Управление персоналом на конкретном примере предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 4
1.1.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ПЕРСОНАЛОМ. 4
1.1.1.Принципиальные отличия трудовых ресурсов от другого вида ресурсов. 4
1.1.2.Эшриджская модель. 4
1.1.3.Схема Блейка- Моутон 5
1.1.4. Координирующее руководство. 7
1.1.5. Взаимоотношения с внутренними и внешними клиентами, руководителями, равными по положению, подчиненными. 8
1.2. ЛИЧНЫЕ ФАКТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ. 11
1.2.1. Межличностные различия и мотивация работников. 11
1.2.2. Методы и критерии набора и отбора персонала в организации. 17
1.2.3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация нанятых работников. 19
1.2.4. Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала. 20
1.2.5. Методы оценки работы персонала. 21
1.2.6.Подготовка руководящих кадров. 23
ГЛАВА 2. ПРАКИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ХЛЕБОКОМБИНАТЕ «ПАНИФКООП». 25
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 25
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ. 28
2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПРОДУКЦИИ И ЕГО РЫНКОВ СБЫТА. 31
2.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНО -КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ ПЕРСОНАЛА ХЛЕБОКОМБИНАТА «ПАНИФКООП» И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА. 35
2.5. ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ (КОНТРАКТОВ) НА ПРЕДПРИЯТИИ. 40
2.5.1. Общие положения. 40
2.5.2. Содержание договора (контракта). 44
2.5.3. Прекращение действия договора (контракта). 51
2.5.4. Будущее предприятия – за контрактной системой. 54
2.6. ПОДГОТОВКА КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ. 55
2.6.1. Обучение, переподготовка, повышение квалификации. 55
2.6.2 Подготовка руководящих кадров. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

Вложенные файлы: 1 файл

управление персоналом.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

  Теория Маслоу внесла исключительно  важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней.

  Как отмечает Торенс Митчелл: « В нашем обществе физиологические  потребности и потребность в  безопасности играют относительно  незначительную роль для большинства  людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности.» (Ссылка №2)

 

  Теория потребностей МакКлелланда.

  МакКлелланд считал, что людям  присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

  Потребность власти выражается  как желание воздействовать на  других людей. В рамках иерархической  структуры Маслоу потребность  власти попадает куда-то между  потребностями в уважении и  самовыражении. Люди с потребностью  власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

  Анализируя различные возможные способы удовлетворения потребности власти, МакКлелланд отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей…»

(Ссылка № 3)

  Потребность успеха также  находится где-то посередине между  потребностью в уважении и  потребностью в самовыражении. Эта  потребность удовлетворяется не  провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

  Люди с высокоразвитой потребностью  успеха рискуют умеренно, любят  ситуации, в которых они могут  взять на себя личную ответственность  за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

  Таким образом, если вы хотите  мотивировать людей с потребностью  успеха, вы должны ставить перед  ними задачи с умеренной степенью  риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленной задачи, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

     Мотивация на основании  потребности в причастности по  МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании других отношений, оказывании помощи другим.

Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контракты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.

    

Двухфакторная теория Герцберга.

     Герцберг разработал  еще одну модель мотивации, основанной  на потребности. Согласно выводам  Герцберга, полученные ответы можно  подразделить на две большие  категории, которые он назвал  «гигиеническими факторами» и «мотивацией».

     Гигиенические факторы  связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации – с самим характером  и сущностью работы. Согласно  Герцбергу, при отсутствии или  недостаточной степени присутствия  гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. На их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

     Вот как Герцберг  описывал соотношения между удовлетворенностью  и неудовлетворенностью работой: «Результаты нашего исследования, а также результаты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами, использовавшими совершенно иные методы, позволяют заключить, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адекватную мотивацию – это иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой…»

     Согласно теории Герцберга, наличие гигиенических факторов  не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение  чувства неудовлетворенности работой. Для того, чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «Обогащения» труда. В ходе выполнения программы «Обогащения» труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. Для того, чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

 

     Теория ожиданий.

     Теория ожиданий базируется  на положении о том, что наличие  активной потребности не является  единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Ожидание можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работа с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждения и валентность. Ожидание в отношении затрат труда – результатов (З-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между затраченными усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.

     Ожидания в отношении  результатов – вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. В этом случае, также как и в предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.

     Третий фактор, определяющий  мотивацию в теории ожидания  – это валентность или ценность  поощрения или вознаграждения. Валентность  – это предполагаемая степень  относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности.     

 

 1.2.2. Методы и критерии набора и отбора персонала в организации.

     Набор заключается  в создании необходимого резерва  кандидатов на все должности  и специальности, из которого  организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.

     К средствам внешнего  набора относятся: публикация объявлений  в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах.

     Большинство организаций  предпочитают проводить отбор  в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.

     Популярным методом  набора за счет внутренних  резервов является рассылка информации  об открывающейся вакансии с  приглашением квалифицированных работников.

     Отбор кадров –  на этом этапе при управлении  планированием кадров руководство  отбирает наиболее подходящих  кандидатов из резерва, созданного  в ходе набора. В большинстве  случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляет наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания, то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и его подчиненными. Эффективный отбор кандидатов представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.

     К трем широко применяемым  методам сбора информации, требующейся  для принятия решения при отборе, относится испытания, собеседования  и центры оценки.

     ИСПЫТАНИЯ.

     Поведенческие науки  разработали много видов различных  испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно кандидат сможет  выполнять конкретную работу. Один  из видов отборочных испытаний  предусматривает измерение способностей  выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. Другой вид испытаний предусматривает оценку психологических характеристик, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к детям. Руководство должно дать оценку своим испытаниям и определить, действительно ли люди, хорошо справляющиеся с работой и испытаниями, оказываются более эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количеством баллов.

     ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ.

     В центрах оценивают  способность к выполнению связанных  с работой задач методами моделирования. Один из методов, так называемое  упражнение «в корзине для  бумаг», ставит кандидата на роль  управляющего. Он должен принимать  решения, обращаться в письменной форме с подчиненными, наделять полномочиями, проводить совещания. Кандидатов оценивают по таким характеристикам, как умение выступать, настойчивость, навыки межличностных отношений. К прочим методам отборных центров относятся: устные доклады группе слушателей, исполнения заданной роли, психологический тест.

     СОБЕСЕДОВАНИЕ.

     Собеседование до  сих пор является широко применяемым  методом отбора кадров. Даже работников  неуправленческого состава редко  принимают на работу без хотя  бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев. Вместе с тем, исследования выявили ряд проблем, снижающих эффективность собеседований.

     Существует тенденция  принятия решения о кандидате  на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим.

 

1.2.3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация нанятых работников.

Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересованно в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация – это общественная система, а каждый работник – это личность. Когда новый человек приходит в организации, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний босс нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя его новый босс в действительности предпочитает устное общение.

Информация о работе Управление персоналом на конкретном примере предприятия