктов бытового назначения, таких как стиральные машины, имеет значение не только качество его производства на заводе, но и качественная доставка поставщику. Если машина упала в процессе доставки, то есть очень серьезное основание того, что она не будет работать вообще или будет работать с серьезными дефектами. Не говоря уже о том, что она должна быть должном образом подсоединена к системам водоснабжения, канализации, для того чтобы она стирала, а не заливала квартиру, и не портила белье.
Элементом качества
является сервисное послепродажное
обслуживание, в том числе гарантийное.
Для многих производителей гарантийная
служба является интерфейсом взаимодействия
с покупателями, через который
идет информация о потребностях покупателя
и о прямых дефектах, выявленных
в машинах. Такая информация должна
собираться, обобщаться и доставляться
производителю. Все крупные производители
давно обращают внимание на Российский
рынок, если доля этого рынка заметна,
причем обращая внимание и на его
требования. Например, температурные
перепады, холодные зимы, низкое качество
воды и электроснабжения, характерные
для России оказывают существенное
влияние на требуемое здесь качество
продукции. Гораздо дешевле выпускать
качественную продукцию, которая не
требует гарантийного ремонта, нет
возвратов, чем обеспечивать систему
гарантийных ремонтов. Очень частое
обращение в гарантийные
Вовлеченность работников в процесс управления качеством. Рабочие являются в большинстве случаев важным звеном и наименее контролируемым в процессе производства. Для того чтобы производить качественную продукцию рабочие должны быть должным образом обучены, организованы, т.е. вовремя совершать все технологические (подготовительные и заключительные) операции, мотивированы для производства высококачественной продукции. Если рабочий не получает зарплату в течение нескольких месяцев (лет), то говорить о мотивированности данного рабочего затруднительно. И ожидать, что произведенная им продукция будет отвечать высшим стандартам качества, столь же странно, как требовать от голодного животного, чтобы он не трогал мясо.
В Западной практике используются все те же методы вовлечения работников в процесс управления качеством, которые применялись у нас при социализме: кружки качества, премирование за рационализаторские предложения, создание производственных совещаний, посвященных вопросам улучшения производства продукции. Ничего нового тут не придумано и могут быть использованы методы хорошо известные из прошлого.
Тестирование и стремление к постоянному улучшению, на основе достигнутых результатов. Тестирование в данном случае имеется в виду, как тестирование по абсолютным показателям: проверка качества продукции и тестирование сравнимых образцов или рыночные тесты. Рыночные тесты это тестирование нескольких образцов разных производителей одинаковой продукции с целью выявления наиболее оптимальных решений и неформальный обмен опытом между конкурентами. Это широко практикуется в настоящее время и у нас, во всех разумно организованных производствах.