Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:43, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации.
Задачи данной работы следующие:
- раскрыть понятие конфликта и его виды;
- изучить различные виды конфликтов;
- определить причины, фазы и последствия конфликтов;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами
в организации………………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность конфликта…………………………………………...6
1.2 Причины возникновения конфликтов…………………………………...11
1.3 Фазы и последствия конфликта………………………………………….14
Глава 2. Роль менеджера в предотвращении и разрешении
конфликтов……………………………………………………………………22
2.1 Пути предотвращения конфликтов……………………………………...22
2.2 Пути разрешения и ликвидации конфликтов…………………………..29
Заключение…………………………………………………………………....35
Список литературы…………………………………………………………..37
Шаг второй. Договоритесь о процедуре разрешения конфликта. Если конфликт признан и очевиден, то он не решится посредством эмоций. Договоритесь, где, когда и как вы начнете совместную работу. Это первый шаг на пути к его разрешению. Необходимо заранее обговорить: кто будет принимать участие в обсуждении, где и когда пройдут встречи.
Шаг третий. Определите особенности конфликтной ситуации. Важно определить конфликт в рамках проблемы, подлежащей урегулированию. Обе стороны должны высказаться: в чем они видят противоречия, какие чувства это вызывает. Особенно важно, чтобы каждая сторона оценила свой "вклад" в ситуацию. Насколько возможно, постарайтесь исключить скрытые интересы, личные амбиции или обиды, которые могут исказить суть конфликта и усложнить его разрешение.
Шаг четвертый. Исследуйте возможные варианты решения. На этом этапе целесообразно использовать методы группового анализа, поскольку цель состоит в том, чтобы выработать как можно больше вариантов решения.
Шаг пятый. Добейтесь соглашения. Оценивая выдвинутые предложения, следует выбрать наиболее приемлемые для обеих сторон, то есть прийти к соглашению. Иногда бывает достаточно одной встречи и самого факта переговоров, чтобы уладить разногласия. В других случаях необходимо несколько встреч.
Шаг шестой. Воплощайте план в жизнь. Важно как можно быстрее приступить к разрешению конфликтной ситуации после принятия соглашения. Если это необходимо, составьте документ, фиксирующий результаты переговоров: четко распределите, что должно быть сделано, где и кем.
Шаг седьмой. Оцените принятое решение. Даже при самом удачном соглашении могут оставаться неудовлетворенные, обиженные участники конфликта. Это может проявиться в беседах в виде намеков и невербальных реакций (мимике, жестах). Дайте каждому участнику конфликта возможность высказаться открыто, а именно задайте следующие вопросы: «Насколько вас удовлетворяет ход переговоров? Нет ли у вас впечатления, что готовое решение навязано? В результате принятия решения были ли обеспечены обоюдные выгоды? В процессе принятия решения что вызвало у вас отрицательные эмоции? Что, по-вашему, следует включить в принятое решение дополнительно? Что нам нужно сделать на следующей встрече, чтобы улучшить положение вещей».
Итак, конфликты - это неотъемлемая часть жизни каждой организации. И руководителю важно научиться их конструктивно разрешать. Важно помнить, что в конфликте не должно быть победителей и проигравших. В выигрыше должны быть обе стороны. Так руководитель сможет сохранить не только личные ресурсы, но и ресурсы компании.
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.
Без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение системы причин является результатом, главным образом, системно-генетического анализа конфликтных ситуаций. Необходимо различать причины конфликтов и причины изменений в их характеристиках.
Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предотвращение конфликтов в узком смысле заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предотвращения есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.
Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести:
- умение определить, что общение стало предконфликтным;
- стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента;
- снижение своей общей тревожности и агрессивности;
- умение оценивать свое актуальное психическое состояние;
- постоянная готовность к неконфликтному решению проблем;
- умение улыбнуться;
- не ждать от окружающих слишком многого;
- искренняя заинтересованность в партнере по общению;
- конфликтоустойчивость и чувство юмора.
Соблюдение этих рекомендаций поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они произошли, то конструктивно их разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.
Итак, конфликты - это неотъемлемая часть жизни каждой организации. И руководителю важно научиться их конструктивно разрешать. Важно помнить, что в конфликте не должно быть победителей и проигравших. В выигрыше должны быть обе стороны. Так руководитель сможет сохранить не только личные ресурсы, но и ресурсы компании.
Список литературы
1. В.Н. Лавриненко. «Психология и этика делового общения» Москва: ЮНИТИ, 2005 г.
2. Здравомыслов Л.Г. Социология конфликта. М., 2005.
3. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Политический анализ. – 2006 Ростов н/Д: Изд-во РГУ.
4. Дмитриев А.В. Конфликтология. –2007 М.: Гардарика, 2007.
5. Конфликтология / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 445с.
6.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Проспект, 2006.
7.Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. М.: Юнити, 2005г.
8.Михайлова О.Б. Управление конфликтами // Кадровый менеджмент. 2007, №4.
9.Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. М.: Бизнес-школа, 2005.
10.Сартан Г. Природа конфликта // Кадровое дело 2007, №11.
11.Травин Н.В. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 2005.
12.Кошелев А. Н., Н. Н. Иванникова, Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления Альфа-Пресс, М., 2007 - 83 с.
13.Сомова Л.К. Разрешение конфликтов, Менеджер,2005, № 11.
14.Управление персоналом организации: Учебник\Под ред. А.Я. Кибанова – М.: ИНФРА-М, 2006.- 638 с.
15.Основы менеджмента: Учеб. для вузов \Д.Д. Вачугов. Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др. ; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Школа, 2006, - 367 с.
1 Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – Москва: ЮНИТИ, 2005 г.
2 Здравомыслов Л.Г. Социология конфликта. М., 2005.
3 Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Политический анализ. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006.
4 Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика, 2007.
5 Конфликтология / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 445с.