Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 07:05, курсовая работа
Рыночная экономика предъявляет требования к квалификации специалистов-руководителей, при этом важной характеристикой профессионализма является избранный стиль руководства.
Управление персоналом является сегодня одной из важнейших экономических дисциплин, которая формирует у будущих специалистов знание нового механизма управления персоналом организации в складывающейся рыночной среде.
Введение...........................................................................................................................3
1. Методологические основы управления персоналом организации.........................4
1.1 Концепция управления персоналом........................................................................4
1.2 Цели и задачи управления персоналом...................................................................9
1.3 Методы управления персоналом............................................................................15
1.4 Кадровая политика организации на разных стадиях ее развития.......................17
2. Профессиональное развитие персонала..................................................................23
2.1 Понятие и виды карьеры.........................................................................................24
2.2 Этапы карьеры..........................................................................................................26
2.3 Планирование карьеры............................................................................................30
2.4 Качества успешного руководителя.........................................................................32
Заключение.....................................................................................................................37
Список использованной литературы............................................................................
Кадровой политикой организации можно назвать документ, описывающий комплекс действий, предпринимаемых организацией и её руководителями по отношению к человеческим ресурсам, т.е. к людям, работающим и намеревающимся работать в организации. Но кадровая политика – не только упомянутый документ, но и практическая его реализация.
Кадровая политика основана на таких основополагающих понятиях, как миссия и видение организации и разрабатывается для реализации её стратегических целей (включая стратегические цели работы с персоналом) наряду с политиками в других областях, такими как, например, политика планирования, маркетинговая политика, клиентская политика, кредитная политика, финансовая политика. Серьёзное влияние на кадровую политику оказывает и корпоративная культура
Серьезное влияние на кадровую политику оказывает корпоративная культура. С другой стороны кадровая политика формируется на базе существующей корпоративной культуры организации, и формируется таким образом, чтобы подкреплять и развивать ее.
Кадровая политика любой организации состоит из типовых компонентов, комбинируемых в различной пропорции:
Все перечисленные области работы с персоналом реализуются на трех её уровнях:
На уровне организации принимаются наиболее важные решения, определяющие кадровую политику. Линейные руководители, непосредственно работающие с подчинёнными, реализуют кадровую политику организации на уровне подразделений. И каждый сотрудник является не только объектом, но и субъектом кадровой политики, т. е. может внести свой вклад в её реализацию, исходя из собственных интересов.
Кадровая политика организации существенно зависит от целого ряда характеристик бизнеса, таких как его размер, отрасль и, конечно, стадия развития. В литературе принято рассматривать до 5–7 стадий жизненного цикла организации. Рассмотрим три типовых этапа, характерных для большинства организаций:
Первая стадия – быстрый рост. Она характерна для организаций, выходящих на рынок, а также для организаций, работающих на растущем рынке. Кроме того, подобная стадия может образоваться в жизни организации, руководство которой принимает энергичные меры к экспансии на рынке, даже если сам рынок и не растёт.
Организации, находящиеся на данной стадии, для обеспечения развития должны энергично набирать персонал и мотивировать его на высокие результаты, как правило, с помощью высоких премий, увязанных с ростом рыночных показателей организации. Одновременно происходит достаточно быстрое продвижение сотрудников, хорошо проявивших себя в качестве исполнителей, на руководящие должности. Быстрый набор персонала имеет и побочное последствие – достаточно большое количество ошибок при наборе и, вследствие этого, высокий уровень текучести персонала.
На этой стадии развития организации редко уделяют серьёзное внимание обучению персонала, за исключением введения в должность. Как правило, "не доходят руки" и до формализации структуры, разработки положений о подразделениях, создания системы описаний должностей, регулярной оценки персонала.
Типичным завершением первой стадии является её переход во вторую – стадию стабилизации. Стабилизация не означает застоя, а скорее, означает стабильный рост со скоростью, близкой к скорости роста рынка. Если же рынок не растёт или даже падает, организация, находящаяся на стадии стабилизации, борется за удержание доли на рынке или её умеренное увеличение при удержании объёмных показателей.
На этой стадии организация не получает сверхдоходов и вынуждена заботиться о повышении эффективности своей деятельности, в том числе, за счёт улучшения работы персонала. Как правило, компании начинают развивать внутреннее и внешнее обучение персонала, разрабатывать структуру, положения о подразделениях, описания должностей, вводить на этой основе регулярную оценку (аттестацию) персонала и систему окладов. Ещё одной типичной стадией развития организации является кризис. Эта стадия может следовать как после стадии быстрого роста, так и после стабилизации. В условиях кризиса происходит падение всех маркетинговых и финансовых показателей компании. Если руководство организации надеется спасти её, оно принимает меры по сокращению персонала, упорядочению и сокращению окладов сотрудников. Как инструмент упорядочения окладов и сокращения штатов может применяться аттестация. В целях сохранения потенциала компании в ней может проводиться внутреннее обучение сотрудников смежным специальностям.
Управление персоналом это совокупность принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на персонал, обеспечивающих максимальное использование интеллектуальных и физических способностей работников при выполнении трудовых функций для достижения целей предприятия. Под системой управления персоналом предприятия понимают упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает индивидуальными качествами, не присущими каждому из входящих в нее элементов. Методы управления персоналом делятся на социально-психологические, административные и социальные.
Этапы процесса управления персоналом предприятия: планирование необходимых трудовых ресурсов; набор персонала и создание резерва персональных кандидатов; определение заработной платы и льгот; профессиональная ориентация и адаптация персонала; профессиональная подготовка кадров и повышение квалификации; оценка персонала предприятия; управление конфликтами на предприятии.
Принципы управления персоналом это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как "метод кнута".
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов, достаточно трудно определить силу их воздействия и конечный эффект.
С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Эти методы основаны на использовании экономического механизма.
Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как "метод пряника".
Цель кадрового планирования состоит в том, чтобы предоставить работникам рабочие места в нужное время и в необходимом количестве в соответствии с их способностями и требованиями предприятия. Процесс приема на работу состоит из детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату, подбора, отбора кандидатов и приема на работу. Заработная плата определяется на основе анализа прибыльности организации и условий на рынке труда. Для разработки программы по профессиональному обучению персонала на предприятии необходимо выработать конкретный план работ и определить, какие виды обучения необходимы в зависимости от способностей и знаний работников. Для поддержания работоспособности персонала необходимо разработать системы оценки эффективности его труда.
/6, 7/.
2 Профессиональное развитие персонала
Несоответствие квалификации персонала компании ее потребностям отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.
Осознавая возрастающее в последние годы значение профессионального обучения для успешного функционирования любой организации, ведущие компании в большинстве своем взяли на себя обновление квалификации сотрудников. Обеспечение такого обучения стало одним из основных аспектов управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний.
Профессиональное обучение важно и для розничного бизнеса - успех небольших фирм сегодня также зависит от способности их сотрудников грамотно и качественно оказывать услуги покупателю.
Ключевой момент в управлении профессиональным развитием - определение потребностей организации в этой области. Речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребности в профразвитии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела персонала (отдела развития персонала), самого сотрудника и его руководителя.
/1, 3, 5/.
2.1 Понятие и виды карьеры
Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Различают профессиональную и внутриорганизационную карьеру.
Профессиональная карьера это рост знаний, умений, навыков. Она может идти по линии специализации (овладение системой знаний и навыков в одной области деятельности) или транспрофессионализации. Профессиональная карьера может быть обеспечена при работе как в одной, так и в разных организациях.
Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации и может быть реализована в направлениях:
В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой.
Менеджер по персоналу при приеме на работу нового сотрудника должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное – специфику индивидуальной мотивации.
Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер, которое предполагает выполнение ряда задач:
/2,3/.
2.2 Этапы карьеры
Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. На разных этапах карьеры человек удовлетворяет разные потребности .
В течение предварительного периода человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если такой вид находится сразу, начинается процесс самоутверждения как личности, человек заботится о безопасности существования.
На этапе становления работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность установления независимости.
Существует 6 этапов карьеры:
Обычно в возрасте до 30 лет создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать зарплату, уровень которой выше прожиточного минимума.