Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:41, контрольная работа
Экономика персонала (или управление персоналом) является сферой деятельности, характерной для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном использовании персонала.
Персоналом называются все люди, работающие в организациях, в частности на предприятиях, и занятые выполнением соответствующих рабочих заданий. Поэтому в центре внимания находится результативное выполнение заданий, например производство продукции.
Личность руководителя можно рассмотреть с точки зрения трех составляющих: физиологических характеристик; способностей; черт личности.
С возрастом лидера связано немало вопросов: существуют ли какие-то возрастные нормативы руководства, каков возрастной оптимум для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т.д.
Способности, согласно классификации личности, разработанной Шоу, делятся на общие (к ним относится интеллект) и специфические (знания, умения и т.д.). В широком смысле под интеллектом понимается совокупность всех познавательных функций человека от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Исследования американского психолога Физелли показали, что отношения между интеллектом и эффективностью руководства носят криволинейный характер, т.е. наиболее эффективными оказываются руководители не с высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные оценки.
К факторам успешной деятельности руководителя относятся:
· результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;
· желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;
· готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;
· искусство принимать быстрые решения;
· способность сосредоточиваться на настоящем и будущем;
· способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их;
· творческий подход к своей работе;
· постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;
· умение правильно использовать свое время;
· готовность к мотивированию себя и персонала;
· готовность к политическому руководству;
· международный кругозор.
Конечно, и это далеко не полный перечень качеств эффективного руководства – их значительно больше.
Индивидуальные качества руководителя Стогдилл объединил в шесть групп:
1) физические характеристики (возраст, внешний вид, рост, вес);
2) социальное происхождение
(образование, социально-
3) способности (интеллект, рассудительность, знания, умение
выражать свои мысли);
4) личные особенности
(приспособляемость,
5) отношение к задачам
(трудовая мотивация,
6) социальные способности и навыки (готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения) [4, стр. 106].
Прямая зависимость между отдельными чертами человека и занятием им руководящей должности подтверждается все же достаточно редко, это свидетельствует о том, что на их значимость существенно влияет ситуация.
Важное значение для руководителя имеет авторитет среди подчиненных.
В широком смысле под авторитетом личности понимается общепризнанное ее влияние на деятельность руководимого ею коллектива, основанное на знаниях, опыте. В узком смысле авторитет – одна из форм осуществления власти.
В авторитете руководителя можно дифференцировать две стороны: авторитет должностной и личный.
Должностной авторитет определяется должностным положением руководителя и закрепляется правами и обязанностями, определяемыми законами, служебными документами и т.д. Основы и сущность должностного авторитета достаточно понятны.
Личный авторитет руководителя складывается на основе его личных качеств, наиболее существенными из которых являются профессиональные, организаторские, деловые, волевые и нравственные качества.
В числе факторов, снижающих влияние интеллекта на эффективность руководства, — мотивация руководителя, отношения с вышестоящим начальством, отношения с рабочей группой. Недостаточные мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных (группы) и напряженные отношения с вышестоящим начальником снижают влияние интеллекта руководителя.
В последнее время возникла необходимость владения менеджером не только разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, но также и иностранными языками. Многие бизнесмены, решившие начать дело в нашей стране, учат русский язык.
Наиболее часто упоминаемые
в различных исследованиях
Доминантностъ вызывает ассоциации с такими понятиями, как господство, преобладание, влияние, властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству при любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права.
Имеется в виду понятие доминантности как способности руководителя влиять на подчиненных. Руководителю крайне необходимо обладать этой чертой, чтобы эффективно управлять людьми. Но при этом он должен находить у них внутренний отклик. В противном случае стремление руководителя доминировать останется не более чем претензией на власть.
Уверенность в себе предполагает, в первую очередь, то, что на руководителя можно положиться: он поддержит, защитит, явится той "спиной", которая поддержит подчиненного. При таком руководителе проще думать о завтрашнем дне.
Эмоциональная уравновешенность
и стрессоустойчивость
Стремление к достижению цели и предприимчивость будучи важнейшими атрибутами поведения руководителя в условиях рынка, находятся в тесной связи со склонностью к личному риску. Изучая поведение западных бизнесменов, Макклелланд обозначил ряд особенностей:
— для этих людей наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно брать на себя ответственность и решении проблемы;
— они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно разумные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем;
— людям, стремящимся к определенной цели, необходима конкретная обратная связь, информирующая их о том, насколько успешно они справляются с заданием.
Креативность характеризует
способность к творческому
Независимость является важной личностной чертой руководителя. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, поддерживал это свойство в подчиненных.
Общительность — умение вступать в контакт с людьми.
При рассмотрении ряда важнейших личностных черт, способствующих эффективному руководству, нельзя забывать, что с готовым набором этих черт человек не рождается. Все они представляют собой уникальный конгломерат как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий, в которых он живет [4; стр. 137].
Переговоры представляют собой обмен мнениями для достижения какой-либо цели. В деловой жизни мы часто вступаем в переговоры: при поступлении на работу, при обсуждении с деловыми партнерами условий хозяйственного договора, условий купли-продажи товара, при заключении договора аренды помещений и т.п. Переговоры деловых партнеров происходят в равных условиях, — переговоры же подчиненного с руководством или директора организации с представителями налоговой инспекции происходят в неравных условиях.
Переговоры состоят из трех основных стадий: подготовка переговоров, процесс переговоров и достижение согласия. Вот краткая характеристика стадий и этапов деловых переговоров:
1. Подготовка переговоров:
1.1. Выбор средств ведения переговоров
1.2. Установление контакта между сторонами
1.3. Сбор и анализ необходимой для переговоров информации
1.4. Разработка плана переговоров
1.5. Формирование атмосферы взаимного доверия.
2. Процесс переговоров:
2.1. Начало переговорного процесса
2.2. Выявление спорных
вопросов и формулировка
2.3. Раскрытие глубинных интересов сторон
2.4. Разработка вариантов предложений для договоренности.
3. Достижение согласия:
3.1. Выявление вариантов для соглашения
3.2. Окончательное обсуждение вариантов решений
3.3. Достижение формального согласия.
Каждая стадия переговоров состоит из нескольких этапов [6, стр. 67].
1. Стадия подготовки переговоров предусматривает осуществление следующих этапов.
Этап 1.1. Выбор средств ведения переговоров
На этом этапе выявляются совокупность различных подходов или процедур переговоров, средства, которые будут задействованы при их осуществлении; определяются посредники, арбитраж, суд и др., способствующие решению проблемы; выбирается для обеих сторон подход.
Этап 1.2. Установление контакта между сторонами.
На этом этапе устанавливается контакт по телефону, факсу, электронной почте; выявляется желание вступить в переговоры и скоординировать подходы к проблеме; устанавливаются отношения, для которых характерны взаимное согласие, доверие, уважение, часто взаимные симпатии, настроенность на одну волну, развивается переговорное взаимодействие; договариваются об обязательности процедуры переговоров; договариваются о подключении к переговорам всех заинтересованных сторон.
Этап 1.3. Сбор и анализ необходимой для переговоров информации. На этом этапе: выявляются, собираются и анализируются соответствующие сведения о людях и существе дела, имеющие отношение к предмету переговоров; проверяется точность данных; минимизируется вероятность негативного влияния недостоверных или недоступных данных; выявляются основные интересы всех участвующих в переговорах сторон.
Этап 1.4. Разработка плана переговоров. На этом этапе: определяются стратегия и тактика, которые способны привести стороны к соглашению; выявляется тактика, соответствующая ситуации и специфике спорных вопросов, которые будут обсуждаться.
Этап 1.5. Формирование атмосферы взаимного доверия. На этом этапе: ведется психологическая подготовка к участию в переговорах по основным спорным вопросам; подготавливаются условия для восприятия и понимания информации и минимизируется эффект влияния стереотипов; формируется атмосфера признания сторонами законности спорных вопросов; создается обстановка доверия и эффективной коммуникации.
2. Стадия процесса переговоров включает следующие этапы.
Этап 2.1. — это начало переговорного процесса — здесь: представляются участники переговоров; стороны обмениваются суждениями, демонстрируют добрую волю слушать, разделять идеи, открыто предъявлять соображения, желание договориться в мирной обстановке; выстраивается генеральная линия поведения; выясняются взаимные ожидания от переговоров; формируются позиции сторон.
Этап 2.2. Выявление спорных вопросов и формулировка повестки дня. На этом этапе: выявляется область переговоров, имеющая отношение к интересам сторон; выявляются спорные вопросы, которые будут обсуждаться; формулируются спорные вопросы; стороны стремятся к выработке соглашения по спорным вопросам; обсуждение начинается с таких спорных вопросов, разногласия по которым менее серьезны, а вероятность соглашения высокая; используются приемы активного слушания спорных вопросов с получением дополнительной информации.
Этап 2.3. Раскрытие глубинных интересов сторон. На этом этапе: осуществляется изучение спорных вопросов по одному, а затем в комплексе, для того чтобы выявить интересы, потребности и принципиальные отношения переговоров участников переговоров; участники переговоров раскрывают друг перед другом подробно свои интересы, чтобы они были восприняты всеми так же близко, как свои собственные.
Этап 2.4. Разработка вариантов
предложений для
3. Стадия достижения согласия включает следующие этапы.